К 2018 г. не будет реализовано и половины планов «Электронного правительства»

Автор: Ксения Садовская 30 сентября 2013 г. 10:42:44 2 600   0

Темами конференции «ИКТ в госсекторе: первые итоги перезагрузки», проведенной CNews Analytics и CNews Conferences 26 сентября 2013 г. в Москве, стали электронное правительство, электронный гражданин и сетевой мир. Среди наиболее значимых сегодня проектов: система межведомственного электронного взаимодействия, единая государственная информационная система здравоохранения и внедрение универсальной электронной карты. Все эти проекты уже реализуются и даже есть некоторые успехи. Но все ли благополучно в этой сфере?

Западные организации настроены весьма оптимистично в отношении уровня развития информационных технологий и уровня реализации проекта российского электронного правительства. Свой оптимизм они подтверждают многочисленными рейтингами и исследованиями. Например, в рейтинге делового климата Всемирного банка Doing Business в 2013 г. Россия добралась до 112 места; при этом в указе президента «О долгосрочной государственной экономической политике» поставлена цель занять 50-е место в 2015 г. и 20-е место в 2018 г.

Деловой климат влияет на ИКТ, в том числе и в госсекторе. Достаточно высока и готовность России к электронному правительству — ООН в прошлом году определил нашу страну на 27-е место. Такие успехи, по мнению западных экспертов, стали возможны по многим причинам. Среди них – уровень активности граждан в социально-экономических процессах, изменение роли государства, которое постепенно превращается в посредника, обеспечивающего доступ к информации и услугам, а также высокие темпыразвития инфраструктурыи коммуникаций в целом. По последнему пункту, к слову, Россия заняла 54-е место в ежегодном рейтинге готовности стран к сетевому миру, опубликованному Всемирным экономическим форумом совместно с INSEAD. Расходятся ли эти отчеты с реальным состоянием эффективности ИТ в госсекторе? И да, и нет.

Первый блок конференции был посвящен технологическим аспектам разработки электронного правительства, включая подходы к интеграции систем, тестирование, проблемы эксплуатации. Коснулись выступающие и ряда конкретных продуктов, решений видеоконференцсвязи, коммуникационных продуктов и облачных платформ.

Компания «Ростелеком» занимается информатизацией деятельности органов госвласти. Большое число реализуемых ей проектов вертится вокруг электронного правительства.Дмитрий Гуртов, исполнительный директор, директор департамента регионального проекта «Информационное общество» «Ростелекома», представил одно из новых решений – конструктор, упрощающий построение диалоговых форм на федеральном сайте госуслуг. Эта система апробирована в Приморском и Забайкальском крае, Челябинской, Омской и Ростовской области, а также Ханты-Мансийском автономном округе и семимильными шагами движется в российские регионы. Компания «Ростелеком» берет на себя консалтинг по внедрению и обучению, за разработку электронного сервиса ответственны региональные правительства. К этим формам подключаются необходимые справочники из других ведомственных систем, и выполняется их нагрузочное тестирование. Когда все отработано до мелочей, форма публикуется на основном портале.

Другой реализуемый «Ростелекомом» проект — это рабочее место регионального оператора со средствами проверки ЭЦП, доступом к информационно-справочной информации, механизмом управления контентом порталов и др. В середине октября этого года начинается опытная эксплуатация системы.

«Ростелеком» принимает активное участие в информатизации ряда других областей. Среди них: предприятия здравоохранения, сфера образования, ЖКХ и безопасный город. Актуальный проект — это система оповещения со сбором информации с различных источников и ее обработкой в диспетчерских центрах.

Об особенностях системы электронных платежей поведалАндрей Чучелов, генеральный директор компании BSS Engineering. По его словам, только в традиционных транзакциях плательщик является потребителем, в случае с госуслугами это не совсем так. К примеру, родители могут оплачивать какие-то сервисы, предоставляемые дошкольными учреждениями, школами, потребителями же являются дети. Потому при внедрении автоматизированной электронной системы оплаты важна четкая идентификация того, кто потребляет госуслуги.

Продолживший банковскую тематикуАндрей Федорец, генеральный директор «АйДисистемс», сказал о необходимости шире использовать банковскуюинфраструктурудля оплаты госуслуг (это касается финансовых учреждений, подключенных к единой системе межведомственного электронного взаимодействия). Она уже выстроена, у многих банков даже существуют мобильные клиенты для платежей со смартфонов и планшетников, так что дополнительных сверхусилий от ведомств не потребуется.

Примером успешной информатизации госсектора стал проект «Электронная Москва», представленныйЮрием Хухашвили, советником генерального директора организации «Электронная Москва». На сегодняшний день в нескольких центрах обработки данных, открытых для обслуживания «Электронной Москвы», эксплуатируется более 200 информационных систем, хранятся видео и изображения со всех камер наблюдения, к единой системой электронного документооборота подключено свыше 1800 организаций, число пользователей превысило 42 тыс., доступно и обилие прочей «городской» информации.

В рамках конференции вендоры и интеграторы рассказали и о возможностях продуктов для информатизации госструктур. Например,Татьяна Батарова, руководитель направления департамента комплексных проектов компании «Ланит», коснулась истории развития решения АИС ЛОД для предоставления госуслуг по лицензированию и контролю любых видов разрешительной деятельности.Ольга Карпман, менеджер по продвижению решения для дата-центров, Microsoft, подробно рассказала об облачных продуктах компании.Владимир Гусев, менеджер по работе с госсектором, «Polycom Россия», поведал о системах видеоконференцсвязи, которые, к слову, используются в проектах по информатизации образования, медицины, диспетчерских центрах.Леонид Денисов, региональный менеджер по России и СНГ Riverbed, рассказал об оборудовании для сетевой оптимизации и снижении задержек при доставке информации по каналам связи.

Вторая часть мероприятия — это попытка осмыслить, насколько эффективен и результативен проект «Электронного правительства». Лейтмотивом выступлений докладчиков из самых разных властных структур стали обозначенные федеральным законом № 210 сроки. По мнению большинства, к 2018 г. не будет реализовано даже половины запланированного (в законе, в частности, заявлено, что к этому сроку 70% граждан смогут получать электронные госуслуги).

По оценкамРуслана Гаттарова, председателя Комиссии Совета Федерации ФС РФ по развитию информационного общества, сегодня лишь 5% услуг на едином портале госуслуг активны и представляют собой не просто некий список или витрину доступных сервисов, а полноценно работают — то есть, позволяют в удаленном режиме заказать и получить услугу.

Нашелся у Руслана Гаттарова и ответ на классический вопрос «что делать?». В частности, он предложил целый ряд мер, которые стоило бы реализовать как можно скорее и которые призваны улучшить ситуацию. Это определение приоритетов услуг с учетом мнения регионов, доработка имеющейся инфраструктуры, системный подход при реализации электронного правительства, унификация действующих информационных систем (что поддержали не все представители региональных властей — регионы имеют свою специфику, и унификация возможна не везде), а также изменение подходов к обороту документов личного характера и внедрение систем мониторинга и сбора статистики.

Нельзя не упомянуть и о докладеБикеш Курмангалиевой, заместителя председателя правления АО «Национальный коммуникационный холдинг Зерде» (Казахстан). Он позволяет сравнить подходы к построению электронного правительства России и Казахстана. Электронное правительство Казахстана взяло за основу корейскую модель информатизации госсектора и уже реализовало целый ряд проектов. Централизованный портал услуг государственного уровня работает одновременно с региональными, а ситуационный центр обеспечивает обработку инцидентов, возникающих в ходе исполнения регламентов услуг. Кроме того, Казахстан уже приступил к освоению «облачных» сервисов в государственном секторе. За 5–7 лет в Казахстане надеются построить соответствующуюинфраструктуруи заодно освободить ведомства от необходимости инвестировать в поддержку ИТ.

Завершила конференцию длительная панельная дискуссия, в которой руководители региональной власти подвели итоги настоящим и будущим успехам и недостаткам в сфере информатизации госсектора и электронной России.

http://corp.cnews.ru/news/line/index.shtml?2013/09/27/544524






Тэги:   #информационное общество. электронное правительство  

0