Предложения Минкомсвязи по повышению эффективности информатизации госорганов представлены на заседании Президиума Правительства
Глава Минкомсвязи России Игорь Щёголев выступил на заседании Президиума Правительства РФ 28 июня с докладом «О реализации мер, направленных на координацию мероприятий по использованию ИКТ в деятельности госорганов».
Он напомнил, что для эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в госорганах Правительство поручило Минкомсвязи проводить экспертную оценку планов информатизации ФОИВ и государственных внебюджетных фондов, проектов целевых программ, стратегий, концепций.
Минкомсвязь России составила форму плана информатизации госорганов, совместно с Минфином разработала перечень направлений расходования бюджетных средств по видам и типам затрат, а также форму для сбора сведений о распределении бюджетных ассигнований.
По 18-ти госорганам Минфин направил сведения о расходах на ИКТ. Представленные сведения не соответствуют сумме расходов из планов информатизации госорганов. По мнению Игоря Щёголева, проблему можно решить, введя отдельный код бюджетной классификации для учета расходов на ИКТ.
Для сбора и обработки сведений по планам информатизации госорганов создана информационная система – АИС «Координация». Сейчас к ней подключены все государственные органы и уже внесены планы информатизации на 2011 год от 71 государственного органа. Согласно этим данным, суммарный бюджет по планам информатизации на 2011 год – 83,22 млрд. руб.
Глава Минкомсвязи отметил, что министерство обнаружило разнородность решений ведомственной инфраструктуры, различный уровень автоматизации. Например, существуют госорганы, у которых до сих пор нет своей корпоративной электронной почты.
На основе проведенного анализа Минкомсвязь подготовила и представила в Правительство предложения для координации расходов бюджетных средств на создание центров обработки данных.
«Построение госорганами собственной инфраструктуры часто неэффективно. Для более рационального использования бюджетных средств предлагаем использовать механизм государственно-частного партнерства. Это стимулирует развитие коммерческих ЦОД, обеспечив высокий уровень сервиса и надежности. Доработав наши предложения, планируем вынести их на рассмотрение Правкомиссии в III квартале 2011 года», - сообщил министр.
Помимо планов информатизации в 2011 году Минкомсвязь проводила экспертную оценку ФЦП, проектов постановлений, решений о создании систем, федеральных законов, содержащих мероприятия по информатизации.
Минкомсвязь совместно с Департаментом информационных технологий и связи Правительства РФ проводит методическую поддержку госорганов по формированию отраслевых концепций. Помимо самих концепций, 2011 году министерство координирует мероприятия, реализуемые субъектами Федерации в рамках отдельных целевых субсидий из федерального бюджета.
Игорь Щёголев перечислил ряд системных проблем, которые не позволяют эффективно проводить информатизацию. Во-первых, отсутствует взаимосвязь подготовки федерального бюджета с порядком формирования планов информатизации. Во-вторых, нет взаимоувязки планов информатизации с планом закупок и реестром госконтрактов. В-третьих, мешает низкий уровень должностей уполномоченных специалистов ведомств, ответственных за формирование плана информатизации. Наконец, в-четвертых, отсутствует консолидированный учет результатов работ на стадиях жизненного цикла создания государственных и ведомственных информационных систем и ИКТ-инфраструктуры.
Для того, чтобы связать подготовку проекта федерального бюджета с формированием планов информатизации и увязать планы информатизации с планами закупок и реестром госконтрактов, Минкомсвязь совместно с Правительством, Минфином и Казначейством выработала следующие подходы.
Начиная с 2012 года расходы на информатизацию будут отражаться по отдельному виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий».
Минкомсвязь договорилась с Минфином в части регламента обоснования госорганами мероприятий по информатизации при составлении федерального бюджета на 2012 год.
Для взаимосвязи планирования работ по ИКТ с бюджетным процессом планы информатизации будут составляться госорганами на текущий финансовый год, первый и второй годы планового периода.
Для обоснования бюджетных ассигнований госорганы будут предоставлять в Минфин согласованные с Минкомсвязью планы информатизации и протоколы Правкомиссии с решениями по их одобрению.
Минкомсвязь совместно с Минфином, Минэкономразвития и Казначейством готовит предложения для взаимоувязки утвержденных планов информатизации и отчетов об их исполнении с планами госзакупок и реестром государственных контрактов. Предложения планируется представить в III квартале 2011 года.
Эффективность планирования расходов должна быть повышена с помощью разработанной министерством карты ведомственной информатизации. Это структурированный набор обязательных программно-технических и инфраструктурных компонент. При формировании планов информатизации основной приоритет – это перевод госуслуг и основных функций госорганов в электронный вид, подключение к инфраструктуре электронного правительства.
Для перехода ФОИВ на свободное программное обеспечение надо предусмотреть кросс-платформенность программных решений. Министерство планирует сформировать фонд алгоритмов и программ (ФАП) за счет наполнения его типовыми ИТ-решениями. В 2011 году будут определены требования к типовым программно-техническим компонентам ведомственных ИКТ, сформирован профиль стандартов, чтобы обеспечить их совместимость, сформирован пакет типового общесистемного ПО.
В соответствии с постановлением Правительства, информационно-технологические и телекоммуникационные компоненты инфраструктуры электронного правительства разрабатывает Минкомсвязь. Компоненты являются общими для всех госорганов и не должны разрабатываться в рамках мероприятий по информатизации.
Учитывая результаты создания государственных и ведомственных информационных систем и ИКТ-инфраструктуры, Минкомсвязь планирует осуществить следующее. Во-первых, скорректировать нормативно-правовую базу для централизованного учета данных работ. Во-вторых, обеспечить внедрение в госорганах проектного подхода при создании информационных систем и ИКТ-инфраструктуры. В-третьих, создать специальный инструментарий, в том числе – информационную систему, которая обеспечит учет стадий жизненного цикла информационных систем и ИКТ-инфраструктуры, будет присваивать им уникальный идентификатор и хранить их описания, проводить автоматизированный анализ проектов. На основе этого анализа будет формироваться и утверждаться оптимальный перечень проектов.
Создавая систему, надо разработать единые стандарты процессов информатизации. Эти стандарты должны однозначно регламентировать не только отдельные функции и задачи информатизации государственных органов, но описывать ключевые процессы в комплексе – вплоть до получения окончательных и значимых результатов.
В целях повышения эффективности работ по координации информатизации органов государственной власти, Минкомсвязью России были предложены следующие меры, поддержанные Правительством РФ:
1. Назначить в органах государственной власти заместителя руководителя, ответственного за планирование и реализацию мероприятий по ИКТ.
2. Привести в соответствие период планирования работ на ИКТ с трехлетним бюджетным циклом, предусмотрев проведение экспертизы ведомственных планов информатизации до утверждения федерального бюджета. В 2010-2011 году Минкомсвязь России проводила экспертизу документов по информатизации уже после утверждения бюджета на 2011 год.
3. Обеспечить учет существующих и создаваемых ведомственных информационных ресурсов и ИКТ инфраструктуры на всех этапах их жизненного цикла. При планировании работ на ИКТ должно учитываться текущее состояние информатизации ведомства при принятии решения о целесообразности проведения тех или иных работ.
4. Разработать методики и технические требования планирования работ по информатизации органов государственной власти. Проект типовой карты информатизации органов государственной власти приведен в приложении. Методика планирования в настоящее время разрабатывается министерством и будет вынесена на рассмотрение Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления в августе 2011 г.
5. Обеспечить ведение национального фонда алгоритмов и программ в целях повторного массового использования программного обеспечения, разработанного за счет средств федерального бюджета. Указанный ФАП будет создан в рамках государственной программы «Информационное общество».
http://minsvyaz.ru/ru/news/index.php?id_4=42578