Госсектор на CNews FORUM 2011: ход информатизации

Автор: Ксения Садовская 25 ноября 2011 г. 23:08:30 3 474   0

Процессы федеральной информатизации ведут к тому, что региональные ОГВ активно используют услуги "Ростелекома" (РТК), геоинформационные данные, сервисы и пр., а их представители подчеркивают важность создания различного рода межрегиональных центров компетенций и наличия мотивированного и квалифицированного персонала на местах для эффективного решения поставленных задач. При информатизации на региональном уровне, а также в конкретных федеральных ОГВ востребованы решения от самых различных поставщиков и разработчиков. Этому вопросу были посвящены многие выступления наCNews FORUM 2011.

Региональная специфика vs. экономическая эффективность

"Модели и технологии, первоначально разработанные в Республике, по сути, стали неким интеллектуальным продуктом, который, имея определенную стоимость и ценность, начинает экспортироваться в другие регионы, включая московский", – сообщил министр информатизации и связи Республики ТатарстанНиколай Никифоров. – "Создается огромный рынок, который генерирует спрос на электронные сервисы, причем не только в сфере госуслуг".

Татарстан - один из немногих регионов, создающих федеральную сеть доставки облачных сервисов. В то же время, часто неэффективно, а иногда и невозможно, решать силами одного региона ряд задач федерального масштаба в сфере информатизации образования, здравоохранения, решения инфраструктурных вопросов. В частности, важной задачей г-н Никифоров считает создание самоокупаемой координирующей структуры "Приволжский УЭК". Желание отправить на стажировку в Татарстан ИТ-управленцев из своих муниципалитетов изъявили присутствовавшие на Форуме представители Ставропольского Края.

"Согласовать темпы разворачивания технических средств с человеческим фактором, а также найти способы скомпенсировать недостающие бюджетные средства на информатизацию помогут центры "межрегиональной" компетенции", – полагает заместитель губернатора Ярославской областиАлексей Бушуев. - "Их можно развивать в рамках НПП совместно с Концерном "Сириус", через государственно-частное партнерство и т.д. Например, вместе с Роскосмосом мы создаем Центр космических услуг, совместно с "Вымпелком" – технический центр, стоимостью 3 млрд. руб. Объективно нужны такие центры и оператору РТК: определяющим является наличие квалифицированных людей на местах, которые знают региональную специфику, могут поддерживать пользователей", – считает докладчик.

По оценке заместителя председателя ПравительстваЛеонида Кесельбренера, "в Республике Северная Осетия-Алания сотрудничество с РТК складывается успешно и мы рассчитываем уложиться в нормативные сроки. Все населенные пункты Республики телефонизированы и имеют доступ к интернет, одними из первых мы получили 10 инфоматов, которые размещены в госучреждениях". Была создана нормативная база, обновлен республиканский портал по предоставлению государственных и муниципальных электронных услуг, 2 года назад был запущен пилотный проект МФЦ, развивается СЭД и пр. "Ряд этапов межведомственного взаимодействия происходит с использованием факса, а кое-где и курьерским способом, что обусловлено высокой степенью дотационности районов. Мы настроены оптимистично, наш бюджет на финансирование мероприятий по информатизации увеличивается в 8 раз", – в частности, сообщил спикер.

Степень готовности регионов к МЭВ различная, а решения, созданные на протяжении последних 5-ти лет, часто не отвечают быстроизменяющимся современным требованиям. Волгоградская область вывела свои сервисы в СМЭВ одной из первых с помощью компании BSS Engineering. "Система "СГД BS-eRegion" - это шлюз, который позволяет ведомствам с разной степенью технической готовности подключиться к системе межведа на базе РТК", – сообщил генеральный директор BSS EngineeringАндрей Чучелов. - "В частности, благодаря возможности применения коммутируемых каналов связи можно установить систему практически в любом территориально удаленном ведомстве (в т.ч. без АИС). За счет этого волгоградская система сегодня развивается вширь. Разрабатываются новые виды госуслуг, их формы регистрируются в СМЭВ и выводятся на портал госуслуг. Планируется развитие центра финансовых услуг".

Первый заместитель министра информатизации и связиАндрей Прокошевв своем докладе "Нестандартное решение стандартной задачи" рассказал о предоставлении госуслуг в Удмуртской Республике, автоматизированном при помощи ECM-решения ижевской компании Directum. Оно облегчает работу с бумажными документами, интеграцию с устаревшими ГИС и пр. На региональном уровне речь идет скорее о создании межведомственной СЭД, построенной вокруг обработки конкретным чиновником (инициированной тем или иным способом) заявки на госуслуги в соответствии с регламентом, нежели чем об электронных сервисах. Для интеграции с единым порталом госуслуг и СМЭВ на федеральном уровне используются сервисы РТК. "Региональная стратегия информатизации охватывает 5-летнюю перспективу, построена вокруг 142-ух целевых показателей, ее финансирование составляет порядка 240 млн в год", – сообщил докладчик.

Андрей Чучелов: Электронные услуги появятся только после налаженного межведомственного взаимодействия

На вопросы CNews ответил генеральный директор компании BSS Engineering, Андрей Чучелов.

CNews: Как вы оцениваете ход развития программы "Информационное общество"?

Андрей Чучелов:BSS Engineering предоставляет решения для реализации требований закона №210-ФЗ, поэтому экспертно оценивать исполнение программы "Информационное общество" мы можем именно как поставщик.

Дмитрий Скляров: Госсектором востребованы системы колаборативной работы

На вопросы CNews ответил директора по развитию партнерского канала продаж компании Mind Labs, Дмитрий Скляров.

CNews: В каком направлении движется информатизация госсектора сегодня?

Дмитрий Скляров:Традиционно госсектор в нашей стране претворяет в жизнь законы, которые издаются правительством. В данный момент всех волнует закон о персональных данных – именно он наиболее обсуждаем на конференциях и выставках. Кроме того, мы, как компания занимающаяся разработками облачных платформ, не можем не отмечать такие инициативы правительства, как создание национальной облачной платформы распределенной обработки данных (НДРОД) или дальнейшее развитие проекта "Электронное правительство". Дальше всех в этом направлении, безусловно, продвинулся Татарстан, с его (на наш взгляд, правильной) моделью, когда чиновники отвечают головой за внедрение информационных систем и перед ними стоят четкие цели: не менее 50% услуг населению должно быть оказано в электронном виде.

Елена Безрукова: Нужно взаимодействие "не по принуждению", а по "насущной необходимости"

На вопросы CNews ответил руководитель отдела развития бизнеса департамента системной интеграции компании Auvix, Елена Безрукова.

CNews: Насколько оснащение СЦ российских госведомств соответствует мировым стандартам в этой области, по вашим оценкам?

Елена Безрукова:СЦ (ситуационный центр) – это программно-аппаратный комплекс, в котором условно можно выделить три основных составляющих – информационно-аналитические инструменты, аппаратные средства и программные инструменты визуализации информации в удобном для восприятия виде для различных типов мероприятий в СЦ: совещаний, аналитической работы, экстренных заседаний. С точки зрения технических средств, оснащение СЦ российских госведомств не только не уступает, а по некоторым технологическим решениям и превосходит мировой опыт.

Андрей Хаустов: О массовом применении в России мобильных технологий в госсекторе пока говорить рано

На вопросы CNews ответил менеджер по развитию бизнеса Motorola Solutions, Андрей Хаустов.

CNews: Как вы оцениваете уровень проникновения мобильных технологий на российском рынке? В частности, насколько готов использовать их госсектор - и в каких целях?

Андрей Хаустов:В различных сегментах рынка проникновение разное. Максимальный уровень проникновения мобильных технологий наблюдается в розничной торговле, далее (в порядке убывания): транспорт и логистика, предприятия FMCG, промышленность. О массовом применении в России мобильных технологий в госсекторе (также как и здравоохранении,  образовании, энергетике и ЖКХ) пока говорить рано. Хотя в странах с развитой экономикой именно эти отрасли входят в число лидеров.

ЦОДы для ОГВ

С ключевыми показателями эффективности решения на базе VMware vSphere и аппаратной части от IBM, разработанного для ведомственного портала ФМС РФ ознакомил собравшихся начальник отдела новых проектов компании "Техносерв"Никита Дергилев: "Одному специалисту нужно 3 часа для запуска новой задачи, 2 часа – на ежемесячное обслуживание, 60% ресурсов находятся в работе, сайтом пользуются ежедневно 3 тыс. внутренних и 20 тыс. внешних пользователей, ключевые сервисы доступны с показателем 99,99%. Решение было создано с октября по декабрь 2010 года (что, в частности, и повлияло на выбор ФМС), эксплуатируется уже более 9 мес. Оно будет использоваться ФМС и в дальнейшем – при создании и модернизации ЦОДов и ИТ-инфраструктуры", – подчеркнул спикер. "Решения на базе vSphere можно развивать, добавляя ЦОД функции катастрофоустойчивости (с тестированием IRT), виртуализации рабочих столов (доступ практически с любого устройства), мониторинга, создания облака", – дополнил коллегу эксперт по решениям компании VMwareГерберт Шопник.

"Есть целый ряд причин, по которым полный перенос всех медицинских сервисов в ЦОД, на облачную платформу в масштабах страны на данный момент практически нереализуем", - сообщил заместитель директора департамента развития бизнеса компании KraftwayМаксим Шумилов. Локальные сервисы и бизнес-процессы конкретного ЛПУ сложно увязать, например, с "облачной" БД пациентов или электронной медицинской картой, решив при этом проблемы с каналами связи, масштабируемостью, надежностью и пр. Это позволяет сделать апробированное на практике, централизованно управляемое при помощи ПО решение, состоящее из специально разработанных тонких клиентов и модульного сервера. "Затраты по приведению оборудования к требованиям ФЗ №152 могут быть сопоставимы с закупкой самого оборудования. Наличие у аппаратной части сертифицированных модулей доверенной загрузки, активируемых покупкой дополнительной лицензии, помогут этого избежать", – подчеркнул спикер.

SaaS – чиновникам, мобильные компьютеры - врачам

О преимуществах SaaS-подхода к организации видеосовещаний для ОГВ и корпоративных пользователей рассказал директор по развитию партнерского канала Mind LabsДмитрий Скляров. Среди них реализованные компанией Mind Labs возможности организации голосований, протоколирования и демонстрации документов, брендирования и интеграции через API, а также быстрота развертывания, обеспечение ИБ на оптимальном уровне, неограниченное число участников, минимальные финансовые риски. "3 недели назад прошло масштабное видеосовещание партии "Единая Россия", организованное всего за 2 дня", – привел пример использования решения выступающий.

Одним из критически важных элементов автоматизации московской скорой помощи был выбор мобильного компьютера для выезжающих врачей. Поставщиком решения стала компания Motorola, которая, по мнению технического директораВалерия Шермана, является ведущим мировым вендором подобного рода устройств. Переименованная в начале 2011 г. в Motorola Solutions, компания предлагает сегодня широкий портфель законченных комплексных решений и услуг для корпоративных и государственных заказчиков во всем мире. Они позволяют маркировать, идентифицировать и централизованно собирать информацию при помощи мобильных продуктов. "Устройства Motorola Solutions позволяют считать данные, закодированные любым современным способом, в паспортных и прочих документах. Решения на их основе уже нашли себе применение в РФ для контроля на некоторых железнодорожных направлениях", - привел пример спикер.

Чем помогут геосервисы?

"Геосервисы, продвигаемые совместно с партнером НПК "Рекод", помогают решать конкретные задачи управления ОГВ", – сообщил директор по работе с ОГВ ИТЦ "СканЭкс"Алексей Абросимов. Геопорталы (такие, как порталы мониторинга пожарной обстановки МПР РФ, "Космоплан" МЧС РФ, "Космоснимки") предназначены для оперативной обработки большого количества растровой информации. Отечественный аппаратно-программный комплекс "УниСкан" служит основой для сети ScanNet, позволяющей четырем центрам приема в РФ ежедневно получать более 600 Гб данных с зарубежных спутников (SPOT, EROS и др.). В апреле 2011 с помощью этого оборудования был устранен ледовый затор у железнодорожного моста на реке Пинега (Архангельская область), а в мае (впервые в российской практике) было выяснено, на чьей территории возник пожар, распространившийся в заповеднике, и кто несет за это ответственность.

"Ульяновская область в тестовом режиме использует программный продукт для создания регионального геопортала, готовится к загрузке оперативных сервисов. Первоначальное внедрение наших систем мы предлагаем ОГВ на безвозмездной основе, даем им для пилотного освоения космическую подложку. Мы поставляем дешифрованные данные (в т.ч. через API), предоставляем, в ряде случаев, заключения наших экспертов, имеющие юридическую значимость. Экономическая же эффективность, конечные результаты зависят от конкретного региона, наличия своего рода энергии на местах. Сумеют ли регионы воспользоваться этим и окупить инвестиции – заранее мы не знаем", – резюмировал г-н Абросимов.

Руководитель отдела развития бизнеса департамента системной интеграции AUVIXЕлена Безруковасообщила, что современные инновационные AV-решения, предлагаемые компанией AUVIX, позволяют создавать интересные и экономически оправданные комбинации, способные объединить задачи бизнеса, обучения, науки и консалтинга. Это видно на примерах АЦ ИПГ им. Е.К. Федорова, лаборатории принятия управленческих решений МГУПС (МИИТ), лаборатории и УСЦ МГЛУ и др. Интересными AV-трендами являются интеграция с мобильными устройствами, расширенное применение инфографики, технологий 3D моделировании и виртуальной реальности.

Подробнее:http://source.cnews.ru/reviews/index.shtml?2011/11/25/465835_2


Тэги:   #электронное правительство   #информатизация  

0