О перспективах совершенствования электронных госуслуг
Цель проекта госуслуг — выстроить электронное взаимодействие граждан с госорганами, эффективность которого помимо прочего должна достигаться за счет максимального сокращения количества посещений гражданами различных ведомственных структур. Возможные и предпринимаемые в этом направлении меры и планируемые законодательные изменения обсудили участники конференции «Электронные сервисы в информационном государстве», организованной газетой «Ведомости».
Как известно, недавно была введена упрощенная система регистрации пользователей для получения госуслуг. Это стало возможным благодаря обновленной единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), созданной в рамках инфраструктуры электронного правительства с целью упорядочивания и централизации процессов идентификации, аутентификации и авторизации.
Системой упрощенной регистрации предусмотрено получение пользователем аккаунта, для чего он должен указать свое имя и номер мобильного телефона, на который будет выслан проверочный SMS-код. После регистрации пользователь вводит личные сведения: дату рождения, паспортные данные, СНИЛС, по окончании проверки которых по ведомственным базам данных запись считается предварительно подтвержденной и пользователь получает доступ к базовым платежным сервисам на едином портале. Для получения доступа к основной массе госуслуг пользователь должен обратиться, имея при себе паспорт, в так называемые точки активации или верификации, которыми в перспективе и должны стать многофункциональные центры предоставления государственных или муниципальных услуг (МФЦ).
«Для того чтобы увеличить число таких точек, мы разработали два решения. Это интерфейс, который позволяет внешним ИС интегрироваться с ЕСИА и создавать учетные записи с нуля, и тонкий клиент, не требующий инсталляций. Последний поможет уполномоченным сотрудникам органов власти практически мгновенно по предъявленному паспорту подтвердить личность, формируя открытые учетные записи. Чтобы воспользоваться программным интерфейсом, который предоставляет ЕСИА, необходимо доработать ИС. Для ИС МФЦ определен перечень пилотных средств, помогающих интегрироваться с ЕСИА. Аналогичный проект стартовал и на Почте России. Используя тонкий клиент, Почта России также подтвердит данные предварительно зарегистрировавшихся граждан», — рассказал Алексей Козырев, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ.
По его словам, согласно действующей нормативной базе ЕСИА является единственным решением, при помощи которого стало возможным получить простую электронную подпись (ПЭП). «Это важно, потому что созданные логин и пароль подойдут для любых порталов с государственными сервисами. ЕСИА будет являться системой, которая послужит основой для создания единого личного кабинета гражданина, в котором он может сохранять историю своего взаимодействия с органами власти на федеральном и региональном уровне», — отметил г-н Козырев.
Согласно утверждённой в декабре прошлого года концепции развития электронных услуг, определены 35 наиболее приоритетных: 15 федеральных и 20 региональных услуг. Как рассказал г-н Козырев, в настоящее время проводится работа с ведомствами по оптимизации процессов оказания этих услуг, которая прежде всего направлена на сокращение личных посещений ведомств и возможность получения услуги полностью в электронном виде. Реализацией этих работ предусмотрена не только подача заявления в электронном виде, но и возможность оплаты, записи на посещение ведомства в случае, если результат услуги — документ, который нужно забрать, а также возможность доставки его курьером.
В числе нововведений ряд новых услуг. Среди них: информирование о наличии исполнительных производств — непогашенной задолженности перед Федеральной службой судебных приставов и, возможно, закрепление на законодательном уровне понятия юридически значимого уведомления.
Увы, случаи, когда граждане в аэропорту сталкиваются с ограничением на выезд за пределы страны из-за непогашенной задолженности или из-за того, что ФССП не сняла ограничение на выезд, хотя задолженность уже оплачена, сегодня не редки. Согласно плану оптимизации услуги информирование граждан будет проводиться путем электронных уведомлений, которые будут поступать в личный кабинет гражданина.
«Сегодня Кодексом об административных правонарушениях порядок информирования предусматривает отправку заказного письма ведомством, зафиксировавшим нарушение. Мы меняем законодательство таким образом, чтобы электронная форма заказного письма имела такую же юридическую силу, как и бумажная. Гражданин, который подписывается на получение электронного заказного письма от органов власти, соглашается с тем, что получение такого письма будет считаться надлежащим информированием в соответствии с КОАП и правилами оказания услуг почтовой связи. Таким образом, отправка ведомством такого электронного письма посредством государственной ИС считается фактом надлежащего уведомления, которое становится точкой отсчета, обязывающей гражданина оплатить штраф, — разъяснил г-н Козырев. — После оплаты время на снятие ограничений планируется сократить. Сейчас этот процесс длительный, он может занимать несколько дней и даже недель. Наша инициатива направлена на то, чтобы ограничения в начале действия услуги снимались в течение одного дня, а после срок сокращался до нескольких минут. Это возможно благодаря интеграции ИС ФСБ и ФССП на базе инфраструктуры электронного правительства».
Аналогичные изменения, по его словам, предусмотрены в услуге по информированию о наличии нарушения правил дорожного движения. В июле пилотный проект по переходу на электронные юридически значимые уведомления о таких нарушениях будет запущен в Московской области. «Пока много писем заказных с информацией о штрафах не отправляются. Причина — нехватка денег в региональных бюджетах. Экономия за счет отправки электронных писем позволит решить эту проблему. Кроме того, многие граждане не живут по адресу регистрации и не получают письмо. Электронное письмо будет доходить гарантированно, если гражданин подписывается на электронную доставку и отказывается от бумажного письма, — рассказал г-н Козырев. — Также будет реализована возможность быстрой оплаты штрафов. Дума в настоящее время рассматривает соответствующий законопроект. В случае быстрой оплаты он предусматривает возможность платить меньше. Таким образом, создается принципиально новый сервис, который гарантирует быстрое получение уведомления о нарушении ПДД, возможность просматривать всю информацию в электронном виде, электронным образом оплачивать штрафы, получая при этом определенные преимущества».
Одна из самых популярных услуг Федеральной миграционной службы — выдача загранпаспорта — в перспективе должна быть преобразована самым инновационным образом. Планируется сократить количество посещений ведомства до одного. Как отметил г-н Козырев, это реализуется благодаря существующей технологии хранения дактилоскопических отпечатков и возможности проверки соответствия электронной фотографии прикрепленному к анкете экземпляру. «В результате мы придем к процессу, который подразумевает заполнение гражданином заявления, прикрепление электронной фотографии, ее последующую проверку на соответствие всем требованиям, коррекцию при необходимости, оплату в электронном виде пошлин, после чего заявление попадает в ФМС, паспорт изготавливается и человек забирает готовый документ», — добавил он.
По словам г-на Козырева, такого рода инновации прорабатываются с ведомствами по каждой из приоритетных услуг, и в 2014 г. все эти решения будут приняты на уровне Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
Г-н Козырев также отметил разработку новой версии СМЭВ, которая обладает рядом преимуществ. Новый вариант позволит передавать сообщения объемом до 1 Гб. Найдено решение проблемы производительности наиболее популярных перегруженных и потому не всегда доступных сервисов. Расширяются полномочия региональных операторов СМЭВ: стало возможным осуществлять взаимодействие не только между федеральными и региональными органами, но и региональных органов между собой. «Все эти новации в процессе пилотирования. Рассчитываем на запуск новой версии СМЭВ в сентябре», — рассказал он.
Тема существующих проблем МФЦ была затронута и Павлом Малковым, заместителем директора Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России. Одна из них касается обмена документами между МФЦ и органами власти. «В настоящее время документы чаще всего передаются курьерами, хотя обмен должен вестись через электронный канал связи. Это потребует изменений в нормативной базе, и такая работа сейчас ведется. Нужны будут доработки и в межведомственном взаимодействии, и это наша совместная работа с Минкомсвязи», — отметил он.
В целом не слишком оптимистичная картина качества функционирования услуг нашла свое отражение в результатах мониторинга Минэкономразвития федеральных и региональных услуг. Об этом говорит нестройный ряд цифровых показателей. К примеру, в рамках мониторинга на Едином портале госуслуг исследовалось 638 федеральных услуг. Из них у 249 есть кнопка «получить услугу». По 209 из них удается отправить заявление в электронном виде. Уведомление о результате рассмотрения заявления получено по 40 услугам. А информационных услуг, которые можно получить в электронном виде, только 20.
«МФЦ и электронные сервисы определят лицо государства для получателя его услуг. При этом мы понимаем, что мало внедрить все эти механизмы, МФЦ и электронные услуги. Необходимо внедрять механизмы контроля качества, иначе скатимся в исходное состояние. Поэтому в апреле прошлого года Минэкономразвития запустила систему мониторинга качества госуслуг. Мы собираем и аккумулируем информацию о качестве оказанных услуг посредством SMS, электронных и телефонных опросов, через Единый портал госуслуг, сайты ведомств, а также сайт „Ваш контроль“. У каждого приоритетного направления есть свои ключевые показатели эффективности (KPI), которые должны достигнуть определенного уровня. Если он не достигнут — это является основанием для проведения служебных проверок с выводами вплоть до увольнения», — рассказал г-н Малков.
Говоря в целом о перспективах в области информационной открытости органов власти, он отметил, что в ближайшее время появится еще один важный ресурс — единый портал, где будет фиксироваться деятельность контрольно-надзорных структур, где каждая проверка будет иметь индивидуальный номер. «На сайте планируется публиковать информацию о том, кто инициировал проверку, в отношении кого она проводилась, какие результаты были получены, и все сопутствующие материалы. В настоящий момент идет работа по внесению изменений в федеральное законодательство, с тем чтобы обеспечить правовую основу для создания этого единого реестра проверок. В отношении проверок, проводимых федеральными органами исполнительной власти, реестр уже планируется ввести в действие с 1 июля следующего года; в отношении проверок региональных органов контроля и надзора — с 1 июля 2016 г. и в отношении муниципального контроля — с начала 2017 г. Проект реализуется Генпрокуратурой совместно с Минэкономразвития и Уполномоченным по защите прав предпринимателей», — сообщил г-н Малков.
http://www.pcweek.ru/gover/article/detail.php?ID=164513