Все платежки россиян за ЖКХ проверит правительство
Чиновники хотят открыть и выложить в интернете всю бухгалтерию организаций жилищно-коммунальной сферы. С 2017 года граждане смогут не платить по любым полученным платежкам, если их не будет на портале госуслуг
ЖКХ становится головной болью правительства. Новый центр борьбы с алчными коммунальщиками появился в Минкомсвязи. Специалисты ведомства предлагают для наведения порядка в отрасли поставить под контроль все платежки жителей многоквартирных домов в стране. Сделать это можно в рамках принятого Госдумой в первом чтении законопроекта о государственной информационной системе (ГИС) ЖКХ.
- При подготовке поправок ко второму чтению законопроекта в него предлагается внести положение, по которому с 1 января 2017 года россияне получат право не оплачивать брошенные им в почтовый ящик платежки, если соответствующие счета не будут отражены на портале gosuslugi.ru, в состав которого будет интегрирована ГИС ЖКХ. Так у правительства появится полное представление о том, как формируются цены в этой сфере и сколько реально граждане платят за коммунальные услуги.
- Законопроект о создании ГИС ЖКХ был внесен в Госдуму группой депутатов при поддержке Минрегиона в конце декабря 2012 года. В середине апреля он был принят в первом чтении. Второе ожидается в осеннюю сессию.
- Предложения Минкомсвязи сформулированы в рамках рабочей группы, которая занимается доработкой законопроекта. Даже если эти инициативы не успеют получить статус правительственной поправки, оно все равно будут внесены в Госдуму, заверил "Финмаркет" замглавы Минкомсвязи Михаил Евраев.
Михаил Евраев, замминистра связи и массовых коммуникаций
"Мы подошли к моменту, когда необходимо сделать решительные шаги в сфере ЖКХ, и жители страны должны увидеть ощутимые результаты в этой сфере. У нас существует множество разрозненных и неполных источников информации, а нужен единый портал, на который любая бабушка могла бы зайти и посмотреть, что происходит с ее управляющей компанией, с ее платежами, кому и за что она должна платить.
- Это должен быть единый федеральный портал, как часть портала госуслуг. Существующие информационные системы по ЖКХ субъектов федерации, муниципалитетов должны быть с ним интегрированы.
- Информация на портале должна быть актуальной и полной. Сейчас мало кто исполняет постановление правительства о раскрытии информации в сфере ЖКХ, и административная ответственность в КоАПе мотивацией к такому исполнению не является. Нереально нанять десятки тысяч контролеров, которые следили бы за исполнением требований нормативных актов: у нас более 200 тыс. ресурсоснабжающих организаций и огромное число управляющих компаний.
- После бурного обсуждения в правительстве было принято решение, что на портале ГИС ЖКХ будут размещаться в том числе структурированные платежные документы с указанием, за что и сколько гражданин должен заплатить.
- Если информация о платежах на таком портале размещена не будет, у граждан с 1 января 2017 года появится законное основание по таким счетам не платить.
- При этом юридически значимыми должны быть документы именно в электронной, а не в письменной форме, иначе мы никогда не создадим полноценный портал в сфере ЖКХ.
- Данные нормы создадут жесткую экономическую мотивацию у всех ресурсоснабжающих и управляющих организаций размещать на портале всю информацию о потребленных ресурсах и требующейся оплате за них.
- Эта информация будет размещаться, в том числе, с использованием закрепленных полей, что даст возможность использовать ее для аналитической обработки не только на федеральном уровне, но и на уровне муниципальных образований и регионов.
- Можно будет делать выборку по отдельным ресурсоснабжающим организациям или управляющим компаниям, по отдельным домовладениям, в любом временном разрезе и т.д. Это позволит сделать информацию о том, что происходит в сфере ЖКХ полной и достоверной, на основании которой органы власти смогут принимать взвешенные решения.
Центр компетенции в сфере жилищно-коммунального хозяйства у нас в стране закреплен за Минрегионом. Минкомсвязи отвечает за проведение государственной политики в сфере информационных технологий. Кто будет ответственным за создание ГИС ЖКХ, будет определено в законе. Если нам поручат делать эту систему, будем работать вместе с Минрегионом.
В рамках рабочей группы, созданной при Минрегионе для доработки законопроекта ко второму чтению, мы подготовили свои предложения о том, как должна выглядеть эта система. От кого будут эти поправки не важно - главное результат".
Мария Шилина, руководитель дирекции по проблемам ЖКХ Аналитического центра при правительстве РФ
"Для проведения инфраструктурных реформ требуются значительные ресурсы. Но без наличия достоверной, оперативной и структурированной информации о состоянии отрасли деньги будут потрачены впустую, есть даже опасность, что ситуация станет еще хуже. Решения принимаются фактически наугад.
В первую очень надо решить задачу сбора информации от первичных организаций: управляющих компаний, ТСЖ, ЖК, ЖСК и ресурсоснабжающих организаций. Их десятки тысяч.
В декабре 2012 года было принято постановление правительства №1468 о формировании электронных паспортов многоквартирных домов, объектов коммунальной инфраструктуры. В рамках этого документа для ГИС ЖКХ может быть собрано примерно 60% данных. Но несмотря на неоднократные поручения вице-премьера Дмитрия Козака, Госстрой так и не утвердил единые федеральные форматы (протоколы) передачи данных.
Сбор данных за бюджетный счет несоизмеримо дорог. Москве только биллинговая система обходится примерно в 4,5 млрд руб. в год.
Для исправления ситуации предлагается:
- Введение единых стандартов по каждому виду деятельности в отрасли ЖКХ; это позволит снизить издержки по предоставляемым услугам и одновременно - административную нагрузку на участников рынка за счет введения единого отчета;
- Разработка типовых решений в отрасли ЖКХ; сам рынок должен отбирать лучшие решения, которые затем через конкурсные процедуры будут утверждаться в качестве типовых. Это даст упрощение и удешевление предоставляемых услуг, снижение коррупции и воровства в отрасли.
Эти шаги нужно предпринять для создания условий постепенного, без социальных потрясений изменения положения в отрасли ЖКХ".
Евгений Кисляков, руководитель дирекции по управлению проектами в сфере ЖКХ Сбербанка России
"Доля Сбербанка на рынке приема платежей в среднем по стране составляет порядка 35%: от 20% до 70% в зависимости от региона.
Создание единых стандартов предоставления платежных документов в рамках ГИС ЖКХ позволит Сбербанку упростить удаленные способы оплаты. Сейчас для этого необходимо поддерживать в актуальном состоянии порядка 80 тысяч договоров с поставщиками услуг, различными первичными организациями ЖКХ. Каждая ведет информацию в своих системах и передает, как им удобно.
Есть регионы, где граждане получают отдельные платежки для оплаты каждой из услуг. Бывает к нам приходят с девятью платежками, и процесс оказания услуг занимает длительное время.
Сбербанк сделал предложение всем регионам организовать процесс оплаты услуг ЖКХ, транспортных, медицинских и прочих услуг с помощью универсальной электронной карты. Аналог ГИС ЖКХ уже запущен на уровне Астраханской и Тульской областей".
Евгения Юнисова, исполнительный директор Ассоциации ТСЖ и ЖКС
"Обеспокоенность граждан ростом стоимости услуг ЖКХ обоснована, так как она растет быстрее среднего уровня инфляции. В этом году говорят о среднегодовом росте на 6%. Это некорректно. На самом деле будет те же 15% по отношению к прошлому году.
Но и этим рост не ограничится, так как со следующего года в платежке появятся взносы на капремонт. Это сразу на 5-10% увеличит платежи граждан.
Сегодня потребитель слабо себе представляет что, в каком объеме и за какие деньги он должен получать, что должна делать ресурсоснабжающая, а что управляющая организация. Об этом можно прочесть в законодательстве, если освоить все юридически сложные термины. Если ГИС ЖКХ позволит каждому потребителю получить такую информацию просто, то ее задача будет выполнена.
Даже в тех случаях, когда потребители, организовавшись, получили возможность методами инструментального контроля собрать информацию о качестве поставленных им энергетических ресурсов, есть очень мало случаев, когда ресурсоснабжающая организация сделала бы надлежащий перерасчет.
ГИС ЖКХ должна содержать все решения, принятые в рамках ЖСК и других объединений собственников жилья. И может быть давать возможность дистанционного участия в принятии решений ЖСК".
Александр Горбачев, замгендиректора ООО "Институт системного мониторинга"
"В платежке есть две составляющие: платежи за регулируемые и рыночные услуги. Регулируемые относятся к выработке ресурсов и их передаче. Здесь выпущено множество стандартов раскрытия информации. Надо, чтобы эта информация доносилась до потребителя в понятном виде.
А есть еще нерегулируемая составляющая: жилищные услуги. Там информации действительно нет. УК никому не подчиняются, никто их не может контролировать, никаких штрафных санкций для них нет. Теоретически, потребители могут отказаться от услуг управляющей компании, которая им не нравится. Но это только теоретически.
Все говорят, что регулируемая составляющая быстро растет. А ресурсники скажут, что если тарифы будут такими же темпами расти, то у нас чистой воды скоро совсем не будет. Тарифы не растут так, как должны. Потребитель не знает, сколько за него платит бюджет".
Павел Жбанов, президент Академии жилищно-коммунального хозяйства
"Достоверность информации в платежке - самая большая проблема. Услуги управления многоквартирным домом в платеж не вносятся. Мы не знаем, сколько они стоят. Их стоимость размазывается по стоимости других предоставляемых услуг. Это одна из проблем федерального уровня.
Хотел бы обратить ваше внимание, что в регулируемой составляющей существует тоже два подраздела: коммунальной и оптовой энергетики. Тарифы в коммунальной энергетике понятны и прозрачны. А в "большой" энергетике как таковой тарификации и регулируемости тоже нет, а она в значительной мере влияет на рост тарифа".
http://www.finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id=3406425