Как в регионах СЗФО организуют службы быстрого доступа к госуслугам
К 2015 году не менее 90 процентов граждан должны иметь доступ к получению госуслуг, предоставляемых по принципу "одного окна" - через многофункциональные центры. Как в регионах СЗФО внедряют новые сервисы, облегчающие жизнь населению, выясняли корреспонденты "РГ".
Лидерами по развитию сети быстрого доступа к гражданским сервисам в СЗФО являются Санкт-Петербург и Новгородская область. А вот в Ленинградской, Псковской и Калининградской областях, как отмечалось на заседании комиссии при президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития страны, работа идет медленно.
Между тем, Калининградская область, названная в числе худших в стране по организации сервиса, была среди пионеров создания МФЦ. В 2008 году в Гурьевске, который попал в число семи российских городов-первопроходцев, начала действовать комплексная служба "одного окна". Однако опыт "пилота" не получил продолжения: первый МФЦ в области остался единственным. Исправить эту ситуацию калининградское правительство намеревалось в ближайшие два года: создать 24 многофункциональных центра и использовать 45 офисов организаций с развитой филиальной сетью ("Почты России" или Сбербанка) и открыть на их базе не менее 300 "окошек" обслуживания. Однако озвученные три месяца назад планы пришлось срочно корректировать и конкретизировать.
-До конца 2015 года должны заработать 24 МФЦ и 49 удаленных рабочих мест (в общей сложности не менее 275 окон), что обеспечит целевой охват не менее 90 процентов населения региона, - заявил вице-губернатор области Константин Суслов.
В отличие от Калининграда, в Мурманске и Архангельске первые МФЦ появились только в прошлом году. Но в Заполярье, к примеру, сегодня насчитывается уже шесть сервисных структур, включая отделения в административных округах и районах области. В Поморье открылись три филиала. В Вологодской области в 2013 году запустили четыре "однооконных" учреждения. В текущем году заработал головной МФЦ с платежными терминалами и инфокиосками в Череповце, в перечне услуг этого учреждения, как и действующего в Вологде, значатся 90 наименований.
Правда, к качеству работы МФЦ в ряде регионов есть претензии. Далеко не все центры предоставляют обязательный перечень из 15 госуслуг. Не все центры, если заглянуть на их сайты, ведут опросы среди посетителей, отслеживают помесячно динамику обращений, как это делают, к примеру, в Санкт-Петербурге. Данные городского портала государственных и муниципальных услуг свидетельствуют о том, что все больше людей идут в офисы, исключающие прямые контакты с чиновниками. Правда, чтобы удовлетворить запросы населения, по мнению экспертов, не нужно гнаться за увеличением количества стационарных окон. При их размещении следует учитывать плотность населения территории. Ведь очевидно, что за тридевять земель люди не поедут за госуслугами. А в селах с населением в две-три тысячи МФЦ окажется невостребованным. Лучше использовать экстерриториальные "передвижки", которые будут обслуживать всех обратившихся в выездную "приемную" граждан, вне зависимости от их прописки, рекомендуют губернаторам эксперты. Это и дешевле по затратам, ведь создание и обеспечение текущей деятельности МФЦ финансируется главным образом из регионального бюджета.
С этой проблемой столкнулись в Псковской области, где 26 процентов населения проживают в небольших населенных пунктах. Численность этих муниципальных образований, согласно методике, утвержденной комиссией правительства РФ, не предусматривает открытия единых окон обслуживания, пояснил корреспонденту "РГ" начальник управления информационных технологий администрации региона Юрий Колесников.
- Чтобы снять неопределенность, затрудняющую проектирование сети МФЦ на территории области, мы неоднократно обращались в минэкономразвития, - уточнил чиновник. - В ноябре 2013 года были внесены изменения в методику, отчасти учитывающие особенности расселения в субъектах РФ. А в декабре в Пскове открылся первый многофункциональный центр.
Сейчас центр предоставляет 12 госуслуг, к 2015 году их должно быть 30. В текущем году в регионе запланировано открыть 14 МФЦ и 110 окон приема, в следующем - 10 центров и 50 окон.
Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов:
- На мой взгляд, не стоит нагружать МФЦ большим количеством госуслуг. Эта задача непосильная потому, что найти универсальных специалистов, способных ответить на все вопросы посетителей, трудно. Есть уникальные услуги, которые человеку потребуются, может, раз в десять лет, и для этого его следует просто сориентировать в поиске нужного адреса. Это могут сделать консультанты небольших центров - дать электронный поисковик на портале того или иного ведомства. Нецелесообразно создавать службы "одного окна", что называется, на каждом шагу. Чтобы достичь 90-процентного охвата населения, наряду с предоставлением госуслуг в многофункциональном центре, должны использоваться услуги в электронной форме.
http://www.rg.ru/2014/06/03/reg-szfo/gosuslugi.html