"Оператор электронного правительства"
Понятие «государственная машина» имеет ярко выраженный отрицательный подтекст. Его обычно употребляют, когда речь заходит о случаях бездушного, формального отношения к людям. Вместе с тем, любое государство стремится наладить эффективную работу своего аппарата, максимально формализовать взаимоотношения гражданина и государства, сведя к минимуму воздействие «человеческого фактора» промежуточной прослойки - чиновника.
Миниатюризация вычислительной техники и её повсеместное распространение позволили подойти к решению этой сложной проблемы с другой стороны, а появление широкополосных высокоскоростных коммуникаций подстегнуло процесс, который получил название «Электронное правительство».
Понятие «электронное правительство» появилось в активном употреблении несколько лет назад. Однако первоначально оно относилось скорее к процессу теоретического осмысления принципов построения и функционирования системы. И лишь совсем недавно работа перешла в фазу практической реализации, этапом которой в Пензенской области стало создание компании «Оператор электронного правительства».
На должность исполнительного директора компании был приглашен известный предприниматель Олег Звонов, которого «Улица Московская» и попросила рассказать о том, на каком этапе находится создание «Электронного правительства».
- Олег Геннадьевич, с какой целью было создано ОАО «Оператор электронного правительства»?
- ОАО «Оператор электронного правительства» (ОЭП) является полностью государственной компанией, хотя в будущем планируется, что доля государства будет сокращаться за счёт увеличения коммерческой составляющей. Основная задача компании - построение информационного общества в Пензенской области. Председателем Совета директоров компании является премьер Андрей Андреев.
- Что означает «построение информационного общества»? По каким направлениям оно будет строиться?
- Это система, которая позволяет гражданам реализовывать свои права на получение государственных услуг - от выделения земли до предоставления каких-то справок - без субъективного влияния любых чиновников. То есть система работает таким образом, что используются только объективные критерии. С этой целью в государственных и муниципальных структурах сейчас разрабатываются регламенты оказания услуг и технологические карты выполнения госуслуг.
Мы понимаем, что это процесс не одного года, это скорее, цель, к которой мы стремимся. У чиновника не должно остаться возможностей принимать решения субьективно. Главная задача, которую предстоит решить, - наладить систему межведомственного электронного взаимодействия, которая должна обеспечить не только вертикальную связь региона с центром, но и горизонтальную: между различными региональными и федеральными структурами. Пензенская область в этом смысле один - из самых технологически продвинутых регионов России, у нас уже построена и успешно функционирует единая мультисервисная сеть передачи данных. Эту задачу в рамках создания «электронного правительства» многим регионам еще только предстоит решить.
- А что получит простой гражданин от такого электронного взаимодействия органов власти? Сократится оборот бумаг в ведомствах и их расходы на почтовые услуги?
- Некоторые государственные услуги могут быть оказаны при участии сразу нескольких органов власти. Например, анкета для получения загранпаспорта должна побывать в нескольких структурах МВД, в центральном адресном бюро, МИДе, ФСБ и так далее. Решение выдать паспорт или нет, принимается, когда воедино собираются все данные из ведомств.
Кроме того, в соответствие с новыми требованиями оказания государственных и муниципальных слуг, гражданину в скором времени не нужно будет стоять в очередях, собирая различные справки. Федеральные и муниципальные органы всю необходимую информацию должны будут получать самостоятельно, не напрягая заявителя.
Это можно сделать путем отправки целой армии курьеров сидеть в очередях вместо гражданина, а можно всю информацию перевести в электронный вид и обмениваться по каналам связи. Это уже сделано в виде вертикально-интегрированных систем некоторых федеральных ведомств: Росреестр, Пенсионный фонд, Федеральная налоговая служба, Федеральная миграционная служба.
- Не так давно прошло сообщение о том, что компания «Оператор электронного правительства» назначена уполномоченной организацией по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт (УЭК) в Пензенской области. Этот проект тоже является составной частью «Электронного правительства»?
- Да, распоряжением областного правительства нас назначили уполномоченной организацией на период проведения конкурса по определению организации, которая в конечном итоге и будет осуществлять всю работу, связанную с УЭК. Мы совместно с различными ведомствами и организациями должны обеспечить внедрение универсальной электронной карты на территории Пензенской области.
Проект УЭК сильно связан с проектом «электронное правительство». Он может быть одной из составляющих проекта госуслуг, например, как ключ доступа к порталу госуслуг, идентификатор личности. Но это не единственный способ доступа к получению госуслуг.
Например, есть многофункциональные центры, где можно получить госуслуги по принципу единого окна. Кстати, у нас один из лучших регионов по реализации этой программы. Получать госуслуги можно будет и через информационные киоски, и даже через сотовые телефоны.
В то же время карточка будет представлять не только ключ доступа, но и инструмент оплаты. Получая госуслугу во многих случаях надо оплатить госпошлину, очень удобно это делать с той же карточки.
Большой проект «Электронное правительство» - это чисто государственный проект, он финансируется исключительно из бюджетов разных уровней.
Проект УЭК на определенном этапе предполагает создание частно-государственного партнерства. Головными организациями со стороны бизнеса выступают банки Сбербанк, УралСиб и АкБарс. Кроме того, каждый регион волен организовывать этот проект со своими нюансами.
То есть в проекте видится и коммерческая основа. С помощью УЭК можно получать массу других услуг, не только государственных, но и муниципальных, и коммерческих. Начиная от оплаты коммунальных услуг, оплаты проезда в транспорте и даже в качестве «карточки лояльности» крупных магазинов, федеральных сетей.
Оплачивая покупки в магазине с помощью приложения, интегрированного в карточку по вашему желанию, вы будете получать суммируемые бонусы, скидочные предложения. Мы как раз и будем разрабатывать разные приложения по заказам региональных предприятий. Как раз с этого мы будем иметь операторскую прибыль, которую нам будет выплачивать, например, торговая точка, которая захочет иметь приложение на УЭК.
В настоящее время мы активно работаем над созданием нескольких приложений: транспортного - для обеспечения оплаты проезда во всех видах общественного транспорта на территории города Пензы и области (совместно с компанией МУП «АРЦИС»), коммунального - для организации оплаты различных коммунальных платежей, и дисконтного - для получения обладателями универсальной электронной карты скидки при оплате различных товаров и услуг с помощью карты.
Кроме этого, мы, как IT-разработчик, выполняем заказы на коммерческой основе по внедрению сервисов облачных вычислений, услуги аутсорсингового центра обработки данных, разрабатываем вэб-сайты для организаций, оказываем услуги хостинга - размещения интернет-ресурсов на нашем сервере и аренде виртуальных серверов.
- Создается впечатление, что проект «Электронного правительства» движется не очень быстро. Специалистов не хватает, или технологии отстают?
- Это не главные проблемы. Если честно сказать, все проблемы идут с «головы». Два, казалось бы, взаимосвязанных проекта - госуслуги и УЭК - курируются разными ведомствами - Минсвязи и Минэкономразвития. И оба ведомства придерживаются совершенно разной идеологии.
«Госуслуги» сделали единого подрядчика-оператора - Ростелеком. И он создал некую систему, куда все остальные участники должны встраиваться. То есть пошли не по пути интеграции уже построенных региональны систем - многие регионы уже работали самостоятельно над этой проблемой, а по любимому российскому принципу «мы наш, мы новый мир построим». При этом как всегда в худшем положении оказались самые продвинутые: зачем работали, зачем тратили средства? Кто сделал своё, тому сказали, нет, теперь нужно делать все по стандартам «Ростелекома». И сейчас идет перетягивание каната между федералами и регионами.
При этом Минсвязь рапортует, что СМЭВ работает во всех федеральных ведомствах и проект тормозят регионы. На самом деле реально работают всего четыре федеральных ведомства, где можно получить web-сервис: Пенсионный фонд, Налоговая, ФМС, Росреестр. Работают те ведомства, которые изначально у себя внутри уже создали вертикально интегрированную информационную систему. То есть она у них и без Ростелекома работала. А ситуация у всех регионов развивается по-разному. Страна большая, регионы сильно отличаются состоянием информационных систем, информационной инфраструктуры, каналов связи и причесать всех под одну гребенку получается хреново.
Все это можно было бы пережить, если бы все было бесплатно для регионов. Но Ростелеком требует за свое решение приличных денег. Это тоже государственно-частное партнерство на федеральном уровне, которое нас будет просто стричь. Причем в рамках реализации этого проекта мы можем работать только с Ростелекомом. Вариантов других нет.
Что касается УЭК, там люди пошли на, мой взгляд, по более умному, федеративному пути, то есть изначально ушли от монополизма. Они сделали некий продукт, для себя. И сделали некие процедуры, протоколы обмена данными, с возможностью надстройки системы любой конфигурации. И сказали: создавайте всё сами, главное - соответствовать протоколу. И на этот рынок сразу вышло много компаний, в отличие от решения Минсвязи с Ростелекомом.