Алексей Попов: «Считайте, что электронный паспорт – это УЭК-2»
Сроки начала выдачи универсальной электронной карты постоянно переносились, государство отказалось от финансирования этого проекта, а руководство ответственной корпорации – ОАО «УЭК» поменялось за короткий промежуток времени. Сейчас, по словам президента «УЭК» Алексея Попова, карту получили менее 100 тысяч человек: причина такого незначительного количества в том, что регионы не активно участвуют в этом процессе. В интервью Slon Попов рассказал о том, почему было принято решение отказаться от обязательной выдачи универсальной карты, которая, по сути, сейчас является платформой для более масштабного проекта под названием «электронный паспорт». Ожидается, что в первые годы его внедрения бумажный паспорт на пластик заменят около 40 млн российских граждан.
– Сколько человек уже получили универсальную электронную карту?
– Пока немного, на данный момент меньше 100 тысяч человек. Но мы рассчитываем, что спрос будет расти. Недавно произошло два важных события – возможность принимать УЭК на портале www.gosuslugi.ru и повсеместный запуск транспортного приложения на карте. Надо отметить, что скорость распространения УЭК на 99 процентов зависит от позиции губернатора конкретного региона – хочет ли он предоставлять своим гражданам такую услугу.
– Он должен как-то агитировать людей получать карту?
– В первую очередь губернатор сам получает карту, при прессе, показывает, зачем она нужна. Дальше этот процесс подхватывает региональное правительство, поддержку оказывают Сбербанк, сеть многофункциональных центров. Тем регионам, которые хотят выпускать карты, но не имеют на это денег, Сбербанк и банки-партнеры предлагают инвестиционную программу. Она заключается в том, что мы создаем с регионом совместное предприятие, вносим туда средства, предприятие занимается эмиссией карт и всем процессингом операций на транспорте и в ЖКХ.
– Какие регионы проявляют активность, а какие, напротив, пока в аутсайдерах?
– Аутсайдеров я называть не хочу, а лидеры – это 10 регионов, в том числе Тульская, Астраханская, Калужская, Владимирская области, Удмуртия и т.д. Десять регионов – это уже число.
– Что тормозит внедрение карт в других регионах? Нежелание губернаторов?
– Те губернаторы, которые не приняли решение о развитии этого проекта, сознательно этого не делают. Выпуск карты стоит денег, но чтобы их получить у нас, нужен конкретный план действий, а в первую очередь оформленное желание, губернаторам надо просто этим заняться.
– Можно ли считать УЭК полноценной, если еще не в полной мере заработало электронное правительство?
– Карта является ключом доступа к получению госуслуг онлайн, но, к сожалению, еще не все услуги доступны. Буксует проект модернизации здравоохранения, поэтому пока нельзя получить доступ к электронной медицинской карте пациента, но зато кое-где уже можно использовать ее как инструмент для записи на прием к врачу. Например, в Москве через банкоматы Сбербанка можно записаться на прием в поликлинику, и это востребовано. В целом проект электронного правительства не завершен, но есть успешные примеры предоставления услуг отдельными ведомствами – Федеральной налоговой службой, Росреестром. Через УЭК можно получить много региональных услуг – по выдаче субсидий, пособий.
– Пока не очень много банков присоединилось к проекту, банки считают участие в нем невыгодным для себя с экономической точки зрения. Как вы будете их стимулировать?
– Никак. Банки присоединяются, если они видят свои перспективы в работе с конкретной администрацией конкретного региона. Например, крупные банки, такие как «ВТБ24», «Альфа-банк» ни к какому региону не привязаны, у них другая история деятельности. Я думаю, что они к этому проекту подключатся, но в последнюю очередь. Те банки, которые присоединились к проекту, – это крупные региональные организации, которые заинтересованы в укреплении своих позиций.
– То есть для них это больше имиджевый проект, чем коммерческий, возможность себя прорекламировать?
– Я бы так не сказал. Банки в регионах и так довольно известны, им не надо себя рекламировать. Для банка главная задача – увеличение объема средств на счетах клиентов. Банки за счет держателей универсальной карты наращивают пассивную базу.
– Но ведь это небольшие суммы, УЭК выполняет прежде всего социальную функцию, вряд ли она будет активно используемым расчетным инструментом, тем более и сфера ее применения ограничена – например, ею нельзя пользоваться за границей.
– Держатель УЭК пользуется транспортом – уже остаток. Оплачивает различные госуслуги, услуги ЖКХ, платит за ребенка в детском саду, за спортивные школы. В результате на карте может оказаться половина заработанных средств, если мы рассматриваем среднестатистического гражданина.
– Недавно Минкомсвязи заявило, что универсальные карты не будут выдавать в обязательном порядке, хотя изначально планировалось, что их получат все граждане, кроме тех, кто напишет заявление об отказе. В чем причина такого разворота? Проект оказался слишком затратным?
– Как известно, сейчас в правительстве с нашим участием осуществляется подготовка закона об электронном паспорте гражданина. Обязательность паспортов обусловлена не наступлением календарного периода, а достижением гражданином определенного возраста. В связи с этим осенью этого года планируется принятие комплексного законопроекта, отменяющего обязательность получения универсальной электронной карты с 1 января 2014 года и устанавливающего обязательность получения гражданином РФ электронного паспорта. При этом заявительный порядок получения УЭК сохранится, и мы рассчитываем до начала выдачи электронных паспортов выдать 12 млн карт.
– Тогда и получать ее сейчас особого смысла нет, можно дождаться полноценного паспорта со всеми функциями УЭК, да и электронное правительство, может быть, к тому времени полностью заработает.
– Некоторые услуги электронного правительства доступны и сейчас, и карта открывает к ним доступ, почему бы не воспользоваться такой возможностью? УЭК – это некая первая стадия электронного паспорта, которая доступна уже сейчас. Все услуги, которые уже сейчас можно получать по УЭК, можно будет получить и с помощью электронного паспорта. Считайте, что электронный паспорт – это УЭК-2, только выдаваться они будут в отделениях Федеральной миграционной службы. Срок действия УЭК составляет пять лет, как раз и будет логично по истечении этого срока получать не УЭК, а электронный паспорт.
– То есть бренд УЭК исчезнет?
– Он останется на платежной системе, используемой в паспорте.
– Электронный паспорт будет выдаваться в обязательном порядке?
– Я бы и электронный паспорт не вводил в обязательном порядке, в течение первых десяти лет можно допустить хождение бумажных паспортов. Резкие движения недопустимы.
– Есть ли оценки, сколько человек захотят получить такой паспорт?
– В Германии за три года существования подобного проекта из 100 млн немцев электронными паспортами стали пользоваться 20 млн. Это хорошая статистика. Учитывая, что пиетет русского человека перед удостоверением личности выше, чем у европейца, думаю, что если у нас в первые годы количество получивших новый паспорт составит 40 млн, то это будет очень хорошим результатом.