Информационное общество приживается в Приангарье с трудом
Принято считать, что огромные очереди остались в советском прошлом вместе с тотальным дефицитом. Однако тот, кто хоть раз оформлял в нашем славном государстве какую-нибудь бумажку, знает, что дефицит, так же как и очереди, никуда не делся. В большом дефиците сейчас качественные государственные услуги.
Истории только моих знакомых и родственников можно пересказывать десятками. «Мой дом сгорел. Участок под ним не был оформлен в собственность. Через суд я смог восстановить свои права. Теперь в Кадастровой палате не хотят ставить участок на учёт, потому что в решении суда не написано назначение земли. Ничего не могу добиться, снова отправляют в суд, чтобы там переписали решение», – возмущается владелец участка с пепелищем. «В КУМИ потеряли землеустроительное дело на мой садоводческий участок. Я уже съездила по всем ведомствам, где были мои документы, везде мне ответили, что у них моего дела нет», – негодует другая, далеко не молодая, знакомая. К сожалению, измерить объём негативных эмоций, которые испытывают граждане при общении с государством, невозможно. Зато социологи подсчитали, сколько времени среднестатистический гражданин проводит в очереди к чиновникам. По данным Российской академии народного хозяйства, например, чтобы зарегистрировать право на недвижимое имущество или сделку с ним, россияне тратят в среднем 70 минут. При этом больше 10% респондентов указывают, что провели в очереди от двух до четырёх часов, 7% – больше четырёх часов.
Который год в нашей стране реализуются проекты, призванные сделать общение государства и гражданина не таким утомительным для последнего. С 2002 по 2010 год действовала федеральная программа «Электронная Россия», на смену ей пришла новая программа с более общим названием – «Информационное общество». Однако для рядовых жителей эти многолетние проекты пока так и остались в виртуальном пространстве. Расскажу о своём опыте. Пару лет назад мне нужно было поставить ребёнка в очередь на детский сад. Как продвинутый пользователь, я решила заполнить заявку через Интернет. На сайте предупреждали, что в течение месяца мне нужно явиться с паспортом и свидетельством о рождении ребёнка в департамент образования, без очереди пройти к специалисту и зарегистрироваться.
Практически невыполнимым для меня оказался пункт, который касался внеочередного прохода к специалисту. Когда я объявила об этом толпе человек в 20 (многие были с грудными детьми, некоторые из них на некрепких ножках носились по грязному коридору, кто-то постоянно плакал на руках у родителей), люди все как один сплотились перед общей угрозой. «Какой ещё Интернет, я тут три часа стою и никого без очереди не пропущу», – отодвинула меня подальше от заветной двери бойкая мамаша. «Ишь, умная какая! Сейчас мы все скажем, что по Интернету записались», – пресекла все мои попытки прорваться бабушка одного из малышей. В следующий раз пришлось не умничать, а как все становиться в очередь и проходить к специалисту.
Через два года история повторилась. Только теперь уже я третий час стояла в очереди в Кадастровую палату. В коридор вбежал молодой человек и сказал, что записался по Интернету и имеет право пройти без очереди. Желающих объяснить «выскочке», что люди тут с утра стоят и никого не пропустят, нашлось хоть отбавляй. Мужчина тоже предпочёл не связываться с раздражёнными людьми и зайти в следующий раз.
Два этих случая очень похожи, но любой чиновник скажет, в чём их различие: я обратилась за муниципальной услугой, а молодой человек хотел получить федеральную. Хотя, по большому счёту, заявитель не должен вникать в такие тонкости. В его интересах как можно скорее и проще получить необходимый документ.
По федеральному закону №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 1 июля сотрудникам государственных и муниципальных ведомств запрещено требовать от заявителей документы, которые содержатся в базах данных. Обмениваться информацией чиновники смогут в любой форме: как по беспроводной связи, так и через курьеров. Хотя, например, в Татарстане система межведомственного взаимодействия уже налажена и даже принят республиканский закон, который запрещает обмениваться информацией между ведомствами на бумажных носителях.
Сейчас отношения гражданина и чиновника складываются следующим образом. Человек приходит, стоит в очереди, попадает в кабинет к сотруднику ведомства, там получает список справок, которые нужно принести, собирает эти справки, снова приходит к чиновнику. Вполне может оказаться, что какого-то документа не хватит или какой-то оформлен неправильно, по-этому по замкнутому кругу человек может ходить бессчётное количество раз. По замыслу законодателей, новая система должна решить как минимум две задачи: во-первых, избавить получателя услуги от прямого контакта с чиновником, во-вторых, свести к минимуму пакет документов, которые нужно будет представлять. Документы можно будет подать либо через так называемые многофункциональные центры (пока в области такие центры есть в Ангарске и в Шелехове), либо через сайт госуслуг.
По данным правительства области, в качестве получателей услуг в электронном виде зарегистрировались больше 30 тысяч жителей Приангарья. Региональный оператор ОАО «Ростелеком» добавляет, что если сравнивать нынешний и прошлый годы, количество зарегистрированных пользователей сократилось. Наиболее популярные услуги – получение заграничного паспорта, проверка наличия выписанных штрафов за автомобиль, извещение о состоянии индивидуального лицевого счёта. Практика показывает, что это те услуги, которые позволяют получить максимальный результат на выходе. Например, для получения загранпаспорта нужно заполнить заявку на сайте, потом в кабинет к сотруднику ведомства заявитель приходит дважды. Первый раз – чтобы сделать фотографию с биометрическими данными, второй – чтобы получить готовый документ. Хотя пока большинство государственных и муниципальных услуг существуют в виде информации, какой пакет документов нужно собрать, куда и в какие часы его принести.
О федеральных услугах можно узнать на сайте www.gosuslugi.ru , работают также несколько региональных сайтов, например www.38.gosuslugi.ru или www.pgu.irkobl.ru. Конечно, такое обилие сайтов не говорит о том, что в нашей области всё хорошо складывается с предоставлением услуг в электронном виде. Просто нет полноценного взаимодействия между уровнями: федеральные ведомства работают на своём портале, областные – на своём, муниципалитеты разрабатывают свои. Соответственно, нет и обмена информацией между этими «параллельными мирами». Нет единой платформы, на которой были бы объединены все услуги.
«В идеале все услуги должны быть размещены на сайте www.gosuslugi.ru. Гражданин не должен задумываться, какая услуга ему нужна – федеральная, областная или муниципальная. Правда, сейчас такая идеальная система не совсем готова, – корректно обозначает проблему начальник департамента информатизации комитета экономики администрации Иркутска Алексей Щербаков. – Потом, когда заработает большой сайт, все остальные «отомрут» сами собой».
То, что внедрение электронного взаимодействия – откровенно провальное направление, признаёт правительство области. «Анализ развития информатизации в исполнительных органах государственной власти и муниципальных образованиях Иркутской области показал отсутствие координации, несогласованность их действий в сфере информационно-коммуникационных технологий, – говорится в официальном ответе на за-прос редакции. – Несмотря на значительный объём средств, выделяемых на внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий, предусмотренные ассигнования распределялись неравномерно и не использовались для реализации первоочередных мероприятий». Кстати, последняя фраза может быть основанием как минимум для проверки на эффективность использования средств областного бюджета.
На областное правительство «кивает» и «Ростелеком»: «Мы можем выполнить перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид с переходом на межведомственное электронное взаимодействие. Однако правительство области пока такие задачи не ставило. А именно правительство определяет бюджеты, приоритеты работы, сроки и т.д.», – заявляют сотрудники компании. Если брать отдельно наш регион, возможно, именно так всё и выглядит. Но если взглянуть на страну целиком, оказывается, что не всё так однозначно. Стройного порядка внедрения информационного общества нет и на уровне федерации. А это, в свою очередь, порождает неразбериху на уровне регионов.
«Было бы правильно, если бы на уровне федерации была разработана некая модель, которую можно было бы передать регионам, – предлагает председатель комитета по экономике администрации Иркутска Алексей Альмухамедов. – Сегодня получается, что каждый изобретает велосипед».
Почему нельзя разработать типовые модели взаимодействия и передать их регионам – с этим вопросом мы обратились к федеральным экспертам. «Ситуация простая. Эта сфера в нашей стране монополизирована. Существует единая федеральная компания – «Ростелеком». За разработку сервисов на федеральном уровне она получает деньги из федерального бюджета. Это десятки миллионов рублей в год, – объясняет сотрудник комиссии по развитию информационного общества Совета законодателей Александр Шепилов. – Для регионов была бы оптимальной ситуация, если бы единые стандарты разработала федерация, а затем каждая территория могла заказывать услуги по ним на открытом рынке. Поскольку у нас действует другая модель, каждый регион вынужден платить за услуги оператора отдельно».
Александр Шепилов отметил, что к 1 марта как минимум по 14 услугам в регионах должно было быть налажено межведомственное взаимодействие. Однако мониторинг показал, что это условие многие регионы не выполнили. Не стала исключением и наша область. В итоге получается обидная ситуация. Так, по числу пользователей, зарегистрированных на портале госуслуг, Приангарье находится в лидерах по Сибири. Зато по внедрению «электронного правительства», как показывает мониторинг Центра прикладной экономики, мы на предпоследнем, 11-м месте среди сибирских регионов.