Бюрократия из реального мира перейдет в виртуальный
С 1 июля нам предстоит обивать пороги "электронного правительства"
C 1 июля все госорганы должны будут самостоятельно организовывать обмен документами в электронном виде. Задача поставлена полгода назад премьером Владимиром Путиным. Революция в сфере государственных услуг должна облегчить жизнь рядовым гражданам, которым не придется бегать по разным инстанциям, добывая все новые и новые справки. Чиновники рапортуют о готовности перейти на новый регламент работы. Эксперты же сомневаются, что существующий бюрократический хаос в стране, где 70 млн. человек не имеют доступа в Интернет, реально преобразовать в эффективное «электронное правительство».
В соответствии с распоряжением правительства, с 1 июля все госучреждения обязаны будут сами организовывать процесс обмена документами и справками. Причем делать это они будут в электронном виде. Таким образом, власти рассчитывают упростить гражданам процедуру оформления необходимых документов, получения справок, выписок и т.п. Решать задачу государственной важности доверили «Ростелекому».
Чиновникам при оказании госуслуг будет прямо запрещено требовать от граждан документы, которые содержатся в базах данных других ведомств. «С 1 июля текущего 2011 года все необходимые согласования и запросы – хочу подчеркнуть: все необходимые согласования и запросы – органы власти обязаны будут осуществлять самостоятельно и не гонять, как прежде, людей за справками в соседние конторы и учреждения, – заявил Путин в январе на заседании президиума совета по развитию местного самоуправления. – Пришел гражданин, обратился за какой-то справкой и должен там получить качественную и окончательную услугу, а не выполнять роль курьера».
У «электронного правительства» история давняя и отнюдь не радостная. «Электронная Россия» – название федеральной целевой программы (ФЦП), действовавшей в 2002–2010 годах. Первоначально планировалось направить на реализацию программы 77 млрд. руб., фактически же был освоен всего 21 млрд. руб. По состоянию на декабрь 2010 года эффективность исполнения ФЦП оценивалась как низкая. Электронный документооборот между госорганами и гражданами до сих пор так и не работает. Не случайно, почти каждое обращение к властям превращается в хождение по бюрократическим мукам.
Например, замена техпаспорта отнимает у столичного автолюбителя до 4,5 часа. Человека гоняют с этажа на этаж в районном МРЭО, чтобы полицейские чины, сидящие каждый в своем кабинете, удостоверились в каких-то формальностях. Нечто похожее происходит и при прописке. От собственников квартир в паспортных столах требуют кроме оригиналов ксерокопии документов о регистрации, которые уже есть в государственных архивах. Таких примеров дублирования сбора информации можно привести великое множество.
Примечательно, что пока никаких признаков грядущей революции в сфере государственных услуг в конкретных ведомствах обнаружить практически невозможно. Так, например, узнать подробности о грядущих переменах в миграционных службах не удалось. Указанный на сайте единственный телефон пресс-службы (636-90-06) работает в режиме факса. Запрос, направленный по электронной почте (адрес взят с сайта), тоже остался без ответа. Телефоны общественных приемных ведомства фактически недоступны. Зато на сайте организована предварительная запись граждан, желающих напрямую задать вопросы руководству ФМС посредством интернет-телефонии.
Такие вот контрасты наводят на мысль об эфемерности идей «электронного правительства». Оно вроде как есть, но найти материальное подтверждение этому не всегда удается. Между тем Минсвязи рапортует о технической готовности проекта. «Мы, со своей стороны, все сделали – всех связали. Теперь дело за Минэкономразвития, которое должно выпустить соответствующие регламенты», – сообщила вчера «НГ» пресс-секретарь главы Минсвязи Игоря Щеголева Елена Лашкина.
В соответствии с предложенными «Ростелекомом» техническими решениями, электронный обмен документами между ведомствами будет организован в два этапа. На первом – представители органов власти, ответственные за межведомственные запросы, с помощью специальных web-приложений будут направлять электронные запросы по конкретному гражданину по ведомствам и учреждениям и в электронном же виде принимать ответы для подготовки решения. На втором этапе планируется глубокая интеграция запросов в сложные информационные системы органов госвласти и муниципалитетов. Запрос тогда будет формироваться автоматически при поступлении заявления в электронном виде через портал.
Пока федеральные органы ведут обратный отсчет до 1 июля, но, по информации «НГ», чиновники Минэкономразвития все еще работают над электронными регламентами госуслуг. В свою очередь, регионы и муниципалитеты спешат завершить развертывание своих систем межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). После их объединения появится полноценная база обмена информацией для всех органов власти, муниципальных образований и подведомственных учреждений.
Однако далеко не все субъекты Федерации преуспели в этом деле. По данным СМИ, на территории Сибирского федерального округа из 12 регионов только Новосибирская и Кемеровская области выполнили все мероприятия по развертыванию региональной инфраструктуры «электронного правительства», подключив несколько информационных систем к единой федеральной СМЭВ.
Эксперты сомневаются, что в стране, где 70 млн. граждан не имеют доступа к Интернету, идея «электронного правительства» может быть реализована. К тому же к работе в новом формате не готова отечественная бюрократия, привыкшая работать по старинке. «Автоматизировать можно только те процессы, которые работают в жизни. Тот хаос, который есть у нас, автоматизировать нельзя», – говорит председатель совета директоров электронной торговой системы «Фабрикант» Сергей Габесто.
У председателя комитета Госдумы по информационной политике Сергея Железняка на этот счет другое мнение. Он убежден, что создание единой электронной базы данных госучреждений будет способствовать не только повышению эффективности и прозрачности оказания государственных и муниципальных услуг, но и развитию информационного общества в России. «При обращении в ведомство, выдающее конечный документ, заявителю надо будет представить только первичные документы – это заявление, копия паспорта, диплом или аттестат, копии учредительных документов, свидетельство о регистрации. Все остальные сведения, необходимые для подготовки требуемой справки, орган власти будет собирать самостоятельно, используя каналы межведомственного взаимодействия», – подчеркнул Железняк
Игорь Наумов
http://www.ng.ru/economics/2011-06-21/4_byurokratiya.html