Информационные технологии: мировой опыт

Автор: Ксения Садовская 19 декабря 2011 г. 11:50:04 4 586   0

 

В области информационных технологий в Бразилии работает более 60 тыс. компаний и 470 тыс. специалистов. Каждый год на этот рынок приходит почти 30 тыс. новичков — выпускников бразильских университетов. Бразильские программисты решают масштабные задачи и обладают высокой квалификацией в области разработки приложений и планировании процессов.

 

Сегодня бразильская IT-отрасль переживает подъем (оборот отрасли в 2010 году составил $85,1 млрд, что обеспечивает стране восьмое место в мире по объему IT-индустрии) и разрабатывает сложные решения в разных отраслях экономики. 

Программное обеспечение и работы, которые бразильские программисты выполняют не только для внутреннего, но и для международного рынка, связаны с такими сферами, как государственное управление, электронное правительство, сельское хозяйство, безопасность воздушного транспорта и воздушного движения, образование и электронное обучение, управление электрической энергией, управление деятельностью, игры, здравоохранение, информационная безопасность, нефть и газ, привлечение внешних ресурсов, телекоммуникации, обувная и кожевенная промышленность, а также индустрия моды. 

Такие решения, как создание электронной системы всеобщего голосования, программного обеспечения для двигателей на альтернативном топливе, управления сельхозпроизводством, автоматизации разведки и добычи нефти и газа, не только способствуют увеличению производительности и повышению конкурентоспособности страны, но и говорят об особом отношении в Бразилии к инновациям в экономике. 

Для нашего десятилетия характерны повсеместное использование новых технологий, экономический и демографический рост в перспективных странах, и для Бразилии как страны, располагающей огромным потенциалом в области IT-технологий, открылись новые возможности. Страна собирается занять пятое место среди главных международных центров информационных технологий к 2022 году. 

Уже сегодня Бразилия представляет собой крупнейший в мире рынок информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), доля которого составляет 8% от валового внутреннего продукта и доход которого в 2010 году составил $165,7 млрд. Вполне возможно, что этот рынок скоро станет не седьмым, а четвертым крупнейшим рынком ИКТ в мире, поскольку у этой отрасли экономики Бразилии имеются необходимые масштабы, знания бизнес-процессов, технический опыт и инновационный потенциал. 

Уже больше 50 лет IT-отрасль Бразилии идет в ногу с экономическим развитием в стране, создает сложные решения, удовлетворяющие все более высокие запросы диверсифицированной и развивающейся производственной базы, и, таким образом, превратилась в конкурирующий рынок с высоким творческим потенциалом. Благодаря сочетанию технического опыта и деловых навыков в Бразилии производятся продуманные решения для каждой отрасли экономики. 

Так, Бразилия, в которой насчитывается 200 млн сотовых телефонов, 60 млн стационарных телефонных линий и непрерывно растет число интернет-пользователей, является эталоном в области предоставления комплексных коммуникационных услуг. Страна укрепляет свое лидерство, поддерживая развитие сложных систем управления, которыми могут пользоваться как небольшие операторы, так и гиганты рынка. В секторе производства программного обеспечения для телекоммуникаций в Бразилии работают компании разного масштаба, а также исследовательские центры в области передовых технологий. 

 

 

Финансовые решения

 

Финансовый сектор, который характеризуется жестким соблюдением правил ведения бизнеса, госрегулированием и применением передовых программных разработок и технологий их обслуживания, в Бразилии лидер по объемам инвестиций в IT. Бразильская платежная система, свод правил для межбанковского обмена и регулирования информации, автоматизация филиалов банка, интернет- и мобильный банкинг — это лишь некоторые из областей, которые успешно обслуживаются отраслью программного обеспечения в Бразилии. 

Бразильская платежная система — одна из самых сложных, эффективных и надежных платежных систем в мире. Бразилия входит в число тех немногих стран, в которых межбанковские переводы осуществляются с помощью электронных средств в режиме реального времени. В стране предоставляются технологические решения, которые являются стандартами в области автоматизации банковской деятельности, интернет-банкинга, операций с сотовыми телефонами и подключенными банкоматами, которые обслуживают ведущие банки во всем мире и облегчают жизнь пользователям. 

В Бразилии растет популярность кредитных и дебетовых карт. По оценкам Ассоциации по кредитным картам и услугам Бразилии, к концу 2011 года в Бразилии будет находиться в обращении около 437 млн карт (дебетовых и кредитных). Общее число карт, включая карты для покупок, составит 685 млн, а темпы роста этого сектора банковских услуг за последнее десятилетие — 43%. Такая ситуация изменила отношения между клиентами и розничными продавцами. Для розничных торговцев уже стало привычным принимать такую форму оплаты, даже если стоимость покупки невелика. Помимо банков существует BM&F Bovespa — ведущий рынок акций и производных продуктов в Латинской Америке, который служит международным центром по акциям, товарам и другим финансовым инструментам, обеспечивая производственную эффективность с поддержкой IT. 

Согласно данным Федерации банков Бразилии (Febraban), количество текущих счетов в стране в 2010 году (141 млн) увеличилось на 6% по сравнению с 2009 годом (134 млн). За тот же период на рынок было выпущено 17 млн новых карт, а общее количество карт составило 153 млн штук. Данные Febraban свидетельствуют о том, что также существенно увеличилось количество счетов с использованием услуг интернет-банкинга: с 30 млн в 2007 году до 38 млн в 2010 году, рост за этот период составил 26,7%. Соответственно, возросло число операций онлайн-банкинга, которое составило 12,8 млрд — это 23% от общего числа операций, произведенных в 2010 году. 

Объем инвестиций финансового сектора в технологии вырос на 15% в период с 2009 по 2010 год и составил $12,2 млн. Согласно исследованию, проведенному журналом CIO, более 50% финансовых институтов Бразилии направляют от 2% бюджетных средств в развитие IT. Главная мотивация — удовлетворение клиентов, которые требуют инновационных, качественных и главным образом постоянно доступных услуг. 

К другим атрибутам информационных технологий, связанным с клиентским сервисом, относится аналитическая обработка информации, результатом которой является интеграция баз данных и увеличение перекрестных продаж. Цель состоит в том, чтобы предугадать потребности клиентов и сделать так, чтобы соответствующая услуга предоставлялась с помощью наибольшего количества разнообразных каналов. Например, большинство компаний сегодня предоставляет поддержку в чате, информационные услуги по сотовому телефону и порталы с опциями самообслуживания с собственным портфелем инструментов. 

IT-архитектура для кредитных линий

 

Согласно данным исследования, проведенного компаниями Acision и Teleco, за последний год в стране отмечен значительный рост использования мобильного банкинга, а в 2009 году с помощью мобильных телефонов было произведено свыше 100 млн банковских операций. 

Мобильный банкинг вошел в практику многих банков, действующих в Бразилии. Например, в Banco do Brasil, одном из крупнейших государственных банков, этой услугой пользуются 1,5 млн владельцев текущих счетов, которые совершают 2 млн операций в месяц, при этом общее количество счетов составляет 35 млн. 

В двух крупнейших частных банках эта услуга также пользуется большим спросом. В банке Bradesco 10% держателей счетов, или 2 млн пользователей, с помощью мобильных телефонов осуществляют более 5,5 млн операций в месяц. В банке Itau Unibanco было недавно запущено приложение для iPhone, которое помимо других услуг позволяет осуществлять оплату налогов, счетов и зарплат. Сегодня 57% пользователей услуг интернет-банкинга Itau Unibanco — обладатели iPhone.

Мобильные телефоны дают банкам важные преимущества, такие как лояльность клиентов, продвижение бренда и канал взаимодействия с самыми опытными пользователями. Признавая важность этого вида услуг, один из крупнейших банков в Европе взял в пример Бразилию и решил по образцу этой страны полностью изменить правила предоставления кредитных линий в нескольких филиалах. Разрабатывать и внедрять новую IT-архитектуру для услуг по предоставлению кредитных линий в дочернем предприятии, которое недавно вошло в состав финансового института в Германии, пришлось компании GFT. Существующие системы, которые устарели и требовали больших расходов на обслуживание инфраструктуры, обслуживали 1 млн пользователей и обеспечивали 2 млрд операций в год. Проект, в котором использовался опыт дочерних предприятий в Бразилии, Германии и Испании, опирался на решения, разработанные с учетом применяемых процессов. В центре внимания были проверенные гибкие технологии. Была поставлена задача создания электронного банковского приложения "Мультибанк и мультиканал" с применением единого корпоративного метода и тех же функциональных возможностей и интерфейсов таким образом, чтобы его можно было использовать во всех каналах и всеми филиалами или брендами. 

Необходимо было обеспечить возможность адаптации решения через кредитную линию, мобильный банкинг, кол-центры, устройства самообслуживания, фактические филиалы и внутренние административные услуги. Была применена модульная, ориентированная на услуги архитектура, к которой помимо интеграции одного интерфейса банкинга с другим можно было бы с легкостью добавить новые функциональные возможности и технологии. В будущем системное обеспечение будет видоизменяться для удобства клиентов. Им будут предоставлены услуги, подобные мобильному банкингу, с использованием смартфонов и взаимодействующих или интерактивных функций Web 2.0. Примером интегрированных решений может служить мобильная услуга TAN — система дополнительной аутентификации клиентов банка. 

Пользователи, а речь идет о 200 млн клиентов, получили возможность выполнять операции быстрее, проще и безопаснее. 

Платежные решения

 

В Бразилии с каждым годом используется все больше кредитных карт. Данные Ассоциации кредитных карт и сервисных компаний подтверждают эту тенденцию: в марте 2011 года в обращении в Бразилии было более 158 млн кредитных карт, тогда как в марте 2010 года — 140 млн. То есть за 12 месяцев рост составил 13%. Увеличиваются также объемы оплаты картами: до марта 2010 года в сумме проведенные по картам трансакции составили $10,4 млрд, а уже в марте 2011 года — свыше $13,9 млрд. 

По прогнозам CSU Card System, ситуация становится все более оптимистичной. Согласно данным этой организации, в течение следующих пяти лет на рынок кредитных карт в Бразилии выйдут 20 новых компаний. В настоящее время 90% рынка принадлежит двум компаниям. В течение следующих нескольких лет оборот коммерческих операций по кредитным картам достигнет $430 млрд, при этом рост составит около 152%. За этот же период чистый доход в секторе увеличится вдвое и составит $8,8 млрд. Чистая прибыль также существенно увеличится: на текущий момент она равняется $2,1 млрд, а в 2013 году вырастет до $4,2 млрд. 
В связи с этим увеличение производительности, аутсорсинг задач, которые не входят в основную сферу деятельности компании, и сокращение затрат с параллельным улучшением качества предоставления систем разным направлениям бизнеса — это те потребности, с которыми столкнутся многие компании при осуществлении платежей по картам на рынке Бразилии. Так, такие требования были предъявлены компании Resource — одному из лидеров отрасли в Бразилии среди компаний, занимающихся обработкой данных по платежам, сделанным с помощью кредитных карт, для 16 брендов, чистый доход которой в 2009 году составил $750 млн. 
Предложенное в результате длительной работы Resource решение основывалось на привлечении внешних систем разработки и поддержки. Для написания кодов и большинства этапов разработки программного обеспечения были привлечены сторонние лица, при этом осуществлялся контроль организации бизнес-процессов. Кроме того, в методах управления установлены правила, основанные на Cobit, CMM и ITIL, и обозначены моменты, которые должны быть приоритетными для рабочей группы при реструктуризации процессов и средств управления. 

Resource стала лидером в разработке всей среды для получения данных, обработки и регулирования операций, работающей на высокой и низкой платформах и на языках COBOL, Java, .Net, BPEL (SOA), C++, Assembler и PL1. 

В настоящее время у компании Resource разработана модель привлечения внешних ресурсов в соответствии с методами управления IT. Услуги предоставляются качественно и быстро. Кроме того, наблюдается сокращение расходов. 

Инновационные банковские решения

 

Один из наиболее значительных шагов в финансовой отрасли Бразилии — это внедрение авторизованного прямого дебита (ADD). Благодаря этому не только усовершенствовалась банковская система Бразилии, но и обеспечены удобство и безопасность клиентов, сократились затраты и упростилась процедура выставления счетов для банков. При помощи ADD платежные квитанции стали доступны в электронном виде, что исключило необходимость получения распечатанных документов. 

ADD работает с использованием языка Java и платформы Intel/RISC, 40 серверов в среде Linux, которые обслуживают различные стадии обработки, а также базы данных IBM/DB2 (изначальный объем хранения — 9 терабайт). 

Поскольку база данных в финансовой отрасли содержат строго конфиденциальную информацию, безопасность данных является основной задачей проекта. Наряду со специальными криптографическими функциональными возможностями для контроля и поддержки доступа были разработаны решения по поддержке пользователя. Таким образом, только авторизованные лица могут получить доступ к определенной технической поддержке в среде. 

Новая услуга дает ряд преимуществ частным лицам или компаниям — как тем, кто оплачивает счета, так и тем, кто их выставляет. Для получателя платежа преимущества заключаются в упрощенном контроле платежных ведомостей, конфиденциальности, безопасности, меньшем количестве обрабатываемых документов (особенно для компаний), упрощенном доступе, более быстрых платежах, доступности квитанций и уверенности в своевременном получении документов. Для поставщиков эта услуга обеспечивает больший контроль над потоком выставленных платежей, гарантированное получение квитанций, быстроту, полноту данных, сокращение расходов и простоту оформления документов. 

ADD также способствует устойчивому развитию банкинга, поскольку при использовании электронных выписок не требуется распечатка документов, для которой ежегодно используется 1 млрд л воды и при которой выделяются тонны углекислого газа. В настоящее время через ADD можно платить за обучение, оплачивать медицинскую страховку, коммунальные услуги, ипотеку, выплачивать кредиты на покупку автомобиля. Показатели, характеризующие использование ADD, колеблются. Использование системы растет в геометрической прогрессии: в октябре 2009 года количество операций по электронному переводу средств составило немногим более 1,4 млн, а уже через год — свыше 4,8 млн, то есть почти в пять раз больше. Объем счетов, обрабатываемых системой на банковском рынке Бразилии, вырос с 3 млн в 2009 году до более чем 180 млн в 2010 году.

 


Тэги:   #информационные технологии  

0