Биометрические паспорта хотят сделать умнее и точнее
В российских загранпаспортах и документах мигрантов скоро появятся чипы с информацией об отпечатках пальцев. По словам экспертов по биометрике, распознавание отпечатков у российских пограничников дает сбой в 0,001% случаев. При обработке миллионных потоков людей это не очень хороший показатель. Правительство России рассматривает проект о внесении в новые паспорта еще какой-нибудь технологии идентификации — например, по радужной оболочке глаза, это точнее. Комбинация нескольких методов позволяет заметно улучшить точность.
В основе многих технологий биометрической идентификации, которые используются в различных странах, — рекомендации Международной организации гражданской авиации (ICAO). Эта организация советует использовать для опознания людей информацию об отпечатках пальцев, или о радужной оболочке глаза, или обе эти технологии одновременно.
Российские загранпаспорта нового поколения, а также документы, которые планируется выдавать мигрантам, будут содержать информацию об отпечатках пальцев. Эта технология в нашей стране уже достаточно отработана, а сканеры для отпечатков стоят недорого. Будет в российских загранпаспортах и цифровой портрет владельца — но не для использования умной техникой, а исключительно для сведения пограничников-людей. Использовать записанное на чипе фото для автоматической идентификации оказалось не очень эффективно.
Как рассказал на научной конференции в НИИ «Восход» директор центра биометрической техники МГТУ имени Баумана Игорь Спиридонов, вероятность ошибки при распознавании отпечатков пальцев составляет 0,001%. Казалось бы, немного. Но при суммарной пропускной способности московских аэропортов больше 50 млн пассажиров в год — это несколько ошибок ежедневно.
У автоматического распознавания лица по двумерному портрету — точность 0,1%. Гораздо лучшие показатели у идентификации по радужной оболочке глаза: здесь вероятность ошибки — 0,00001%, одна стотысячная доля процента. Для эффективной идентификации нужно использовать несколько технологий одновременно, считает Спиридонов. Лучше использовать несколько параметров, соглашается профессор МИРЭА Валентин Нечаев, ведь при идентификации личности цена может быть очень высокой — судьба или жизнь людей.
Нынешним летом Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) представила проект системы контроля для аэропортов, которая через 5–7 лет должна заменить нынешнюю. В этой системе используется несколько методов биометрических проверок, основой стала идентификация по радужной оболочке глаза. IATA, в отличие от ICAO, не учреждение ООН, а ассоциация коммерческих авиакомпаний.