Италия и её «Электронная повестка дня»: Новое правительство, старые риски

Автор: Ксения Садовская 14 февраля 2012 г. 15:58:57 2 382   0

Данная статья ведущего аналитика компании Gartner Андреа ди Майо (Andrea Di Maio) была опубликована на блоге компании 9 февраля 2012 года. Как мне кажется, она представляет особенный интерес в том момент, когда высшее руководство России всё настойчивее говорит об «открытом правительстве». Итальянское правительство, после того, как отреагировало на чрезвычайную финансовую ситуацию и давление рынка путем введения новых мер жесткой экономии, переключилось на другую передачу и начало рассматривать инициативы, способные помочь восстановлению столь необходимого экономического роста. В этом контексте оно объявило о новой «электронной повестке дня» (digital agenda - см. http://www.repubblica.it/politica/2012/02/06/news/profumo_piano_digitale-29408048/ и http://www.corrierecomunicazioni.it/pa-digitale/13686_profumo-priorita-internet-per-tutti.htm , материалы на итальянском языке), а также о новой структуре правительства, предусматривающей посты министров по вопросам государственного управления и инноваций, образования и экономического развития. Хотя детали этой программы в настоящее время ещё прорабатываются, основными приоритетными направлениями, судя по всему, станут широкополосный интернет, «умные» города (smart cities) и открытое правительство. Этот шаг восторженно приветствовал национальный ИТ-сектор, который ранее активно высказывался о необходимости более четкого видения. Хотя сведение воедино трёх ключевых направлений, имеющих потенциал для роста и развития - очень хорошее начало, однако новое видение не застраховано от серьёзных рисков, и для нового правительства чрезвычайно важно обратить на них внимание как можно раньше. Вот несколько моих личных рекомендаций: Тратить разумнее и эффективнее, а не больше. Хотя для совершенствования инфраструктуры необходимо финансирование (на самом деле, уже запланировано выделение почти 70 млн. евро на развитие широкополосного интернета в ряде регионов), правительству необходимо с самого начала привлекать частный сектор. Создание инфраструктур и приложений для умных городов – дорогое удовольствие, выгоду от которого в конечном итоге получат коммерческие организации, поставщики ИКТ-услуг, а также граждане. Несправедливо, чтобы только последние оплачивали счета (через налоги и государственные расходы). Правительство должно стремиться к созданию государственно-частных партнерств, в которых частный сектор явным образом разделял бы как риски, так и выгоды, связанные с большинством этих инвестиций. Государственное финансирование должно быть нацелено на повышение эффективности государственных услуг и операций, а также на их преобразовании на основе применения современных технологий. Критически относиться к прежним решениям. В условиях ограниченности средств, у правительства будет соблазн в максимальной степени использовать возможности прежних инициатив и услуг. Однако, раз уж правительство формирует новое, долгосрочное видение, ему также следует достаточно критически взглянуть на некоторые из них и проверить, являются ли они жизнеспособными и имеют ли они смысл в будущей схеме вещей. В частности, следует, возможно, пересмотреть отношение к так называемой «сертифицированной электронной почте» (PEC на итальянском языке), а также к таким программам, как проект выдачи идентификационных карт, - с учётом ограниченных масштабов их использования и сомнительной ценности в будущем, когда люди захотят иметь выбор, а не пользоваться только одним-единственным решением. Учиться на ошибках лидеров. Как не устают повторять многие поставщики технологий и консультанты, позднее освоение некоторых из этих направлений является преимуществом, а не недостатком. Все упомянутые направления – развитие широкополосного интернета, умные города и открытое правительство - чревато разочарованиями; поэтому важнейшее значение имеет понимание критических рисков и ключевых факторов успеха. Изучение проблем, с которыми сталкиваются существующие программы умных городов, и выяснение причин, по которым открытое правительство испытывает трудности там, где проводились первые попытки его внедрения, являются ключевыми для определения приоритетных направлений использования скудных ресурсов. К сожалению, лобби, представляющее интересы ИТ-сектора и академических кругов, судя по всему, подталкивает в сторону подхода «и я тоже!», стремясь имитировать то, что делали другие, независимо от того, насколько успешными были результаты. Развивать собственных навыки, не слишком полагаясь на корыстные интересы других сторон. В течение последних нескольких лет наблюдалась постепенная утрата компетенций вследствие сокращения масштабов деятельности и преобразований соответствующих государственных органов. Такие компетенции должны быть восстановлены, и соответствующую деятельность не стоит отдавать на аутсорсинг. Кроме того, министрам и чиновникам, отвечающим за «электронную повестку дня», следует проявлять крайнюю осторожность, выслушивая предложения, поступающие от организаций, непосредственно заинтересованных в больших государственных расходах в данном секторе. Более благосклонно следует относиться к предложениям, включающим ясно выраженный компонент разделения рисков и доходов, в то время, как менее конкретные проекты создания инфраструктуры или предоставления первоначального финансирования (seed funding) должны тщательно изучаться и проверяться. Правительство определенно идёт по правильному пути, подчеркивая значение электронных технологий для поддержки экономического роста и для кардинального повышения эффективности государственного управления. Однако как стратегические цели, так и планы их достижения должны быть достаточно смелыми, чтобы порвать с прошлым, поставить у руля способных государственных служащих, и подвигнуть ИТ-сектор к тому, чтобы разделять риски и возможности, вместо того, чтобы жить за государственный счет.

Андреа ди Майо (Andrea Di Maio)

Источник: блог фирмы Gartner http://blogs.gartner.com/andrea_dimaio/2012/02/09/italy-and-its-digital-agenda-new-government-old-risks/

http://rusrim.blogspot.com/2012/02/blog-post_6123.html


Тэги:   #информационное общество. электронное правительство  

0