2014 год должен стать годом активного развития сети многофункциональных центров предоставления государственных услуг

Автор: Ксения Садовская 10 января 2014 г. 16:08:45 3 481   0
В наступившем 2014 году власти всех уровней - и федерального, и регионального - должны будут сосредоточиться на выполнении "майских указов" президента. Задача в том виде, как ее формулирует глава государства, такова: кардинальные изменения должны увидеть и почувствовать граждане.

Пока, несмотря на то что с момента подписания указов прошло уже полтора года, результат не достигнут. Во всяком случае в декабре, выступая с Посланием к Федеральному Собранию, Владимир Путин реализацией "майских указов" был крайне недоволен: "то ли делается так, что это вызывает негативную реакцию в обществе, то ли вообще ничего не делается". Следовательно, властям придется во многом наверстывать упущенное. Что же именно должно будет измениться в 2014 году?

"Однооконная" Россия

2014 год должен стать годом активного развития сети многофункциональных центров предоставления государственных услуг. Как сказано в "майских указах", к 2015 году не менее 90 процентов граждан должны иметь доступ к получению госуслуг по принципу "одного окна".

Многофункциональный центр (МФЦ) должен избавить граждан от необходимости хождения по инстанциям. Любые справки, любые заявления на получение услуг - все в одном месте. Причем все с минимальными затратами времени. Ориентир задан все теми же майскими указами: время ожидания в очереди не должно превышать 15 минут.

Сегодня по всей стране действуют 848 центров, 911 удаленных офисов в небольших поселениях и 488 офисов, открытых в привлекаемых организациях. Однако до полного охвата еще далеко. Естественно, есть регионы - лидеры по количеству уже открытых МФЦ (Москва, Ростовская область, Краснодарский край), но есть и аутсайдеры, где на всю область нет еще ни одного центра. Губернаторы таких "аутсайдеров" обещают, что именно в 2014 году все исправят.

В следующие два года на развитие сети таких центров выделяется 6 миллиардов рублей, однако понятно, что МФЦ не могут и не должны жить за счет средств федерального бюджета. Финансовые вопросы губернаторы хотят решать за счет компенсации им средств, затрачиваемых на предоставление населению государственных услуг федеральных органов власти. Есть, например, предложение распределять госпошлину за услуги между федеральными и региональными бюджетами - это позволит местным МФЦ чувствовать себя более уверенно в финансовом плане.

Параллельно с развитием системы МФЦ предполагается расширять практику предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Это удобно не только гражданам, но и в конечном счете самим чиновникам, когда, например, за тем, чтобы в анкете на паспорт были заполнены все графы, следит не человек, а компьютер. Не исключено, что в перспективе пошлины на услуги в электронном виде будут ниже, чем на их аналоги "в бумаге". Если все пойдет так, как запланировано, то к 2018 году не менее 70 процентов граждан будут получать государственные и муниципальные услуги через Интернет.

Уйти от ветхости

К 2017 году в России не должно остаться людей, вынужденных обитать в аварийном жилье - такую задачу ставят "майские указы".

Пока с продвижением к этой цели не очень: план на 2013 год был выполнен только на 4 процента, переселены чуть более полутора тысяч человек из запланированных 42 тысяч.

"Это недопустимая ситуация: люди живут в каких-то бараках и неприспособленных помещениях десятилетиями", - негодовал в декабре Владимир Путин. Сейчас план таков: в 2014 году должно быть расселено порядка 2 миллионов квадратных метров аварийного жилья. Всего же таковым признано более 13 миллионов квадратных метров, 10 миллионов из которых планируется расселить в рамках деятельности фонда ЖКХ.

2014 год должен стать годом активного развития сети многофункциональных центров предоставления государственных услуг

Главный вопрос, куда и каким образом переселять людей. Денег на приобретение нормальной недвижимости у них нет, значит, решение этой задачи должно взять на себя государство. Должен появиться оборотный фонд жилья, предполагается запустить систему некоммерческого найма. Но тут очень многое зависит от активности самих регионов. Для того чтобы получить финансирование из фонда ЖКХ, они должны самостоятельно формировать программы расселения людей из аварийного жилья, определяя, где и сколько нужно для этого построить новых домов или же сколько нужно приобрести квартир на вторичном рынке. Но некоторые регионы за этой финансовой помощью вовсе не спешат. В 2013 году основная часть заявок на софинансирование программ со стороны регионов пошла только в мае - июне 2013 года, а это значит, что и Новый год люди были вынуждены встречать в аварийном жилье. Есть регионы, которые в 2013 году просто не взяли средства из фонда. "Ежегодно не завершают в срок свои программы Карелия, Калмыкия, Тверская и Мурманская области, Ставропольский край", - сетовал в конце декабря глава фонда ЖКХ Константин Цицин.

Теперь регионы, которые действительно хотят решать проблему аварийного жилья, должны будут в срок до 15 января направить в фонд ЖКХ свои долгосрочные пятилетние программы.

А Михаил Мень, глава недавно созданного министерства строительства и ЖКХ, пообещал, что в 2014 году возьмет под усиленный контроль расселение аварийного жилья в регионах.

С 1 февраля будут проходить еженедельные селекторные совещания по реализации программы, плюс к этому регионы должны быть готовы к проверкам со стороны министерства - внезапным, о времени их проведения никто заранее предупреждать не будет.

Детсад государственной важности

Дошкольное образование к 2016 году должно быть доступно абсолютно всем - еще одна задача, поставленная "майскими указами". То есть очереди в детский сад должны попросту прекратить существовать.

Сейчас ситуация такова: по официальным данным, по состоянию на 1 ноября 2013 года в очереди в детский сад "стоят" более 449 тысяч детей. Хуже всего дела обстоят в Московской области, Республике Саха, Ханты-Мансийском автономном округе, Астраханской области, Красноярском крае, целом ряде республик Северо-Кавказского федерального округа. Регионы, где в очереди в детский сад находится более 10 процентов от общего количества детей, признаны проблемными.

За 2013 год, по данным минобрнауки, было построено 580 новых зданий детских садов. В этой части в числе лидеров Ленинградская, Псковская, Самарская, Калужская, Тульская области, республики Карачаево-Черкесия и Хакасия. В целом по стране появилось более 300 тысяч новых мест в детских садах. Но и этого пока недостаточно. А демографическая ситуация такова, что в ближайшие годы число дошкольников возрастет еще более чем на миллион.

Федеральный бюджет готов помогать регионам решать проблему очередей в детские сады. На эти цели в 2014 году будет выделено 10 миллиардов рублей. При распределении субсидий между регионами минобрнауки планирует учитывать целый ряд факторов, включая уровень зарплат педагогов дошкольного образования. Но в целом уже сейчас очевидно, что и 10 миллиардов не хватит. "Мы посмотрим, как мы сработаем в первом квартале наступающего года, но я почти уверен, что нам придется выделять новые ассигнования", - заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.

Деньги мало выделить, их еще нужно максимально эффективно потратить. Предполагается, что в 2014 году будут строить не просто детские сады, а комплексы "сад - школа". Ведь школ, опять-таки исходя из демографической ситуации, в перспективе тоже понадобится больше.

10 млрд рублей выделил федеральный бюджет, чтобы решить проблему очередей в детские сады

Еще из нововведений 2014 года повсеместное распространение электронной записи в детские сады. А с 1 апреля данные о дошкольниках должны будут поступать в единую информационную систему - это позволит более четко определить потребности в получении дошкольного образования.

Есть планы и по развитию негосударственного сектора: с начала 2014 года предприниматели, зарегистрировавшие частный детский сад и получившие лицензию, смогут рассчитывать на бюджетное финансирование программ дошкольного образования.

Вуз для мамы

2014 год приготовил не только приятный, но и полезный сюрприз молодым мамам, которые хотели бы повысить свой уровень образования.

"Майские указы" предусматривают проведение эксперимента, в рамках которого молодые женщины смогут бесплатно заниматься на подготовительных отделениях государственных вузов. На их выбор любая удобная форма обучения - очная, очно-заочная, заочная. Возможно также использование дистанционных форм. Тем, кто решит заниматься на очном отделении, будет выплачиваться стипендия. Участвовать в этой программе могут молодые мамы в возрасте до 24 лет, у которых пока нет высшего образования. Предполагается, что занятия на подготовительных отделениях помогут им потом легче поступить в интересующий вуз или как минимум просто восстановить подзабытые за время декретного отпуска знания.

Министерство образования и науки в срок до 15 октября должно будет установить квоту приема на подготовительные отделения по этой программе. Подведомственные минобрнауки вузы должны будут разместить информацию о квотах на своих официальных сайтах. Вузы, участвующие в эксперименте, получат целевые субсидии из федерального бюджета.

Эксперимент, как предполагается, закончится в конце июня 2015 года, а значит, молодым мамам нужно использовать свой шанс именно в этом году.

Всегда на пульсе

Президент Владимир Путин уже не раз демонстрировал, что намерен добиваться безукоснительного выполнения "майских указов". В последний день 2013 года он поручил правительству до 15 апреля 2014 года внести в государственные программы России изменения, предусматривающие полное отражение показателей и безусловное выполнение этих указов. Очевидно, что в этом году спрос по всем проектам, связанным с "майскими указами", будет еще жестче.

И уже сейчас понятно, когда именно президент намерен подвести промежуточные итоги - естественно, в мае.

http://www.rg.ru/2014/01/10/prezident.html


Тэги:   #информационное общество. электронное правительство  

0