Электронное правительство: что и сколько, а главное – к чему?
Недавно на РИФ’е 2012 участвовала в баттл-шоу с Игорем Щеголевым и Ильей Массухом на тему «Государственные услуги» (в секции «Куда движется российский интернет?»)
Я выступала «ЗА» антимонополию Ростелекома, гражданские проекты, открытое API, сокращение бюджетов на разработку.
Вообще, сейчас тему e-government в России можно свести к ответу на вопрос Чеширского кота Алисе: «Иди и все равно куда-нибудь придешь». А вот в мире доминируют две модели развития Электронного правительства: сингапурская и эстонская. Первая – это большая государственная программа на несколько десятков лет с четким регулированием происходящего с единым центром компетенций, эстонская – это теория малых дел. А теперь, как это происходит у нас...
Что такое ФЦП «Электронная Россия», которая сейчас гордо именуется Информационное общество?
Федеральная целевая программа «Электронная Россия» действовала с 2002 по 2010 годы. Задачи программы: развитие в стране информационных технологий, создание электронного правительства и переход на оказание услуг в электронном виде. Бюджет составлял 77,179 млрд руб., а в 2006 году он был сокращен до 32 млрд руб.
Минкомсвязи и «Ростелекомом» в ходе программы заключили государственные контракты на суммы более чем на 2 млрд. руб. «Электронная Россия» действовала до 2010 года, с прошлого реализуется программа с гордым названием «Информационное общество». Из бюджета на ее предусмотрено 88,001 млрд руб. Единственный исполнитель мероприятия «ЭР» - Ростелеком. Эстония на свой проект электронного правительства (при численности населения примерно 1,2 млн человек) потратила $1,5 млрд. Сингапур (5 млн человек) потратили $15 млрд.
В России же стоит острый вопрос доверия к тому, что делается в сфере Электронного правительства. Вообще именно вопрос доверия к власти и надо решать с помощью электронного правительства. Сейчас же все только усугубляет ситуацию. Как пример, это - гас выборы и веб-камеры.
Логика самой программы Электронного правительства – это улучшение взаимодействия общества и власти. Например, можно же выбрать, подать документы через Интернет или ехать и стоять в очереди в госучреждении, пожаловаться на то, что на дороге яма или ходить по ЖЭКам. Или записаться в очередь к врачу, сидя у компьютера. Говорили о пользе «Электронной России» для лиц с ограниченными возможностями. Часто шли дискуссии про бизнес и власть: от электронных счетов фактур до ЭЦП. И хорошо, что ЭЦП все-таки как факт приняли. Понятно, почему Прокуратура активно интересуется Ростелекомом. Совершенно странными являются разговоры о том, что разработчики не предоставляют цен, а министерства не знают этих цен, потому что не мониторят рынок. Все данные открыты, берите и смотрите.
Кто в ответе? Теперь о самой структуре реализации, или кто за что отвечает (цели ФЦП меняются, а сама суть-нет):
Так выглядит таблица обязанностей различных структур по развитию Электронного правительства. Например, Ростелеком – монополист отвечает за создание инфраструктуры «электронного правительства» и формирование национальной российской платформы «облачных» вычислений. Суммы выше. Кто фактический менеджер проекта?
Простым языком так: сейчас важная задача электронного правительства – это предоставление государственных услуг по принципу одного окна. Срок его реализации уже был сдвинут на три месяца (на 1 октября 2011 года) для федеральных и на год (на 1 июля 2012 года) для региональных и муниципальных органов власти. Фактически это действует так: Вы приходите за документом и от Вас данный орган власти не имеет право требовать сбора дополнительных сведений и бумаг, а обязан их запросить у других госорганов, которые владеют этой информацией про Вас. Получается, что Вы меньше тратите на общение с госорганами, Ваши трудочасы приносят пользу экономике, при этом не надо никаких лишних чиновников. Все это снижает бюджетные траты. У нас же плодятся комиссии и подкомиссии.
В сети есть страница - http://www.interfax.ru/spravkinet, где публикуются результаты еженедельного мониторинга готовности органов государственной власти к переходу на электронное межведомственное взаимодействие. Вопрос в одном: она почему возникла-то, когда все сроки по реализации уже прошли?
Задачи для реализации в сфере электронного правительства до конца 2015 года:
1.Создать единую систему контроля исполнения поручений госслужащих.
2. Создать единую систему документооборота государственных служб и ввести систему отслеживания гражданами, на каком этапе находится их документ.
3. Завершить законодательные и нормативные меры, направленных на полную легализацию использования ИКТ (поправки в закон о правительстве в части обязательного архивирования, отмена бумажных форматов обязательной отчетности в образовании, здравоохранении и т.д.).
4. Ввести систему регистрации бизнеса за 18 минут, как в Эстонии.
5. Сократить расходы на сервисы электронного правительства путем открытого вовлечения бизнеса в реализацию программ и проектов.
6. Реформировать принципы закупки и оплаты проектов информатизации и внедрения новых технологий. Назначить национальных CIO (главный конструктор госсистем, координатор ИКТ подразделений ведомств и региональных администраций) и CTO (главный заказчик – координатор использования новых технологий ведомствами и госкорпорациями).
7. Ввести Министерство IT и определить четких лиц с четкими полномочиями.
8. Провести конкурс проектов на основе государственных данных (как в Сан-Франциско, Сингапуре и т.д.) с целью создать большое количество приложений, полезных для общества.
http://besttoday.ru/read/3469.html