Продавец "облака"

Автор: Ксения Садовская 6 ноября 2012 г. 22:23:56 4 475   0

Государственные услуги в электронном виде — первый проект "Ростелекома" как сервис-провайдера. Компания не строила отдельное законченное решение для каждого субъекта федерации, а предоставляет им госуслуги как сервис на основе "облачных" технологий. "Ростелеком" намерен и дальше увеличивать активность в этой сфере. Согласно стратегии компании, на долю "облачных" проектов в 2015 году должно прийтись 20% ее выручки.

Готовь сани летом
В 2011 году проект госуслуг принес "Ростелекому" 2,76 млрд руб., или 1% выручки. Доходы от этого направления возрастут, но основную часть будущих доходов "Ростелеком" ожидает получить от коммерческих сервисов в сфере ЖКХ, медицины, образования, "безопасного города", проекта 112. В марте 2011 года компания начала разработку национальной "облачной платформы" О7 — комплекса интегрированных информационных систем, предназначенного для предоставления органам исполнительной власти различного уровня, органам местного самоуправления, коммерческим организациям и физическим лицам услуг по "облачной" модели. Онлайн-сервисы О7 в тестовом режиме "Ростелеком" запустил весной текущего года. 
Сервис "О7.Медицина" предназначен для автоматизации взаимодействия всех участников медицинского процесса. Предполагается, что лечебно-профилактическое учреждение, подключившись к нему, сможет получить доступ к системе электронной регистратуры, единым электронным медкартам пациентов, системе электронного документооборота. Потребителям медуслуг внедрение такого сервиса даст возможность узнать расписание врачей и записаться на прием через интернет, "переносить" историю болезней из одной больницы в другую, не сдавать по несколько раз одни и те же анализы — все это будет храниться в централизованной электронной карте. Речь может идти и о спасении жизни. "Например, если к человеку по вызову приедет скорая, врач сможет получить его электронную карту, анализы и историю болезни на месте и приступать к лечению сразу",— отмечает Алексей Нащекин. 
"O7.Образование" позволит родителям записывать детей в электронную очередь в детский сад и школу, получать доступ к электронному дневнику, расписанию уроков, результатам экзаменов, информации о родительских собраниях и других школьных мероприятиях. Для учителей это возможность вести электронный классный журнала и поурочное планирование, создавать базу единого государственного экзамена и загружать результаты на единый портал госуслуг. Также учебное учреждение сможет получить доступ к программам "Электронная школа", "Электронный детский сад", системе централизованного предоставления учебного контента. Речь идет о лицензионном электронном контенте. 
"О7.ЖКХ" для органов государственной власти и местного самоуправления позволит получать мониторинги работы всех служб и исполнения инвестиционных программ, координировать деятельность управляющих организаций. Последним сервис позволит внедрить современные биллинговые и платежные сервисы и проводить расчеты по многоставочным тарифам с возможностью автоматизированного сбора показаний с общедомовых и индивидуальных счетчиков. Населению — удаленно получать сведения о состоянии лицевого счета, заказывать необходимые справки, вводить показания индивидуальных приборов учета, оплачивать счета и заказывать дополнительные услуги. 
"О7.Сити" даст возможность проводить мониторинг состояния инфраструктуры, дорог и других городских объектов, собирать данные о чрезвычайных происшествиях природного характера (пожары, наводнения) и метеорологической обстановке. Подсистема видеомониторинга предполагает установку промышленных камер наблюдения в городе, сбор и обработку информации с бытовых видеоустройств, поиск и анализ видеоданных. Подсистема мониторинга и управления транспортом — оптимизацию работы общественного транспорта и управлять парковками, осуществлять видеоконтроль соблюдения ПДД. Подсистема информирования населения — информирование населения об угрозах и чрезвычайных ситуациях в городе. 
"О7.112" предназначена для вызова экстренных оперативных служб по принципу "одного окна" с использованием единого номера 112 и координировать службы различных ведомств. Использование системы "О7.112" вместе с "О7.Сити" позволит оперативно выделять силы и средства реагирования. 
"О7.Бизнес" предназначен для предприятий малого и среднего бизнеса, бюджетных учреждений, органов госвласти и местного самоуправления. С ее помощью можно автоматизировать бухгалтерский учет, ведение клиентской базы, анализа продаж, документооборота. Предоставляет доступ к веб-версиям приложений MS Office и 1С, виртуальной IP АТС. 
"О7.ДОК" — "облачная" система электронного документооборота. 
 
Время собирать камни
Дело за малым — убедить ведомства и организации, отвечающие за медицину, образование, ЖКХ, безопасность и прочее, в необходимости подобных сервисов и, что более важно, в целесообразности использования "облачных" технологий при их организации. Первое "Ростелекому отчасти удалось. 
В начале года Минздравсоцразвития подвел итоги двух конкурсов: на создание первой очереди интегрированной медицинской электронной карты и сервисов к ней, а также на создание электронной регистратуры. Победил "Ростелеком", предложив по обоим контрактам сумму 1 рубль. 
В "Ростелекоме" объясняли, что еще в 2011 году создали программный комплекс в области медицины стоимостью более 100 млн руб. на средства, выделенные на НИОКР в рамках собственной программы инновационного развития. Поскольку компания имела на балансе актив, любые части которого она может предлагать за любую цену, в конкурсах была предложена символичная сумма контрактов. Другие участники рынка предполагали, что "Ростелеком" сознательно шел на такой шаг: после победы в конкурсе на федеральном уровне шансы выиграть на региональном высоки, поскольку регионы будут копировать методику и готовые решения федерального центра. 
В сфере ЖКХ компания рассчитывает принять участие в проекте государственной информационной системы ЖКХ. Минрегион подготовил проект закона о создании такой системы. "Ростелеком" активно разрабатывает решения в сфере ЖКХ. Зарабатывать "Ростелеком" планирует на нижнем уровне — муниципальном. Компания намеревается обеспечить возможность оплаты ЖКХ и на портале gosuslugi.ru. в личном кабинете плательщика. 
В проекте "112" "Ростелеком" также может опередить конкурентов. В августе в Госдуму были внесены поправки, согласно которым проект должен стартовать в январе 2013 года, а заработать по всей стране — в течение трех лет. "При необходимости форсировать разработку платформа О7 "Ростелекома" может оказаться очень кстати",— отмечает один из участников рынка. Как и в случае с конкурсами Минздрава, у "Ростелекома" уже есть готовое решение. Компания даже начала его продавать — например, заключено соглашение с "КЭС-Холдингом" о сотрудничестве в сфере совершенствования систем учета потребления энергетических ресурсов и расчетов с потребителями. Испытания проходят в регионах. Например, любая управляющая компания сможет приобрести у оператора систему и на ее движке запустить портал самообслуживания, интегрированный со всеми системами. При этом "Ростелеком" планирует вывести возможность оплаты ЖКХ и на портал gosuslugi.ru, к которому уже подключил 135 муниципалитетов, в том числе в городах-миллионниках. Это позволит жителям оплачивать услуги ЖКХ в личном кабинете портала. 
Похожая история с "Безопасным городом". МВД начало работу над созданием программно-аппаратного комплекса (АПК) "Безопасный город" еще в 2005 году. С тех пор прошло несколько его испытаний, в том числе в Москве. В 2007 году было выпущено решение о создании типовой модели АПК "Безопасный город". "При этом общих установок относительно того, какие системы она должна включать, как они должны быть реализованы, не было. В регионах разворачиваются системы видеонаблюдения, создаются ситуационные центры. Но вся эта деятельность не имеет единого координатора на федеральном уровне, поэтому где-то работа по созданию систем безопасности ведется хорошо, а где-то и не начиналась",— говорит один из участников ИТ-рынка. 
Решение о необходимости выбрать "главного ответственного" и выработать регламенты было принято в июне. Параллельно "Ростелеком" уже несколько месяцев работает над созданием опытного образца такой системы. "Поэтому, когда будет объявлен государственный конкурс на разработку типового решения, у него большие шансы выиграть тендер, как это было в случае с проектами Минздрава",— считает собеседник BG. 
Однако пока использование "облачных" технологий, на которых построены решения "Ростелекома", непопулярно среди госорганов. Среди больших проектов только внедрение системы электронного документооборота в Минкомсвязи в июле. Физически система расположена на серверах в дата-центре федерального технопарка "ИТ-парк" в Казани. Но Минкомсвязи прорабатывает вопрос рекомендаций по использованию "облачных" технологий, то есть хочет обязать другие ведомства делать хотя бы часть проектов по информатизации с помощью "облаков". "Их планируется опубликовать в конце 2012 года, чтобы в 2013 году ведомства могли их использовать",— рассказали в министерстве. 

 
За и против
По оценке "Ростелекома", в среднем затраты на создание информационной системы органов власти региона составляют около 400 млн руб., а муниципалитета — около 30 млн руб. При этом сроки внедрения системы составляют два-три года. Использование "облачной" модели позволяет сократить затраты до 120 млн и 1 млн руб. соответственно, а сроки внедрения — до четырех-пяти месяцев. 
По сравнению с тем, как информатизация проводится сейчас, использование "облачных" технологий при информатизации всех стратегически важных сфер даст экономический эффект в размере 1 трлн руб., уверяют в "Ростелекоме". "Во-первых, у государства нет этого триллиона на информатизацию. Во-вторых, в стране нет столько ИТ-специалистов, чтобы осуществить все эти проекты",— говорит Алексей Нащекин. 
При этом программное обеспечение "Ростелеком" разрабатывал совместно с партнерами — например, NVision Group участвовала в разработке сервиса "О7.112", а ГК "Барс Групп" — "О7.Образование", КИР — "О7.Здравоохранение". При реализации проектов "Ростелеком" будет отчислять им процент прибыли (какой — не раскрывается). Однако вычислительную и канальную инфраструктуру компания планирует использовать только свою: в этом случае ей удастся выйти на желаемую маржинальность проектов — 35-40%. 
По данным IDC, по итогам 2011 года объем ИТ-рынка в России составил $32,11 млрд (943,7 млрд руб. по усредненному курсу), из них на госсектор приходилось $2,99 млрд (87,87 млрд руб.). Последнее значение близко к размеру общего бюджета на информатизацию федеральных органов власти. По данным Минкомсвязи, в этом году он составит 80,3 млрд руб. Около 20 млрд руб. из этой суммы предусмотрено на развитие телекоммуникационных услуг и технической инфраструктуры. 
Эксперты рынка согласны, что "облачные" технологии необходимо применять в процессах информатизации. "В "облачном" подходе "Ростелекома", бесспорно, есть свои плюсы,— рассуждает управляющий директор системного интегратора "Техносерв" Сергей Корнеев.— Ключевой из них — единообразие сервисов в различных регионах. Кроме того, развертывая свои сервисы на базе "облачной" инфраструктуры "Ростелекома", власти избавляют себя от забот о развитии и модернизации собственной ИТ-инфраструктуры. Они покупают ее как услугу — нужное количество дискового пространства или вычислительных ресурсов". В то же время, по оценке господина Корнеева, только половина регионов намерена создать свои платформы совместно с "Ростелекомом". Остальные делают собственную инфраструктуру. Однако и в этом случае будут использоваться облачные технологии, но сервис будет предоставляться из собственных центров обработки данных (ЦОД), а не "Ростелекома". 
"Чаще всего регионы, которые собираются создавать собственные сервисы самостоятельно, объясняю это отсутствием надежных и зарезервированных каналов нужной пропускной способности до существующих ЦОДов "Ростелекома". Если населению в течение нескольких часов недоступен обычный информационный сервис, беды не будет, а если это сервис Службы 112 или медицинская информация... Здесь счет идет на минуты, от которых зависят жизни",— говорит Сергей Корнеев. В отдельных случаях сетевой инфраструктуры нет вовсе. "Некоторые поликлиники испытывают проблемы даже с отоплением или вентиляцией, не то что с каналами связи. А сетевая инфраструктура имеет решающее значение для успеха "облачного" проекта",— отмечает представитель одной из ИТ-компаний. 
"Решение вопроса информационной безопасности — это краеугольный камень для "облачных" технологий,— согласен гендиректор "АМТ-груп" Александр Гольцов.— Они не могут быть на 100% использованы для работы с определенными видами данных (в том числе персональными), такими, как, к примеру, данные ЗАГС, медицинские данные и т. д.". 
Власти регионов также беспокоят сроки, которые уйдут на интеграцию и адаптацию их информационных систем под "облако" "Ростелекома". Власти регионов беспокоит и последующий период взаимоотношений с оператором, когда услуги начнут оказываться. Клиенты, будь то физические лица, поликлиники или регион в целом, не уверены, что "Ростелеком" выставит им адекватные цены на свои решения, поскольку компания будет монополистом, единственным поставщиком услуги. К тому же при облачной инфраструктуре трудно определить, в чьей зоне ответственности произошел сбой, перечисляет Сергей Корнеев. 
В то же время реализация всего комплекса задач по информатизации региональных ИТ-проектов требует создания на местах ЦОДов, контакт-центров, модернизации телеком-инфраструктуры и внедрения специализированных программных комплексов. "Можно не сомневаться в том, что объема работ хватит и на "Ростелеком", и на всех интеграторов, как местных, так и федеральных",— заключает эксперт. 

 


http://kommersant.ru/doc/2057461






Тэги:   #облачные технологии   #информационное общество. электронное правительство  

0