«Почта России»: судьбоносный 2014

Автор: Ксения Садовская 6 августа 2013 г. 14:22:20 3 763   0

В 2014 году Минкомсвязи планирует принять новый федеральный закон «О почтовой связи» – разрешающий, в частности, приватизацию почты – и утвердить стратегию развития «Почты России» на период до 2018 года. Как изменится российская почта в ближайшем будущем?

И снова все по-новому

Как заявил в июне 2013 года замминистра связиМихаил Евраев, к 2018 году качеством почтовых услуг должны быть довольны не менее 60% граждан России. Сейчас число таковых не превышает 30%.

Руководство «Почты России» меняется столь часто, что не всегда успевает даже разработать очередную программу развития вверенного ему предприятия, до реализации же ее дело и подавно не доходит. Вот и стратегия, написанная в 2011 году, осталась лишь на бумаге. Сегодня на смену ей новый глава «Почты России» Дмитрий Страшнов, заступивший на эту должность в апреле 2013 года, подготовил сразу несколько сценариев – правительству они будут представлены в конце сентября текущего года. Судя по всему, отечественную почту ждут кардинальные преобразования практически во всех сферах: от организации труда и логистики, до освоения новых рынков услуг. Масштабные идеи вызывают двоякие чувства: робкую надежду на перемены к лучшему и недоумение по поводу абсурда, царящего последние два мирных десятилетия.

Связь и логистика

Согласно звездным рубежам, намеченным Минкомсвязи, к 2018 году сроки пересылки международных почтовых отправлений «Почтой России» должны сократиться с 40 до 10 дней, доставка корреспонденции в пределах России будет занимать не больше 5 дней, а в пределах одного населенного пункта – не больше 2 дней.

Чтобы планы стали явью, придется немало потрудиться – прежде всего, над организацией труда и логистикой. Сегодня в России почта, которая во все времена была проводником прогресса, явно отстает от времени. Здесь нет никакой автоматизации, никаких IT-технологий, все – от сортировки до документооборота – делается вручную. Узнать о судьбе пропавшей корреспонденции или о показателях работы конкретных отделений и филиалов можно, в лучшем случае, по телефону. Переход на электронную систему регистрации и учета намечено осуществить в ближайшие полгода: будет создана IT-платформа, единая и для центрального аппарата, и для филиалов «Почты России» – и вот тогда информация о нахождении почтовых отправлений будет в онлайн-режиме доступна как любому посетителю сайта «Почты», так и оператору call-центра.

С автоматизацией все сложнее. Если в СССР труд работников почты облегчали 180 письмосортировочных машин, то после развала Союза и перехода на европейский формат написания почтовых адресов, автоматизация канула в лету: к европейскому формату машины были неприспособленны, а модернизировать их было невозможно, поскольку предприятие по их производству находилось в Харькове – т.е. уже в другом государстве. Так что последние 20 лет всю почту сортировали вручную – сначала в районных узлах почтовой связи, затем – в областных и, наконец, в сортировочном центре в Москве. К 2009 и 2010 годам за 104 млн евро были созданы первые два автоматизированных сортировочных центра (АСЦ) – один под Москвой, в Подольском районе, другой – в Санкт-Петербурге.

Каких-то видимых результатов это не принесло – поскольку логистика по-прежнему оставляет желать лучшего со своей жесткой централизацией. Внутри каждого региона вся корреспонденция сначала направляется «в общую кучу» – в центр. Считается, что это быстрее, чем сортировать и регистрировать ее на месте. И на уровне страны почти все отправления также идут через центр – Московский узел. Здесь обрабатывается 75% международной корреспонденции. Вызвано это еще и тем, что стараниями Минтранса и РЖД межрегиональные связи разрушены, и практически все транспортные маршруты пролегают через столицу России. Таким образом, сегодня, чтобы отправить письмо из Москвы в Москву, нужно его сначала отвезти на центральный пункт сортировки, в Подольск, и только после этого оно отправляется в Москву, в почтамт и далее в отделение. И посылки из Китая в Сибирь и на Дальний Восток тоже идут через Московский узел связи.

Правда, надежда на изменения к лучшему есть. Как обещается на официальном сайте «Почты», «с июля 2013г. почтовые отправления для адресатов в Сибири и на Дальнем Востоке из Китая будут направляться на место международного почтового обмена в Новосибирске. Теперь "Почта Китая" будет осуществлять подсортировку отправлений по первой цифре индекса, чтобы выделить отправления регионов Сибири и Дальнего Востока». Кроме того, ведутся работы по подготовке строительства АСЦ в Ростове-на-Дону, Новосибирске и Минводах. Новый глава предприятия Дмитрий Страшнов подчеркивает, что автоматизация сортировки почты должна сочетаться с грамотной логистикой. Руководство «Почты» намерено оценить, действительно ли необходимо тратить 44,3 млрд рублей и строить 20 АСЦ или «достаточно 7–8 высокопроизводительных центров». Возможно, будет введена и первичная сортировка корреспонденции на местах. «Уже сегодня существует современные сортировочные машины, которые легко могут поместиться даже на почтамтах», – заявил Дмитрий Страшнов в интервью «Известиям».

До сих пор доставкой и сортировкой почты занимались независимые друг от друга структуры: главный центр магистральных перевозок почты (доставляет почту по всей России), автоматические сортировочные центры и часть дирекции по производственным процессам (разрабатывает методику доставки и обработки почты). Теперь есть надежда, что их деятельность будет более скоординированной, поскольку все они станут частью одного подразделения – единого логистического центра, возглавит его заместитель гендиректора «Почты России» Алексей Скатин.

Что еще можно улучшить?

Чтобы ускорить сроки доставки корреспонденции – в первую очередь, международной – работа ведется сразу по двум направлениям. Во-первых, строятся новые международные места почтового обмена (ММПО) – в Москве, Екатеринбурге и Новосибирске. Сейчас в России 19 ММПО, и почти 90% нагрузки приходится на 12 из них. Во-вторых, налаживается более тесное сотрудничествопочты с Федеральной таможенной службой (ФТС). В ближайшее время будет упрощен регламент оформления зарубежных почтовых отправлений и введен единый электронный документооборот, что позволит избавиться от дублирования информации: данные, введенные таможенной службой, будут использоваться и «Почтой России».

Впрочем, по-прежнему используются и экстенсивные методы развития. Как сообщил на пресс-конференции в РВК Михаил Евраев, Минкомсвязи совместно с ФТС и «Почтой России» разрабатывают план перехода всех отделений почты на круглосуточный режим работы. Пока конкретные сроки еще не определены, сейчас в круглосуточном режиме работают всего несколько отделений «Почты России».

Целый список предложений по модернизации «Почты» разработали представители Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и Ассоциации компаний розничной электронной торговли (АКРЭТ). Вот лишь некоторые из высказанных ими идей:

– ввести классы доставки с простой и понятной тарификацией – от максимально быстрой до стандартной;

– ввести четкие сроки доставки посылок, «соответствующие реальным». Если же они будут превышены, то почте придется выплатить штраф;

– создать SMS-сервис оповещений о перемещении, доставке и оплате посылки;

– создать сервис отдельного обслуживания юридических лиц по договору и увеличить количество специальных окон для приема посылок от них. В том числе, могут быть открыты отдельные окна для приема и выдачи посылок из интернет-магазинов.

– упростить схему оформления документов, создать на сайте «Почты России» личный кабинета для юрлиц, ввести для интернет-магазинов гибкие условия перечисления денежных средств.

Зарплаты и экономия

Очевидно, что для улучшения работы почты необходимо повышать квалификацию сотрудников, однако при нынешнем уровне зарплат эта задача кажется неразрешимой. Новый глава «Почты России» в интервью «Известиям» обещает кардинальное изменение ситуации в течение ближайших двух-трех лет. «У нас появятся обновленные форматы операционных помещений, квалифицированные консультанты и операторы. Поменять менталитет работников будет непросто, однако когда зарплаты станут более конкурентными, автоматически включится процесс отбора лучших сотрудников… Оператор в отделении «Почты России» должен получать не меньше кассира в сетевом супермаркете или в отделении Сбербанка, а почтальон должен за час получать не меньше, чем сотрудники FedEx или DHL в России».

По его словам, одним из резервов для увеличения зарплат рядовым сотрудникам станет сокращение управленческого штата. Сегодня в Москве на одного управленца приходится два подчиненных – по мнению Дмитрия Страшнова, «это нонсенс». В ближайшее время столичных управленцев планируется сократить на 30%: из 1000 оставить около 700. Несложные подсчеты показывают, что в результате, на одного начальника будет приходиться целых три подчиненных, но пока это, видимо, предел управленческой оптимизации.

Кроме того, новое руководство вводит строгий режим экономии и надеется, что за год она составит 5-6 млрд рублей – примерно столько же, сколько дотации из госбюджета.

Новые и старые ниши

Конечно для того, чтобы поднять до рыночного уровня зарплату всем сотрудникам почты – сегодня их около 360 тысяч по всей России – одной экономии недостаточно. Руководство предприятия намерено также вернуть те ниши, которые «Почта России» потеряла в предыдущие годы, и освоить новые. По итогам 2011 года, в структуре общих доходов предприятия около 45% приходится на почтовые услуги, 38% – на финансовые услуги, 17% – на реализацию прочих товаров и услуг. В последние 2,5 лет продвигалась идея создания Почтового банка в партнерстве с частными инвесторами. Сейчас от нее решено отказаться. Вместо этого «Почта» планирует получить банковскую лицензию, чтобы самостоятельно оказывать финансовые услуги населению – прежде всего, осуществлять денежные переводы и микрокредитование.

Идея создания магазинов шаговой доступности в почтовых отделениях также претерпела изменения. Возможно, она останется актуальной для небольших городков и поселков, в крупных же городах почта не может конкурировать с магазинами. По мнению Дмитрия Страшнова, лучше вернуться к некоему подобию услуги «Товары-почтой», которая существовала раньше и, по сути, являлась чем-то вроде аналога нынешней Интернет-торговли. Организация поставок ряда продукции со складов производителей позволит заработать на комиссии за доставку, а риски и трудозатраты при этом будут меньше, чем при обычных розничных продажах.

Спецпроекты от государства

«Почта России» может предоставить также широкие возможности по оказанию госуслуг. На сегодняшний день из всех существующих структур именно она представлена практически по всей стране. Из 42346 отделений связи, приблизительно 30 тыс. находятся в сельской местности и в трудно доступных районах. И к чести государства, оно старается использовать эти стратегические преимущества «Почты» – оказывая тем самым и значительную поддержку предприятию. Правительство намерено закрепить за «Почтой России» целый спектр услуг:

– оказание государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна»;

– доступ к услугам электронного правительства;

– оператор инфраструктуры электронного правительства.

Кроме того, высказываются идеи о создании некоей глобальной сети широкополосного доступа в интернет через сеть отделений почтовой связи. Минкомсвязи хочет создать частно-государственное партнерство: операторы построят оптоволоконные линии к большинству из отделений почты, а государство заключит с ними долгосрочные (на 3-7 лет) контракты на использование этих линий. Правда, эксперты указывают на высокую стоимость этого проекта и сомневаются в его реализации.

Столь же скептически относятся они и к проекту создания Единой сети передачи данных (ЕСПД) для органов госвласти. Узлы доступа к ЕСПД будут созданы на главпочтамтах «Почты России» во всех городах с населением свыше 100 тыс. человек, к сети подключат все федеральные органы власти.

Стратегическая приватизация

Вся эта модернизаторско-оптимизаторская деятельность проводится в преддверии приватизации предприятия. По действующему сейчас закону «О почтовой связи», приватизация «Почты России» невозможна, имущество ее является федеральной собственностью. Чтобы отменить эти нормы, специально разработан новый ФЗ, который и будет принят в 2014 году.

В том числе, он позволит сдавать площади отделений связи в аренду. Видимо, это поможет провести «обновление формата операционных помещений», которое обещает новый глава «Почты»: возможно, «отформатирована» будет лишь часть помещений, а сдача остальной части в аренду позволит получить средства для «форматирования».

Что же касается приватизации, то судя по опыту РЖД и ЕЭС, предполагается отделитьубыточные направления деятельности от прибыльных – именно последние и будут затем приватизированы. План, который Минкомсвязи предложило правительству в марте 2013 года, предусматривает реорганизацию ФГУПа с преобразованием убыточной сети почтовой связи в федеральное государственное бюджетное учреждение (ФГБУ) и частичное акционирование прибыльной транспортно-логистической инфраструктуры.

Внесение «Почты России» в список стратегических предприятий означает не защиту от передачи предприятия в надежные частные руки, а лишь особый порядок его приватизации. Доля госучастия в таком предприятии тоже может быть уменьшена – правда, лишь по согласованию с президентом. Кроме того, и сам «стратегический список» вовсе не является чем-то неизменным. В 2010 году, например, он уже был сокращен в пять раз – весьма вероятно, что правительство и дальше будет следовать по этому пути. Что же касается социальных функций почты, то об отношении власти к исполнению своих социальных обязательств можно судить по таким сферам, как транспорт, образование и здравоохранение.

Таким образом, общий итог всех «почтовых реформ» пока неоднозначен. Нет никаких гарантий, что вместо улучшения нас не ждет очередная «оптимизация»: повышение тарифов, сокращение количества почтовых отделений и тому подобные малополезные для населения, но неизменные в бизнесе меры.

http://www.kapital-rus.ru/articles/article/234949/






Тэги:   #Минкомсвязь России   #Почта России  

0