В «ОДНО ОКНО» ВЗЯТКУ НЕ ПРЕДЛОЖИШЬ

Автор: Ксения Садовская 9 декабря 2011 г. 22:19:59 8 780   0

Правовым основам и практическому противодействию коррупции на муниципальном уровне была посвящена конференция, прошедшая в Совете Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера провел конференцию на тему "Правовые основы и практика противодействия коррупции на муниципальном уровне". Как сообщили Regions.Ru в пресс-службе верхней палаты российского парламента, в мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных органов государственной власти, общественных организаций, руководители многофункциональных центров, ученые и специалисты. 

Выступивший в ходе мероприятия заместитель председателя Совета Федерации Юрий Воробьев напомнил, что за последние три года по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева в стране был принят комплекс мер, направленных на противодействие коррупции. В то же время, признал вице-спикер СФ, ситуация еще очень далека от идеальной. "Общество активно требует от власти новых результатов в сфере борьбы с коррупцией", – подчеркнул он. 

Ю.Воробьев отметил, что именно на муниципальном уровне, столь важном в системе управления страной, принципиально важно выработать эффективные механизмы противодействия коррупции. По его словам, активную роль в этом призваны сыграть действия институтов гражданского общества и процесс кадрового обновления муниципальной власти за счет профессионалов. "Проблема в том, что сегодня в регионах и муниципалитетах, несмотря на принятые законодательные изменения, недостаточно известно о ярких примерах борьбы с коррупцией, – сказал он. – Поэтому целесообразно организовать и федеральную площадку для обсуждения подобных примеров, которые могли бы стать примером для всех". По мнению Ю.Воробьева, подобной площадкой может стать и профильный Комитет Совета Федерации. 

Ведущий конференции, первый заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сергей Катанандов напомнил участникам обсуждения об изменениях нормативно-правовой базы в сфере противодействия коррупции на муниципальном уровне. В частности, федеральный закон "О противодействии коррупции" дополнен новыми статьями, которыми устанавливаются ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих муниципальные должности, а также предусматриваются возможности и условия увольнения указанных лиц в связи с утратой доверия. Изменениями в федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" вводятся более строгие ограничения, связанные с муниципальной службой. 

Выступивший в ходе конференции директор межотраслевого института коммунальных стратегий Вадим Бондарь рассказал, что по результатам мониторинга мер по противодействию коррупции выявлен целый комплекс проблем, мешающий успешному продвижению по данному пути в муниципалитетах. Был приведен пример с работой по созданию административных регламентов в муниципалитетах: эти документы, регламентирующие предоставление государственными органами услуг гражданам и организациям, лишь отражают сложившуюся на сегодняшний день ситуацию и даже не предусматривают ее качественного улучшения. 

В ходе обсуждения были рассмотрены проблемы подготовки и реализации муниципальных программ противодействия коррупции, в том числе, вопросы проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов, эффективность ограничений и запретов в отношении лиц, замещающих должности в структуре органов местного самоуправления. Особое внимание было уделено важности открытости деятельности муниципалитетов, направленной на борьбу с коррупцией. Участники конференции были едины во мнении, что обмен положительным опытом, накопленным в муниципальных образованиях, распространение лучшей практики противодействия коррупции являются действенными мерами, способствующими результативной борьбе с коррупцией на местном уровне.

В рамках конференции состоялся «круглый стол» «Создание и деятельность многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг как фактор снижения коррупции на региональном и муниципальном уровнях». Открывая его, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сергей Катанандов подчеркнул, что создание многофункциональных центров играет важную роль в улучшении доступа населения к оказанию услуг, в ограничении неправомерных действий ­чиновников.

Директор Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития Алексей Херсонцев отметил, что ещё несколько лет назад отношение к подобным центрам было скептическим. Сегодня они способствуют повышению качества обслуживания населения, в том числе путём внедрения в их работу инноваций. На качественно новый уровень выходят взаимоотношения чиновников и граждан. Человек получает гораздо более свободный доступ к необходимой ему услуге, причём в достаточно комфортных ­условиях.

Не менее важно то, что многофункциональные центры становятся средством противодействия коррупции, незаконным поборам с населения. А это чрезвычайно важно в нынешних условиях, когда, как показывают данные мониторинга, так называемые неформальные платежи ещё очень распространены. Да и многие люди сами готовы дать чиновнику взятку с тем, чтобы быстрее получить требуемые от него услуги.

Центры выступают также бесплатным посредником между заявителем и необходимой инстанцией, тем самым минимизируя роль «человеческого фактора». Так что их внедрение и совершенствование деятельности только на пользу. К сожалению, ещё не везде наши граждане могут воспользоваться услугами таких центров. Сегодня их в 66 субъектах Федерации всего 310. До конца года планируется создать ещё 193. На базе действующих центров сейчас оказывается 110 услуг, в том числе государственных и муниципальных – 93, остальные 17 – услуги организаций. Принцип «одного окна» в той или иной степени реализован в 93 процентах центров.

Сейчас многофункциональные центры открыты в основном в столицах субъектов и районных центрах. В дальнейшем планируется создание офисов для приёма-выдачи документации в сельских поселениях, в труднодоступных населённых пунктах. Уже разработана схема взаимодействия многофункциональных центров и ФГУП «Почта России». И это чрезвычайно важно, так как жителям отдалённых поселений бывает накладно – и по времени, и по средствам – добираться до расположенного в их регионе такого центра.

Заместитель директора многофункционального центра Новосибирской области Мария Антонова заострила внимание на вопросе становления и создания новых центров. Этот процесс обычно идёт трудно из-за отсутствия квалифицированных кадров и чёткого понимания – куда при создании центра можно обратиться за поддержкой и помощью. Как всегда, камнем преткновения становится вопрос финансирования, необходимого для их открытия.

Директор многофункционального центра из дагестанского города Каспийск Осман Хасбулатов предложил ввести общероссийский стандарт по финансированию центров. Также он остановился на проблеме сроков оказания услуг гражданам. Нормативы были установлены многие годы назад, когда не было ни компьютеров, ни эффективных информационных технологий. Сегодня они есть, но, очевидно, нет желания у чиновников менять существующий порядок вещей. Зачем оказывать услугу в течение нескольких дней, если можно заставить человека маяться несколько недель, а то и месяцев? А если ему невтерпёж, то он обязательно придёт на поклон к чиновнику с готовностью «вознаградить» его.

Как же при этом одолеть коррупцию? Оказывается, способы есть. Руководитель многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия) Татьяна Гладкова поделилась опытом работы своего учреждения, которое является одним из основных исполнителей республиканского плана по противодействию коррупции. В частности, центр осуществляет антикоррупционную экспертизу нормативных документов, разбирается со случаями необоснованных отказов в оказании гражданам необходимых услуг.

В итоге конструктивного обсуждения участники заседания выработали ряд предложений, в том числе о введении в законодательном порядке стандартов по оказанию услуг.

С докладом на заседании круглого стола выступил директор департамента Минэкономразвития России Алексей Херсонцев, который рассказал о ситуации в данной сфере. По его словам, сегодня в России функционирует 310 МФЦ на территории 66 регионов. В 2012 году их число вырастет до 655, а к концу 2013 года они появятся во всех субъектах РФ. Сегодня на базе МФЦ можно получить более 100 услуг, большинство центров реализует при этом принцип "одного окна". 

Выступившие в ходе мероприятия руководители МФЦ из регионов России рассказали о проблемах и перспективах оказания государственных и муниципальных услуг на базе данных центров. Было отмечено, что МФЦ можно рассматривать как один из ключевых факторов снижения коррупции и повышения качества услуг для населения. 

Конференция завершила работу принятием комплекса рекомендаций в адрес органов государственной власти и местного самоуправления.

http://www.pnp.ru/newspaper/20111209/7833.html


Тэги:   #МФЦ   #коррупция  

0