На портале госуслуг можно поговорить с призраками
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев рассказал премьер-министру Дмитрию Медведеву о «призраках», живущих на Едином портале госуслуг. Речь идет об упраздненных ведомствах, которые до сих пор содержатся в базе портала и доступны его посетителям. Несмотря на то, что поддерживать актуальность этих данных должно Минэкономразвития, досталось за это министру связи.
В ходе заседания правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности министр экономического развитияАлексей Улюкаевраскритиковал Единый портал госуслуг.
- Хотя единый портал госуслуг – это наше, безусловно, важнейшее достижение (на третьем слайде показано, как мы продвинулись в рейтинге по электронному правительству – с 59-го места на 27-е за два года), но его информационная сложность, сложность навигации, сложность пользования создают значительные проблемы. В конце концов это ведь портал не для нас, это портал для людей. Всего через портал подано пока около 7 млн заявлений, - заявил Улюкаев.
- Мы тоже люди, Алексей Валентинович, - прервал его председатель комиссии, премьер-министрДмитрий Медведев.
- Будем надеяться, не самые плохие, но тем не менее всё-таки наши граждане не в полной мере могут пользоваться, не в полной мере мотивированы в том числе и удобством того продукта, который мы им представляем, - продолжил министр.
Размещённая на портале информация, по словам Улюкаева, не всегда актуальна и не всегда вовремя обновляется. Поэтому, считает он, нужно заниматься «не столько на формирование новых сервисов, новых порталов, как обеспечить качественную реализацию ранее начатых проектов через определение приоритетности услуг, через максимальное внимание развитию удобства пользования единым порталом государственных услуг».
В Минэкономразвития полагают, что портал необходимо сохранить в качестве единой точки доступа к электронному государству. Но, в то же время, «хотели бы видеть и более упрощённую и технологичную процедуру перевода услуг в электронный вид».
«Сейчас это упрощённая схема из пяти этапов, она не всегда позволяет вписывать в неё все административные процедуры, такие, например, как запись на приём, оплата пошлин, оплата сборов, - заявил Улюкаев. - Поэтому мы считали бы, что её необходимо совершенствовать, заменять модульной системой, при которой каждая услуга разбивается на набор последовательных административных действий из разного количества этих действий, по каждому действию может приниматься решение о переводе или непереводе в электронный вид, и потом производится композиция этих действий в услугу».
Ещё одна сложность, по словам министра, состоит в том, что порядок оказания электронных услуг меняется: «Он меняется от того, что выходят новые нормативные акты, от того, что изменился адрес ведомства, по каким-то другим причинам, и в этих случаях необходимо обновить информацию на портале госуслуг, а зачастую ещё переделать, заново согласовать, причём согласовать, зарегистрировать в Минюсте административный регламент услуги».
- В ряде случаев просто происходят временные искажения. Вот сейчас, например, на едином портале госуслуг вы можете получить услугу, которую должны оказывать упразднённые ведомства – ФСФР России, Росохранкультура…, - отметил Улюкаев.
- Там эти ведомства до сих пор содержатся? – уточнил Медведев.
- До сих пор содержатся эти два ведомства. Можно кликать на кнопку, но, так сказать, вряд ли установить контакт…, - подтвердил министр.
- И поговорить с призраками, - добавил премьер.
В Минэкономразвития считают, что исправить ситуацию позволит электронное согласование изменений регламентов. «Электронная форма согласования позволит снять бюрократические процедуры, ускорить практику внесения изменений и избежать таких досадных проколов с получением услуг от несуществующего ведомства», - уверен Алексей Улюкаев.
Дмитрий Медведев, «как человек любопытный», в ходе заседания комиссии зашел на портал госуслуг и лично проверил наличие ведомств-призраков.
- Это, конечно, просто нечто. Есть, действительно, здесь наша Росохранкультура. Руководитель отсутствует, но есть ссылка на сайт. Захожу на сайт – последняя новость от апреля 2013 года: «Ксению Собчак бросил возлюбленный». Но если серьёзно рассуждать, то, коллеги, это просто дискредитация этой работы. Ну что это такое? Если этот сайт… Кто за него отвечает вообще, кто его ведёт?
- Данные, которые там публикуются, автоматически поступают из так называемого Федерального реестра госуслуг. Ответственность за обновление соответствующих блоков несут сами федеральные органы власти, - сообщил министр связи Николай Никифоров.
- А ответственность за структуру сайта, за те органы, которые здесь есть? Вот здесь: схема органов власти. Я сюда залез: Президент, Правительство, дальше идут министерства, в том числе не существующие в рамках структуры ведомства, включая вот эту самую упомянутую Росохранкультуру. Кто это делает? Кто занимается обновлением вот этой позиции? – продолжил Медведев.
- Оператором, техническим оператором сайта является компания «Ростелеком», оператором сайта с юридической точки зрения – Минкомсвязь России, - ответил Никифоров.
- Вот и займитесь тогда вычисткой этого сайта вместе с «Ростелекомом». Мы же хотим, чтобы люди к этому серьёзно относились. Они зайдут, начнут ковыряться так, как мы с вами ковыряемся, захотят получить какую-то справку, и куда их отправляют? В несуществующее ведомство с абсолютно вздорной информацией. Так мы электронную систему государственных услуг никогда не построим. Решение по поводу первоочередных мер должно быть принято. Проект подготовлен, с учётом обсуждения предлагаю его принять и представить мне на подпись, - заключил премьер-министр.
По какой-то причине Николай Никифоров умолчал о том, что за ведение Федерального реестра госуслуг, из которого осуществляется автоматическая выгрузка данных на портал, отвечает не его министерство. Согласно постановлению правительства N 861 об этой системе, проверку достоверности сведений, направляемых в реестр органами власти, а также размещение этих данных должно осуществлять Минэкономразвития.
http://gov.cnews.ru/top/2013/09/20/na_portale_gosuslug_mozhno_pogovorit_s_prizrakami_543681