Четверка чиновнику
Россияне в среднем оценивают качество предоставляемых госуслуг на четверку с плюсом, но при этом по отдельным ведомствам ситуация не столь радужная, показывает статистика сайта vashkontrol.ru. Внимательнее всех ее теперь читают чиновники, непосредственно ответственные за оказание госуслуг: эти цифры являются одним из важных критериев оценки их работы.
Согласно постановлению правительства N 1284, на основании собираемых по различным каналам мнений граждан формируется сводная оценка работы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. В число этих ведомств уже входят Росреестр, ФМС и МВД, с 2015 года список пополнит ФНС, затем - другие ведомства.
Мнения граждан собираются по разным каналам: это отправка смс-сообщений и телефонные звонки с просьбой оценить качество услуги, опросы через электронные терминалы в МФЦ - многофункциональных центрах оказания госуслуг. Сайт затем аккумулирует все полученные по этим каналам данные и формирует сводную оценку работы ведомства, его структурных и региональных подразделений.
Если оценка гражданами эффективности деятельности руководителя ниже уровня, предусмотренного должностным регламентом, либо снизилась на 30% по сравнению с предыдущим годом, то в отношении руководителя инициируется проведение служебной проверки. И у служебной проверки могут быть серьезные последствия.
На сайте любой пользователь может оценить качество полученной госуслуги по пяти критериям: время предоставления госуслуги, время ожидания в очереди, вежливость и компетентность сотрудника, комфортность условий в помещении, доступность информации о порядке предоставления услуги. Оценка по каждому параметру выставляется по пятибалльной шкале: от очень плохо (1 балл) до отлично (5 баллов). Можно также написать на сайт подробный отзыв о том, что понравилось или не понравилось при получении услуги, рассказать о трудностях, с которыми пришлось столкнуться, или же похвалить кого-либо из сотрудников ведомства. Свой комментарий можно сопроводить фотографиями или видеосъемкой. Отзывы с сайта пока (на период обкатки проекта) не включаются в оценку ведомств, но в дальнейшем будут учитываться все оценки и отзывы, поскольку в 2014 году будет запущен механизм ответов чиновников на все оставленные отзывы. "При создании сайта преследовалось несколько целей: это и открытие единой площадки, где граждане могут высказать свое мнение о качестве предоставления государственных услуг с пониманием того, что их отзыв не останется без внимания, и информирование руководства ведомств, предоставляющих услуги, об "узких местах". Сайт - это зеркало, в котором можно увидеть, как нашу работу оценивают получатели госуслуг", - рассказал Алексей Херсонцев, директор департамента оценки регулирующего воздействия минэкономразвития.
Сегодня на сайте получатели госуслуг уже выставили 800 тысяч оценок ведомствам, оставили около 2000 отзывов. Более 75% оценок характеризуют качество полученной госуслуги как отличное. Неудовлетворительных оценок (плохо и очень плохо) - меньше 6%. Но не слишком ли благополучная картина получается? С одной стороны, во многих сферах ситуация действительно улучшается. Количество необходимых для получения госуслуг справок для нас сократили в разы. Многие услуги стало возможным получить не только в самом ведомстве, но и в районных МФЦ или через сайт gosuslugi.ru. С другой стороны, все мы знаем о проблемах. Много о них пишут и на сайте vashkontrol.ru. Например, о низком качестве услуг Росреестра в некоторых точках.
Как сообщают эксперты НИУ ВШЭ, проанализировавшие, почему Росреестр получает высокий средний балл по оценкам в системе: дело в том, что пока львиная доля оценок приходит на сайт из МФЦ, где опросы проводятся через электронные терминалы. В МФЦ же качество услуг в среднем выше, соответственно, и оценки получаются лучше.
В то же время в МФЦ в прошлом году было оказано менее 10% всех оказанных услуг по регистрации недвижимости. По массиву же оценок, поступающих не от МФЦ, картина выглядит значительно хуже. Поскольку популярность сайта vashkontrol.ru и охват аудитории растет, то постепенно оценки будут становиться более реалистичными. И, скорее всего, менее благостными. Так что все будет зависеть от активности граждан.
Однако новый сайт полезен не только как механизм влияния на чиновников, но и дает возможность лучше понять, как государство обязано относиться к получателям госуслуг. Например, он расскажет, что автомобиль должны поставить на учет в течение трех часов с момента обращения, а в очереди на подачу документов на загранпаспорт можно провести не более 15 минут.
http://www.rg.ru/2014/05/13/gosuslugi.html