Нет худа без добра

Автор: Ксения Садовская 5 ноября 2013 г. 16:10:49 2 303   0

С начала осени тема электронных государственных услуг не сходит с газетных полос и страниц интернет-порталов. В сентябре премьер-министр Дмитрий Медведев раскритиковал портал государственных услуг Gosuslugi.ru, указав, например, на сложность регистрации на сайте. "Если серьезно рассуждать, это дискредитация работы", - сказал тогда премьер, напоминая о глобальной задаче по переходу на "цифровое" взаимодействие органов власти и граждан. Однако в октябре эпопея с "дискредитацией" продолжилась.

В первой половине месяца информагентства сообщили о грядущем сокращении количества электронных государственных услуг: ведомства пришли к выводу, что перевести все федеральные, региональные и муниципальные услуги в электронный вид к предстоящему 2014 году невозможно. Судя по имеющейся информации, портал государственных услуг будет переработан в соответствии с новой концепцией и "ассортимент" предлагаемых электронных услуг сократится до 20 самых популярных у населения (например, получение заграничного паспорта и проверка наличия штрафов в ГИБДД). Представители власти объяснили свое решение о сокращении количества предложенных электронных госуслуг "слабым межведомственным взаимодействием". Так, несмотря на громадное число представленных услуг на портале, реально можно получить только 250. Кроме того, часть из них, как уверяют официальные представители, не пользуются достаточным спросом – в год по ним поступает не более двух-трех заявок, поэтому содержать их в "меню" экономически не выгодно.

Противоречивая картина. Курс на электронное правительство, то есть на обеспечение возможности дистанционного оказания услуг гражданам и организациям органами власти, взят еще пять лет назад. А с учетом недавних заявлений премьер-министра Дмитрия Медведева и его убежденности в правильности подобного шага нынешняя инициатива по реорганизации портала выглядит крайне странно. То есть 20 услуг останутся в электронном виде, а что с остальными? Граждане, как в старые добрые времена, будут ходить по чиновничьим кабинетам и собирать справки? Как-то это совсем не вяжется с политикой информатизации. Впрочем, могу предположить, какие подводные камни таятся за этим решением.

Дело в том, что 1 июля должна была заработать Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Однако некоторые регионы так и остались неподключенными, другие, если и подключились, то не в полном объеме. Для меня, например, остаются открытыми вопросы эффективности потраченных на создание и реализацию СМЭВ колоссальных денег и контроля этих расходов. Впрочем, сейчас не об этом.

СМЭВ подразумевала под собой возможность обмена информацией между государственными органами. При этом гражданам, желающим получить ту или иную государственную услугу, достаточно было бы обратиться в какое-то конкретное ведомство – необходимость собирать справки в других органах власти отпадала. Учитывая огромные проблемы с работой этой системы в ряде регионов, приняли решение: если подключение сорвалось не по вине граждан, то вся ответственность должна лечь на самих чиновников – пусть бегают и получают справки за жителей страны. Видимо, набегались. И решили – по старинке – все проблемы вновь сбросить на простых людей. 

Впрочем, я не сомневаюсь, что рано или поздно государство найдет оптимальный способ реализовать обозначенный ранее курс на электронные услуги. Пока же следует признать, что, развивая государственные услуги в электронном виде, ведомства не справляются с множеством возникающих сложностей. И происходит естественный процесс: на помощь государству приходит бизнес. Появляются простые и удобные в использовании технологичные сервисы, которые позволяют решать социально важные для населения проблемы. К примеру, проект "Сердитый гражданин" создает ИТ-решения по взаимодействию граждан с органами власти. С одной стороны, интернет-портал решает реальные проблемы, возникающие у жителей страны, с другой – позволяет получать от населения обратную связь, анализировать мнения пользователей и таким образом создавать положительный имидж организаций в Интернете.


 http://www.comnews.ru/node/77703#ixzz2jlDoLKuK


Тэги:   #информационное общество. электронное правительство  

0