Илья Массух: Сокращение госуслуг — это сокращение госответственности
О том, чем может обернуться для граждан России и страны в целом сокращение числа госуслуг в электронном виде до двадцати, рассказал Digit.ru президент Фонда информационной демократии Илья Массух.
В среду стало известно, что Минэкономразвития предлагает сократить число государственных услуг, оказываемых в электронном виде, до двадцати. В Минкомсвязи сообщили Digit.ru о поддержке этой идеи. Что может означать для граждан и страны ее реализация рассказал в интервью Digit.ru президент Фонда информационной демократии Илья Массух, который ранее в ранге замглавы Минкомсвязи курировал «электронное правительство».
Заместитель министра экономического развития Олег Фомичев вчера сообщил о том, что портал государственных услуг будет переработан, а количество предоставляемых населению услуг на нем значительно сократят. Прокомментируйте эту инициативу. Как она соотносится с выражением президента РФ Владимира Путина о том, что необходимо «точнее нацелить проект „электронное правительство“ на нужды и запросы граждан»?
Не уверен, что сокращение количества госуслуг каким-то образом соответствует тому, о чем говорил президент. Мало того — такой подход противоречит всем основополагающим документам, принятым президентом и правительством за последние годы, начиная от стратегии развития информационного общества, заканчивая майскими указами президента. А заявление Минэка и Минкомсвязи лишь нацелит ведомства на безделье. Я не считаю, что путь сокращения количества электронных госуслуг — верный путь. Понятно, что есть услуги более востребованные, есть — менее. Но это было ясно и раньше, именно поэтому еще в 2010 году было принято постановление правительства со списком приоритетных для перевода в электронный вид услуг, — насколько я помню, их было чуть меньше сотни. Но остальные никто не собирался бросать, потому что перевод услуг в электронный вид — это, прежде всего, повышение эффективности работы ведомств, нацеленность на их межведомственное взаимодействие.
В этом контексте, что, по вашему мнению, нужно было бы сделать, чтобы упростить пользование порталом для граждан?
Мало для кого пользование порталом — системное ежедневное занятие, в основном это ситуативная необходимость, а потому степень удобства портала для пользователей надо повышать, конечно, чтобы людям не приходилось тратить время на то, чтобы в нем разобраться. Логичным шагом было бы дальнейшее улучшение и совершенствование механизмов пользования порталом. В свое время на эту тему у нас было, на мой взгляд, вполне дельное предложение — оптимизировать перечень электронных услуг таким образом, чтобы обслуживающие «субуслуги», которые ничего, кроме дополнительной неразберихи, не создают, в отдельное действие на портале не выводились. Тем самым можно сократить количество необходимых для получения конечной услуги действий. Но это не сокращение количества услуг как таковых — а сокращение обслуживающих процедур. Но сокращать количество собственно услуг и делать услуги удобнее в пользовании для граждан — это совершенно разные вещи.
Каковы, на ваш взгляд, причины предложения, выдвинутого представителем Минэкономразвития?
Соль решения — сокращение ответственности правительственных структур, оказавшихся неспособным сделать заявленное, в чем они и расписались. Закончится это — я вас уверяю — в конечном счете, тем, что двадцать услуг оставят на портале в том виде, в котором они есть сейчас, а остальные просто отключат. И с чистой совестью будут считать долг перед родиной выполненным. Мне кажется, если уж так кардинально сокращать работу по электронным госуслугам, то надо набраться мужества отказаться от тех миллионов рублей, которые запланированы государством на эти цели. В сегодняшней бюджетной ситуации лишний миллиард-два совсем не помешают пенсионерам или детям из детских домов.
Какими могут быть последствия такого шага?
На мой взгляд, шаг неверен. Государство с 2008 года планомерно двигалось к улучшению взаимодействия с обществом посредством новых технологий, и общество видело результаты этой работы. Для нас стало привычным оплатить штраф ГИБДД через терминал и не идти с квитком «снимать» его в группе разбора, никто не стоит в очередях за анкетой для загранпаспорта, многие подают заявление прямо из дома и приходят в ФМС только сдать свои биометрические данные, сдача бухгалтерской отчетности для предпринимателей в электронном виде стала обыденным делом.
А последствия прекращения этой работы будут, и будут они для государства в целом. Знаете, как оно в жизни всегда случается, — одно не сделанное дело влечет за собой огромный ком других нерешенных проблем. Так и здесь. Не отработаем как планировалось с госуслугами — в следующем году все остальное посыплется, такая критическая масса «незавершенки» в отрасли скоро накопится — за всеми кустами мира не спрячешься. Первые результаты не слишком, мягко говоря, активной в последние полтора года работы над «электронным правительством» уже налицо. Вчера вышел очередной международный рейтинг Международного союза электросвязи (МСЭ, ITU) «Измерение информационного общества», и в нем впервые за последние шесть лет Россия не поднялась, а упала за год на две позиции. Не критично пока, но весьма показательно. Причем уверен, что ответственные чиновники, которые сейчас предлагают сокращение электронных госуслуг, как это обычно бывает, «вывернутся» и уедут куда-нибудь отдыхать.