Электронное правительство. Если бы оно у нас работало – сегодня я был бы счастлив!
Электронное правительство, при рациональном подходе к нему, может стать хорошим вкладом как в реформы в частности, так и в нашу повседневную жизнь в целом.
Даже предположив серьезные начальные вложения (хотя тут тоже возможны варианты), себестоимость электронной услуги намного ниже такого же «hand-made» сервиса в исполнении чиновника. Налицо удобство для людей: электронные услуги точнее, прогнозированней, удобней, их получение занимает меньше времени, не нужно ехать в госорган, стоять в очередях. Отсутствие прослойки в виде чиновника убирает коррупционную составляющую. Повышается доверие к государству и к конкретному правительству, самооценка общества. Вызывающей доверие платформой электронного правительства обязательно захотят воспользоваться коммерческие структуры, а это почва и для дополнительных услуг гражданам, и для доходов государства за использование его инфраструктуры и баз данных.
Буквально сегодня довелось столкнуться с дикими очередями как в районном ОВИРе, так и в альтернативном паспортном сервисе. Сразу возник вопрос: как бы могло выглядеть решение, которое спасло бы от мучительной потери времени и нервов? А, возможно, и сэкономило бы деньги.
Ну вот примерно так:
* Я, на сайте паспортной службы, используя мой электронный идентификатор (например, ЭЦП), регистрирую заявку.
* К ней я прикрепляю файл с моим фото, подписываю его ЭЦП. Если моего фото еще нет в государственных базах, но при первичной регистрации в электронном правительстве она могла бы там и появиться.
* Тут же через Интернет оплачиваю нужные счета, или ввожу реквизиты платежек, если сделал это ранее.
* Получаю на электронную почту подтверждение об успешной регистрации заявки и примерное время готовности паспорта.
* В процессе обработки заявки из различных государственных баз данных поступает информация о моем внутреннем, заграничном паспорте, идентификационном налоговом коде, судимости/несудимости и т.п.
* В случае необходимости нотариально заверенных документов (например, разрешения на выезд ребенка) информация о их наличии и реквизитах поступает из соответствующих баз Минюста.
* После печати паспорта мне на электронную почту приходит оповещение.
* Я, через систему электронных очередей, резервирую время, когда заберу паспорт.
* И вот – я, счастливый, забираю паспорт страны, которой горжусь, потому как чувствую, что она современная и ей на меня не наплевать!
Что самое потрясающее в этой фантазии – что в каждом из пунктов государство стоит буквально в одном-двух шагах от реализации этих задач.
Необходимо широкое распространение средств электронной идентификации (на начальном этапе и ЭЦП подойдет), создание сервисов для пользователей (через ведомственные или специализированные веб-сайты), создание системы обмена информацией между органами власти, синхронизация ведомственных реестров.
Но каждая из этих задач – вполне достижима, физически реализуема, при разумном подходе – и не требует космических затрат. Внутренние же системы у ведомств развиты на достаточном уровне, чтобы обеспечить нужные сервисы.
Именно в этом я вижу важность и необходимость развития многих сервисов электронного правительства – общая степень готовности к их запуску очень высока, осталось сделать 1-2 шага!
А что я? Я бы с удовольствием заплатил бы дополнительно 100 гривен за такой сервис (думаю, реальная себестоимость была бы намного ниже) и заполнил бы заявку вечером после работы, чем выбирать между дикой очередью (и все равно платить) или дополнительными 500-1000 гривнами в пользу непонятных, но быстрых схем.
http://www.business.ua/blogs/society/bondarchuk_blog/1697/