Александр Мартынов: Мы работаем над формированием и обеспечением государственных потребностей в информатизации
Россия вышла на новый уровень внедрения информационных технологий в государственном секторе. Уже видны первые результаты программы "Информационное общество": заработало "электронное правительство", сформирована электронная среда межведомственного взаимодействия. Теперь все преобразования направлены на повышение качества жизни наших граждан с помощью ИТ. О роли в этом процессе "Энвижн Груп" в интервью CNews рассказал Александр Мартынов, директор дивизиона по работе с государственными организациями "Энвижн Груп".
CNews: Как вы оцениваете государственные инициативы в области внедрения информационно-коммуникационных технологий?
Александр Мартынов: Государство оказывает очень большое влияние на развитие отечественного ИКТ-рынка. Мы наблюдаем активные процессы по автоматизации всех уровней государственной власти, интенсивными темпами ведется разработка и внедрение федеральных и региональных информационных систем. Запускаются новые целевые программы, в которых ставятся амбициозные задачи и задается высокий темп выполнения проектов. В первую очередь стоит отметить перевод государственных услуг на электронную основу, автоматизацию медицинских учреждений, создание технопарков в сфере высоких технологий, формирование единой интеллектуальной транспортной системы и многое другое. Проводится большая работа по увеличению скорости межведомственного электронного взаимодействия, что позволит нам всем получать государственные услуги и информацию о деятельности ведомств в электронном виде.
Отрадно видеть, что инициативы государства стали более системными и нацеленными на преобразование нашего общества. Если раньше программа "Электронная Россия" была направлена на внутреннюю автоматизацию ведомств, то сейчас главной задачей программы "Информационное общество" является максимальное увеличение качества жителей страны за счет внедрения информационных технологий. Это коренное отличие. В результате удалось достичь существенных результатов, причем в мировом масштабе. "Электронное правительство" стало самым глобальным информационным проектом, реализуемым в нашей стране. В мире нет ни у кого таких территориально распределенных систем, пронизывающих все уровни власти, работающих на "облачной платформе". И этим можно гордиться.
С другой стороны, наблюдается смещение акцентов. Государство стало работать над тем, чтобы максимально снять с министерств непрофильные ИТ-задачи. Это достигается путем предоставления им инфраструктуры и различных информационных сервисов в виде услуги со стороны специализированных компаний, например операторов связи. Активным сторонником такого подхода выступает "Ростелеком", и мы ему в этом помогаем.
Из других, может быть, менее заметных, но тоже важных инициатив стоит отметить принятие новой редакции ФЗ № 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности". Это новое инновационное направление, которое очень актуально для нашей страны.
CNews: Какие сложности приходится преодолевать в процессе подключения ведомств к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)?
Александр Мартынов: Работа по подключению ведомств к СМЭВ ведется успешно, в соответствии с планом и задачами, поставленными на государственном уровне. Предстоит еще кропотливая работа по обеспечению полноценного межведомственного взаимодействия как такового в электронном виде. Сейчас осуществлено подключение ведомств к СМЭВ, теперь надо провести работы, чтобы ведомства реально стали общаться друг с другом в электронном виде.
Как оказалось, разобщенность межведомственного взаимодействия имеется не только России. Недавно министр связи и массовых коммуникаций России Игорь Щеголев поделился тем, что был удивлен сообщению коллег из Cisco, которые посетовали, что у них аналогичная проблема - сложно заставить ведомства обмениваться информацией между собой в электронном виде. Россия может предложить свои разработки зарубежным коллегам, так как российское "электронное правительство" оказалось самым эффективным по соотношению цена/качество. По оценкам главы Минкомсвязи, из бюджета на сегодняшний день потрачено всего $60 млн, что значительно меньше расходов других стран.
Сейчас основная проблема при подключении ведомства к СМЭВ заключается в разработке толковых и понятных регламентов электронного взаимодействия. Все имеющиеся регламенты написаны для бумажных документов. Переложить их напрямую в электронный вид практически невозможно. Необходимо придать электронному документу юридическую значимость, что достигается за счет использования электронных цифровых подписей. Фактически требуется создание большого доверительного пространства на основе СМЭВ. Также в регионах наблюдается высокая конкуренция подходов к автоматизации электронных государственных услуг - идет борьба на уровне концепций и технического исполнения.
CNews: В каком состоянии находятся рынки региональной информатизации на текущий момент?
Александр Мартынов: Состояние уровня информатизации регионов продолжает оставаться очень неравномерным. Наиболее продвинутыми являются Москва, Казань, Новосибирск, Мурманск, Тюмень, Ставрополь, Липецк, Якутия и некоторые другие. Но даже в развитых регионах можно найти ведомства, которые почти не автоматизированы, но, конечно, таких становится все меньше и меньше.
Как известно, к 2015 г. все государственные услуги федерального, регионального и муниципального уровня должны оказываться в электронном виде. Это означает, что к этому сроку все регионы должны завершить основные процессы информатизации своих структур. Поэтому сейчас наблюдается рост запросов. Мы предлагаем полный набор услуг: анализ текущих регламентов и состояние дел, разработку системы документооборота, обеспечение информационной безопасности и так далее.
CNews: Какие перспективные решения вы предлагаете в регионах? Над какими проблемами работаете?
Александр Мартынов: Мы работаем в регионах по нескольким направлениям. Первое - это создание ситуационных центров (или центров управления) разных уровней со своей специализацией: центр для губернатора, экстренных служб, различных ведомств. Назначение у них разное, но строятся они по одним принципам. Мы разрабатываем инфраструктуру и аналитические системы для ситуационных центров любого уровня.
Следующая задача - это построение безопасного или, как теперь принято говорить, "умного" города. Под этим термином понимается консолидация всех современных инновационных технологий, которые существует в мире: системы управления городским транспортом, видеонаблюдения, управления службами экстренного реагирования и т.д. "Умный" город осуществляет сбор фактических показателей, проводит сравнение с целевыми и формирует предложения для контроля ситуации и принятия решений.
Очень актуальным становится информатизация медицинских учреждений. На данный момент в ЛПУ развернуто множество информационных систем, решающих разные задачи, но единой законченной системы нет. Мы осуществляем моделирование такого решения, которое позволит автоматизировать ключевые бизнес-процессы в медицинских учреждениях: от онлайн-записи к врачу и ведения истории болезни в электронном виде до предоставления отчетов в Фонд обязательного медицинского страхования. Здесь свои сложности, ведь история болезни попадает под категорию защиты персональных данных, причем с суровыми ограничениями доступа, поэтому вопросы ИБ необходимо решать особенно тщательно. Медицинские информационные системы можно развернуть на базе "облачных" технологий и единой инфраструктуры "Ростелекома", что сейчас обсуждается.
Масштабным проектом является построение Единой диспетчерской службы "112" для МЧС России. Создание единой системы вызова необходимо, так как в случае попадания в кризисную ситуацию человек должен знать один номер вызова дежурных служб - 112, на который можно позвонить с любого телефона. Рассматриваются различные варианты построения этой системы, в том числе на базе "Ростелекома". В этот глобальный проект будут вовлечены многие региональные информационные системы.
CNews: Какие возможности по снижению потребления электроэнергии вы видите и какие услуги предлагаете?
Александр Мартынов: Вначале необходимо провести детальный энергоаудит организации, на основе которого разрабатывается программа снижения потребления электричества. Программа включает в себя описание текущей ситуации, целевые показатели, к которым необходимо стремиться в части энергосбережения, и мероприятия, которые необходимо провести для того, чтобы достичь этих целевых показателей. Здесь очень важно видеть перспективу. "Зеленые" технологии развиваются очень стремительно, и если сегодня построить "зеленый" ЦОД, то через год он может стать совсем "не зеленым". Программы по разработке энергоэффективности включают в себя технико-экономическое обоснование, которое объясняет, при каких затратах мы получаем определенный эффект. Например, 20% расходов на содержание центра обработки данных - это оплата электроэнергии. Соответственно, используя более высокотехнологичное оборудование внутри ЦОД, можно сократить расходы на электроэнергию в несколько раз.
Можно достичь существенной экономии, если учитывать географическое перераспределение нагрузки и использовать "облачные" технологии. Например, если мы с вами работаем в Москве днем, когда стоимость киловатта самая высокая, то никто не мешает в рамках "облачных" технологий использовать вычислительные мощности на Дальнем Востоке - там ночью киловатт стоит значительно дешевле, и наоборот.
С этой целью мы разрабатываем информационно-аналитическую систему, которая будет осуществлять мониторинг, управление и прогнозирование энергопотребления в организациях, а также учитывать взаимное влияние бизнес-процессов и мероприятий по снижению потребления электричества. Сейчас данная система проходит испытание в рамках пилотной зоны. Не надо забывать, что упомянутый закон обязывает провести энергоаудит и разработать программу по энергосбережению абсолютно всем государственным организациям: министерствам и ведомствам, госкорпорациям, крупнейшим компаниям с государственным капиталом. Наработанные методики потом распространятся на средний и малый бизнес, а затем и на домохозяйства. Так что это огромный и перспективный рынок для интеграторов.
CNews: Какие наиболее значимые ИТ-проекты ваша компания реализует в госсекторе сегодня?
Александр Мартынов: В 2011 г. "Энвижн Груп" активно занималась разработкой и построением инфраструктуры "электронного правительства". В рамках данного проекта были созданы коллективные центры обработки данных в каждом федеральном округе, в которых размещаются региональные информационные системы. Сейчас ведется рассмотрение вариантов построения национальной платформы распределенной обработки данных, для чего мы разработали концепцию консолидированного предоставления "облачной" услуги NCloud.
Активно ведутся пилотные проекты в нескольких субъектах РФ по созданию ситуационных центров глав регионов, обладающих иерархической структурой с подключением к федеральным системам.
В рамках федеральной программы "Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий" осуществляем проектирование и внедрение ИТ-инфраструктуры в бизнес-инкубаторах Новосибирской, Нижегородской и Самарской областей. Нашей целью является создание не просто очередного дата-центра, а формирование инфраструктурных сервисов с тем, чтобы инноваторы могли сразу получить все необходимые информационные и телекоммуникационные сервисы в полном объеме.
CNews: Каковы приоритеты вашей компании в работе с государственным сектором на 2012 - 2013 гг.?
Александр Мартынов: Мы собираемся существенно расширить портфель отраслевых решений и повысить свою экспертизу в консалтинге для государственного сектора. В рамках этого направления мы ведем работы на перспективу. Например, в сфере нашего интереса находятся инициативы Ростуризма, которые нацелены на формирование электронного каталога достопримечательностей нашей страны. Планируется создание мультиязычного портала, на котором эта информация будет доступна потенциальным туристам.
Учитывая, что Россия в ближайшее время вступит в ВТО, наши регламенты и правила работы в рамках Таможенного союза и общие правила торговли должны стать мировыми. Поэтому в рамках межведомственного взаимодействия российские министерства и ведомства будут выходить на международный уровень. Это потребует внедрения новых систем. Уже сейчас в рамках Таможенного союза формируется единое таможенное пространство, происходит процесс интеграции информационных систем, приведение их в единообразное состояние по контролю и учету таможенного пространства. Мы развиваем компетенции и в этом направлении.