Электронные госуслуги: Тюменская область на фоне Урала

Автор: Ксения Садовская 28 ноября 2012 г. 14:58:22 Регион: Тюменская область 3 841   0

В Тюмени хвалили и критиковали "Электронное правительство", говорили о проблемах электронной демократии, обсуждали новинки IT-сферы, призванные сделать жизнь комфортной и удобной, а государственные услуги — доступными и прозрачными. У гостей форума-выставки была возможность прямо в здании тюменского технопарка устроить настоящий тест-драйв электронных госуслуг.
В рамках пятого всероссийского форума-выставки "ИНФОТЕХ-2012», который стартовал сегодня, 27 ноября, в Тюмени и продолжится завтра, с докладами выступили: отец-основатель программы «Электронное правительство России» — президент Фонда информационной демократии Илья Массух, его коллега-оппонент, борец за доступность интернет-услуг — руководитель Российского Агентства развития информационного общества Александр Айгистов, представители компании "Ростелеком", курирующей развитие и техническое состояние Портала государственных услуг Российской Федерации, и другие эксперты.
По официальным данным, на сегодняшний день на Портале государственных услуг Российской Федерации зарегистрировались более 15 миллионов россиян, свыше 3 миллионов из них — завели личные кабинеты и теперь имеют возможность получать государственные услуги в электронном виде. Это не много, если учесть, что в России проживают 143, 3 млн. человек.
В общей сложности у посетителей портала "Электронное правительство" есть возможность "заказать" он-лайн — то есть не выходя из дома или не поднимаясь с рабочего места — порядка 4 тысяч государственных услуг. Впрочем, как сообщил первый заместитель директора макрорегионального филиала "Урал" ОАО "Ростелеком" Геннадий Чернавцев, в каждом регионе ситуация с доступностью и популярностью электронных госуслуг выглядит по-разному.
Так, например, на Урале по числу пользователей портала госуслуг лидирует, по словам Чернавцева, Свердловская область, где уже свыше 87, 3 тыс. человек успели зарегистрироваться. На втором месте Тюменская область — 53, 7 тыс. пользователей портала, на третьем месте — ХМАО-Югра — 38, 8 тыс. человек, на четвертом месте — Челябинская область с почти 22 тысячами зарегистрированных пользователей, на пятом, шестом и седьмом местах Пермский край, Ямало-Ненецкий автономный округ и Курганская область с 12, 6 тыс, 7, 9 тыс. и 6 тысячами пользователей соответственно. 
Кстати, и количество госуслуг, которые каждый из субъектов РФ в настоящее время предоставляет в электронном виде, различно. На Урале, по данным компании "Ростелеком", по числу госуслуг, переведенных в электронный вид, лидирует Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, где через интернет предоставляется 159 государственных услуг. На втором месте, как ни странно, Курганская область (153 услуги), на третьем месте — Челябинская область (140), на четвертом — Свердловская (130), на пятом — Тюменская область (100). Замыкают рейтинг Пермский край (96) и Ямал (порядка 80).
Эксперты также отметили, что уровень информатизации в Тюменской области выше, чем в среднем по стране. А по ряду направлений в вопросах внедрения IT-новинок наш регион входит в число лидеров.
Напомним, портал "Электронное правительство" запустили в России 15 декабря 2009 года. И то, что он появился — во много заслуга Президента Фонда информационной демократии Ильи Массуха. Именно он впервые поставил вопрос о том, что запуск единого портала госуслуг и создание нового механизма общения государства с обществом — это важнейшие задачи. И сейчас, когда Портал госуслуг стал реально действующим механизмом, он, в целом, позитивно оценивает и достижения, и перспективы.
"Нам удалось сделать «Электронное правительство», посредством которого человек действительно взаимодействует с властью. Люди привыкли электронно получать паспорта, оплачивать штрафы, налоги. Не выходя из дома, можно получить реальные услуги. Движение проекта началось в конце 2009 года. За два с небольшим года в России сделан реальный рывок, и он базируется на наших программистах, математиках, на нашей «итишной» индустрии. Хочу сказать, что Россия — одна из немногих стран, которая успешно конкурирует с американскими компаниями. Сегодня о госуслугах говорят все, начиная от первых лиц страны, заканчивая людьми в автобусе. И это наша заслуга. Она кстати оценена и международным сообществом. Есть ООНовский рейтинг электронного правительства и мы там с 2010 по 2012 продвинулись с 59 на 27 место. Это кстати единственный признанный международный рейтинг, по которому наша страна находится на нормальных местах", — пояснил Илья Массух.
Он подчеркнул, что в Тюменской области сделано немало в сфере внедрения электронных гоуслуг. И отметил, что в этом году в Тюмени в электронную сферу планируется перевести услуги ЖКХ. "Это то, что волнует людей. Людей сегодня больше волнуют не паспорта и налоги. Волнует ЖКХ, образование, медицина. Основные усилия в ближайшие пару лет надо будет сделать в этом направлении. В Тюмени это уже делается", — подчеркнул он.
Впрочем, экспертов интересовали вопросы взаимодействия населения с органами власти в электронном формате в глобальном смысле. "С одной стороны, возможность получать государственные услуги с помощью сети интернет избавляет граждан от необходимости стоят в очередях, с другой — если не заниматься тотальным посвящением населения — есть риск увеличения социального расслоения по признаку "цифрового неравенства", — заявил руководитель Российского Агентства развития информационного общества Александр Айгистов. — К сожалению, действительно масштабные форумы, подобные тюменскому, посвященные вопросам внедрения электронных госуслуг, в России проводятся редко — всего пять форумов столичного уровня. И все они, кстати, проводятся в регионах. Как мне кажется, в подобных мероприятиях должны участвовать не только представители региональных органов власти, но и администрации президента. Ведь, по большому счету, речь идет о развитии электронной демократии".
Айстигов — как практик и теоретик, изучивший опыт других стран в вопросах внедрения порталов формата "Электронное правительство", озвучил и несколько характеристик российской версии портала госуслуг, требующих, по его мнению, коррекции. 
"В частности, есть рекомендации Великобритании по внедрению "Электронного правительства", и к некоторым из них, как мне кажется, было бы полезно прислушаться, — отметил руководитель Российского Агентства развития информационного общества. — Англичане советуют ориентироваться при разработке интерфейса и формы подачи материала на интересы и удобство граждан, а не на интересы государства, стараться добиваться простоты — чтобы каждый пользователь мог без труда найти нужную ему услугу и функцию. Думаю, необходимо усовершенствовать существующую сегодня в России версию портала Госуслуг. Было бы не лишним добавить функциональные кнопки, нажав которую, например, человек без определенного места жительства, потерявший работу или документы, мог быстро найти всю необходимую информацию. Мне кажется, что инструкция, которая сейчас размещена на портале Госуслуг, написана не для простых граждан, а для специалистов, используется очень много сложных формулировок, определений, которые не всем понятны. К литературной части, к тому, как изложена информация, тоже есть вопросы. Нужно подумать над тем, как сделать портал Госуслуг максимально удобным и понятным для граждан".
Что ж, критика — критикой, а портал Госулуг — работает и делает жизнь граждан приятнее. Так, например, тюменцы, которые уже успели воспользоваться госуслугами через интернет, оценили новые возможности положительно.
По последним данным, которые предоставили корреспонденту ИИ «NewsProm.Ru» в аналитическом отделе департамента информационной политики Тюменской области, тюменцы стали активнее пользоваться электронными услугами, предоставляемыми на сайтах государственных и муниципальных органов власти. Сегодня о существовании таких порталов знает 31% граждан, еще 35% — "что-то слышали о них". При этом 72% граждан, знающих о существовании порталов электронных услуг, уже успели воспользоваться ими для себя и своих семей. Подавляющая часть опрошенных, воспользовавшихся электронными услугами органов государственной власти Тюменской области, оценили их как «удобные» и понятные. Такие данные были выявлены в ходе исследования, проведенного региональным информационно-аналитическим центром «Сотрудничество». В опросе приняли участие 1500 жителей юга Тюменской области, в возрасте старше 18 лет. Согласно тому же опросу, более половины взрослого населения юга Тюменской области сегодня пользуется Интернетом. Причем 33% жителей региона выходят в «сеть» регулярно и 21 процент — «время от времени». Согласно исследованию, наиболее популярна Всемирная «паутина» у жителей Тюмени. В областном центре ею пользуется 64% населения, в малых городах чуть меньше — 53%, на селе — 42%.

http://www.mngz.ru/tyumen-region/power-money-business/168844-elektronnie-gosuslugi-tyumenskaya-oblast-na-fone-urala.html






Тэги:   #Электронные госуслуги   #информационное общество. электронное правительство  

0