Глава Минкомсвязи назвал ключевые проблемы СМЭВ
Через систему межведомственного электронного взаимодействия проходит только 10% от общего числа запросов, направляемых чиновниками друг другу при предоставлении госуслуг. Более половины запросов адресовано одному единственному ведомству - Росреестру. Министр связи Николай Никифоров на совещании у премьера Дмитрия Медведева рассказал, какие проблемы стоят перед системой.
Председатель правительстваДмитрий Медведевпровел совещание по вопросам развития сети многофункциональных центров (МФЦ) по предоставлению госуслуг. Заседание прошло в одном из таких центров в московскомрайонеЛефортово.
После вступительного слова Медведева об МФЦ говорили руководители регионов и министр экономического развитияАндрей Белоусов. О технологической части проекта – электронной передаче данных между ведомствами, отчитался министр связиНиколай Никифоров. Ниже мы приводим текст его выступления полностью.
Дмитрий Медведев: Много вопросов, связанных с различными проблемами электронного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти и муниципальными органами. Как нам их решать? Пожалуйста.
Николай Никифоров: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! В своем выступлении я дам оценку текущего статуса работ по переходу на электронное межведомственное взаимодействие, и постараюсь ответить на те вопросы, которые уже прозвучали в ходе совещания.
В 2010 году началась реализация известного нам 210-го федерального закона. Так исторически получилось, что мы с Сергеем Семеновичем Собяниным тогда в этой работе участвовали (правда, на других должностях, в Правительственной комиссии по информационным технологиям), и основная, ключевая идея заключалась в том, чтобы прекратить сбор справок с наших жителей, когда они обращаются за теми или иными услугами, чтобы бегала сама информация и граждане не оббегали ведомства, не собирали эти самые справки.
С точки зрения информатизации проект получился уникальным по масштабу, очень большой, потому что он охватывает все без исключения субъекты Федерации (в среднем, мы посмотрели, примерно 15 органов власти в каждом субъекте) и, по сути, все без исключения муниципальные образования, в идеальном варианте вплоть до уровня поселения. Здесь как раз начинается та проблема, которую сегодня поднимали. Дело в том, что в нашей стране действительно есть цифровое неравенство и далеко не все сельские поселения имеют возможность подключиться к Сети. В таком случае взаимодействие, по сути, заканчивается на уровне административногорайонногоцентра, и там уже информация передается традиционным образом.
По закону (срок его ввода, напомню, кстати, переносился) к 1 июля 2012 года система вступила полностью в силу и жители были уже избавлены от необходимости эти справки приносить. Конечно, по старинке справки до сих пор приносят, причем делают это, к сожалению, пока в большинстве случаев. Но нужно констатировать, что 1 июля 2012 года мы встретили в достаточно тяжелой обстановке – я как раз говорю это, пользуясь тем, что нас слушают губернаторы. По факту практически ни один из регионов не был полностью готов по техническойинфраструктуреи даже по определенным организационным задачам. Тем не менее за два года все точки оказания услуг в целом обеспечены так или иначе каналами связи, появились рабочие места там, где их не было иногда, у госслужащих появились электронные подписи. В целом, учитывая эти результаты и те параметры, которые мы видим сегодня по количеству запросов, очевидно, что предстоит сделать еще очень многое.
Для того чтобы систематизировать работу, в Минкомсвязи был создан специальный проектный офис. Вы заметили, что последние несколько месяцев мы практически каждые две недели проводим видеоконференции. В них участвуют ответственные, курирующие вице-губернаторы, и в общем-то, удалось снять основной ворох проблем. В частности, было принято решение о массовом тестировании федеральных сервисов, привели в соответствие ту работу, которая проводилась весь этот период времени. Сегодня у нас федеральные органы власти предоставляют электронно 110 сведений в целом. По сути можно говорить о том, что 110 документов в таком случае избавлены уже от необходимости того, чтобы их приносили на бумаге. Из них 24 сведения наиболее популярны – любопытно, что они обеспечивают 90% всех запросов. Приведу второй любопытный факт: 64% всех запросов касаются…
Дмитрий Медведев: Какой это набор сведений?
Николай Никифоров: В основном это те же самые организации, которые сегодня уже звучали – это Пенсионный фонд, миграционная служба, МВД, налоговая служба, я уже назвал, судебные приставы еще. Любопытно, что 64% запросов – это Росреестр, настолько велика роль этой организации в информационных потоках, которые сегодня есть в органах власти. Сейчас в месяц в системе межведомственного электронного взаимодействия проходит примерно 6,5 млн запросов. В сентябре, кстати, было всего лишь 3,4 млн запросов. В целом потенциал роста по электронным запросам мы оцениваем примерно в 10 раз, то есть сегодня обмен в электронном виде происходит лишь в каждом десятом случае.
Серьезный риск, который мы, к сожалению, до сих пор видим в ходе реализации проекта, – это периодическое, я бы даже сказал, систематическое нарушение сроков и обязательств со стороны единственного исполнителя – компании «Ростелеком». Здесь у нас идет постоянная работа. Многие губернаторы тоже выражают определенную озабоченность здесь, и в ходе наших 2 раза в неделю проходящих видеоконференций мы стараемся эти проблемы снимать.
Хочу обратить внимание на основные задачи, которые сегодня стоят перед регионами. Нужно завершать, конечно же, работу по оснащению рабочих мест на местах. По мере того, как появляется связь (мы тоже стараемся здесь идти навстречу), необходимо необходимо эту работу проводить – оснащать их средствами криптографической защиты, обеспечивать служащих электронной подписью. В некоторых регионах возникли проблемы, связанные с тем, что электронная подпись была выдана немножко не по тем форматам. Здесь плавно нужно эту работу завершить, потому что, хочу обратить внимание, предоставление сведений из баз данных – это очень ответственный момент, потому что там персональные данные жителей – это сведения о правах, собственности.
Мы попросили всех губернаторов написать адресные письма и в них четко определить, какие организации и какие структуры, какие должностные лица имеют те или иные права в регионах. Это очень серьезный вопрос ответственности, который мы такими документами здесь определяем и регламентируем.
Отдельный вопрос сегодня прозвучал про участие работников МФЦ непосредственно в электронном обмене документов. Информирую вас о том, что 22 декабря 2012 года, совсем недавно, было принято постановление Правительства №1382 (прошу обратить на него внимание), которое как раз определяет правила присоединения к системе электронного взаимодействия иных организаций. Это в том числе дает возможность для многофункциональных центров стать участниками этого обмена. Это очень важный шаг вперед, нам необходимо сейчас начать это решение использовать.
Крупные регионы, в которых уже достаточно высокий уровень информатизации, подключают к системе СМЭВ, как мы ее сокращенно называем, свои собственные информационные системы. В таком случае запрос электронный, по сути, уходит автоматически, и это очень комфортно и удобно. Для небольших регионов или регионов, где еще уровень информатизации пока не такой высокий, мы рекомендуем использовать типовое решение, которое по сути работает в режиме «запрос–ответ». Заполняешь формочку, она отправляется, через определенное время приходят те или иные сведения. Самое главное, что мы, еще раз подчеркну, избавляем жителей от необходимости эти справки собирать.
Скажу два слова, в том числе, и про вопрос финансирования, и, если так можно сказать, помощи из федерального центра. Губернаторы неоднократно ставили вопрос о том, что проект по переходу к электронному взаимодействию тоже привел к достаточно существенным затратам. Информирую вас о том, что с 2013 года на федеральный уровень мы взяли затраты по базовой инфраструктуре так называемого регионального сегмента электронного правительства.
В целом по стране цена вопроса – примерно 1 млрд рублей, для каждого региона ориентировочно – около 15 млн. Нам нужно сделать важный шаг, который должен подстегнуть и высвободить ресурсы в регионах, направленные на реализацию конкретных услуг и сервисов. Это с 2013 года у нас уже действует. Кроме того, в конце 2012 года мы распределили на конкурсной основе 630 млн рублей субсидий, чуть более 20 регионов их получили, и очередное распределение субсидий состоится в начале 2013 года. Таким образом, на мой взгляд, есть целый ряд конкретных шагов, в том числе и подкрепленных таким федеральным финансированием, чтобы эти процессы двигались и реализовывались.
Отдельно хочу ответить на вопрос по подключению связи к тем проблемным малонаселенным пунктам и к тем МФЦ, где сегодня этой связи нет. 24 декабря, Дмитрий Анатольевич, состоялось под Вашим председательством заседание Президиума совета по модернизации. Вопрос цифрового неравенства и, если можно так сказать, национального плана развития широкополосного доступа был одним из ключевых, и были даны соответствующие поручения. С учетом того значения, которое принимает сегодня проект МФЦ, предлагаю использовать его в том числе как некую приоритетную карту для развития широкополосного доступа по стране в целом.
И несмотря на то, что у нас сегодня еще нет ответа на вопрос, как именно мы будем стимулировать операторов, – будем ли субсидировать как-то или объединять ресурсы федеральных органов власти, чтобы этот канал все-таки появился... Мы сейчас эти предложения готовим. С учетом того, что к 1 марта, как мы сегодня решили, у нас появится окончательная карта размещения тех приоритетных МФЦ, мы будем использовать ее как основу и именно приоритизируем развитие широкополосного доступа в этих точках. Может быть, сделаем это и с помощью почты, может быть, сделаем это целевым образом. Но, на мой взгляд, это важнейший приоритет, который нам такую задачу здесь ставит. Конечно же, это не позволит решить вопрос по таким субъектам Федерации как… Вот Чукотка сегодня выступала, в частности, по Магадану есть проблемы.
Некоторые отдельные территории (сегодня пять регионов) у нас не имеют волоконно-оптических линий связи вообще, там только спутник. По ним мы готовим к реализации специальные проекты и рассчитываем, что все-таки в течение трех, максимум пяти лет там появятся магистральные каналы связи по схеме частно-государственного партнерства. Опять же мы эти предложения обобщаем в рамках нашего национального плана развития широкополосного доступа и будем представлять ваши решения. На этом я свое выступление хотел бы завершить и еще раз сказать, что в начале 2013 года успех электронного взаимодействия зависит от нашей слаженной работы. Мы планируем работу нашего проектного офиса – штаба, если так можно сказать, – продолжать. И 29 января планируем очередную видеоконференцию с вице-губернаторами, так что этот вопрос по-прежнему остается приоритетным в нашей повестке дня.
Дмитрий Медведев: Спасибо, Николай Анатольевич. Все эти вопросы, о которых сказал министр, они достаточно сложные и имеют свои затраты. Тем не менее нам придется на все это пойти. Имею в виду, что задача, которую мы с вами решаем, действительно относится к числу абсолютно приоритетных.
http://www.cnews.ru/top/2013/01/18/glava_minkomsvyazi_nazval_klyuchevye_problemy_smev_515918