Очереди к чиновникам переместились из жизни в Интернет
Электронное правительство до сих пор толком не работает[обсуждение]
День первый
Посреди рабочего дня раздался звонок. Мой родственник, гражданин Австрии, обрадовал:
- Еду в Москву на фестиваль! Срочно высылайте вызов и встречайте.
Прекрасно, но когда же его оформлять? С работы отпрашиваться бесполезно, да и как вспомнишь про километровые очереди в грязных коридорах без туалета... Стоп! Есть же портал www.gosuslugi.ru Правда, мои более опытные коллеги предупредили - не все так просто. Чтобы оформить заявку, нужно попасть в «Личный кабинет», а для этого - получить Код Доступа. Процедура занимает две недели - столько нужно «Почте России» на доставку бумажки в конверте.
При помощи 16 заветных цифр активируешь свой «Личный кабинет» и можешь заказывать нужные услуги.
На мое счастье, в редакцию пришел высокий чиновник из Минсвязи.
- Все, больше по почте ждать не нужно - идешь в любой офис «Рос-телекома», и при тебе оформляют код за 3 минуты. Действуй! - обрадовал он.
Но есть и другое «но», которое удивительным образом ускользает на первом этапе от внимания просителя, - оплата. Сначала кажется, что главное - пройти процедуру регистрации и авторизации и подать заявку. Как выяснилось позже, основная «засада» - это платеж. Остальное - обычная чиновничья развлекуха: испытание граждан на прочность - моральную и физическую, - только делается теперь это виртуально.
А пока, ничего не подозревая, оставшуюся часть рабочего времени я пыталась понять, как устроен сайт: чего-куда нажимать, чтобы завтра (после получения кода) сразу приступить к делу. Промаявшись изрядно, звоню в call-центр, чтобы помогли.
- Перейдите на новый сайт, он лучше работает. Жмите на баннер в центре страницы, - посоветовали мне в трубке. Жму - попадаю, куда отправили. Начинаю шерстить. Вроде бы все по-русски, а вроде бы и нет... В общем, ничего я не нашла про порядок регистрации в «Личном кабинете» и про получение кода в «Ростелекоме». Решила завтра узнать все на месте.
День второй
Утром по дороге в редакцию захожу в отделение «Ростелекома» на Тверской. Сотрудница меня огорошила:
- Извините, наш офис ничего не оформляет! Вот вам список.
Из 7 отделений в Москве эту услугу оказывают только 4. Заметив мое огорчение, барышня смягчилась:
- А вы зарегистрировались на сайте?
- Нет... Как же без Кода?
- Сначала просто регистрируетесь, без этого вам Код не дадут. И еще. Код заказывайте сразу! Люди, которые сначала заказывают Электронную подпись, потом имеют большие проблемы с получением Кода.
Я подняла брови:
- А зачем нужна Электронная подпись? Из тарабарщины на сайтах это совершенно не ясно!
- Для оформления налоговой декларации и бумаг по бизнесу. Она стоит 600 рублей в год и выдается на флешке. А для персональных документов нужен Код. Так вот, обладатели ЭП потом к нам обязательно бегут и за Кодом. Не забудьте взять паспорт и пенсионную карточку!
С большой благодарностью и с адресами я побежала на работу - регистрироваться на обновленном сайте. За этим занятием я провела полчаса времени и, когда поняла, что моих знаний компьютера и русского языка опять недостаточно, позвонила на «горячую линию». Под руководством оператора еще через полчаса сайт меня поприветствовал! Оказалось, проблема была не только с поиском входа на регистрацию (самостоятельно этот ребус не решишь в жизни!), но и с вводом пароля: 11 латинских символов оказалось недостаточно, хотя требуется минимум 6. И лишь когда я к ним добавила еще цифру, сайт с удовольствием проглотил этот «набор»!
День третий
На следующее утро я отправилась в «правильное» отделение «Ростелекома». Там через те же 15 минут очереди и 5 минут ожидания у окошка я получила заветный набор из 16 цифр на листочке. Правда, сотрудница отметила:
- В вашем «Личном кабинете» только ФИО почему-то зафиксировано, а остальная информация исчезла. Как вы регистрировались?
- При помощи вашего консультанта, - ответила я. - Обычный грамотный человек не может самостоятельно пользоваться этими сайтами!
Дама понимающе улыбнулась... За мной стоял такой же несчастный - начинающий бизнесмен, который пришел за ЭП и тоже не в первый раз...
Ну все: сейчас заполню заявление, оплачу квитанцию и уйдет оно само, радовалась я, добираясь в редакцию... Чтобы наверняка, сразу позвонила в call-центр (как выяснилось - это единственный сервис, который на портале работает безотказно), под руководством оператора активировала Код. Получилось с первого раза!
Дальше опять пришлось возиться с сайтом в поиске нужной услуги и ее активации. Найти ее самостоятельно можно, только если точно знаешь, какое ведомство ее оказывает. Поисковик на запрос «выдача приглашения для иностранного гражданина» выдает мне черт-те что! Но я знаю, что этим занимается ФМС. Жму, открывается список услуг, но нужной там нет. Опять звоню в call-центр.
- Там в «Каталоге услуг» в строке «Для физических лиц» есть маленький кружок (Только электронные услуги) - поставьте галочку.
Поставила. Вылезло то, что нужно! Дальше нажимаю «Получить услугу», и, к моему ужасу, выстреливает надпись: «Услуга недоступна», а к ней пояснение - сайт ведомства перегружен запросами... На «горячей линии» сказали: так бывает, попробуйте позже. Честно пробовала до вечера в офисе. Потом пробовала из дома до глубокой ночи. Компьютер упорно выдавал комбинацию «из трех пальцев».
Между тем двумя днями раньше из «Описания услуги» я узнала, что приглашение стоит 500 рублей, и позвонила на «горячую линию» с вопросом: как заплатить?
- К сожалению, через сайт оплата не предусмотрена, - сказала оператор. - Обращайтесь непосредственно в ведомство.
Вы когда-нибудь пробовали дозвониться в госучреждение? Правильно, и я тоже. Так вот, когда компьютер мне сказал, что задыхается от чужих запросов, я поняла, что попала в очередь, только виртуальную, и дозвониться не сумела. Осталось пойти в ФМС лично. Про оплату выяснить и про все-все.
День четвертый
В УФМС Таганского района я в очереди под номером 46. Все стоят в одну дверь - подать на загранпаспорт, получить его и за приглашениями тоже. В кабинете два инспектора. Одна с посетителем возится, другая бумажки складывает. На каждого минут 15 - 20 уходит. После обеда захожу. Спрашиваю: как платить, если подаешь электронную заявку?
- Платить идите в Сбербанк и несите нам платежку со всеми оригиналами документов.
- ?
- А потом через 2 - 3 дня придете, получите свое приглашение.
- Зачем же тогда на сайте регистрироваться?
- Чтобы электронную заявку нам подать, а мы вас вызовем с оплатой и документами на прием... Заходите, следующий!
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
«Освоили деньги, а не думали об удобстве для людей»
Иван БЕГТИН, создатель проекта «Государство и его информация»:
«Идея замены живого общения граждан с чиновниками на виртуальное в цивилизованном мире работает безотказно: люди заказывают и оплачивают документы через Интернет, получают по почте (или лично). У нас это сделано как всегда плохо. Просто «освоили» деньги (несколько миллиардов рублей) и не подумали, как это может быть востребовано людьми. Во-первых, действительно ничего там не понятно, а во-вторых, никто и не собирается заниматься просветительской работой. А если людям не объяснять, они пользоваться этим не будут. И наконец, это несложно сделать так, чтобы сайт принимал оплату, а не направлял людей в Сбербанк за квитанцией, и снова - в очередь!»
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Кликну, а в ответ... ерунда
Когда я писала эту заметку, то обратилась в пресс-службу Министерства связи с вопросом, можно ли как-то облегчить жизнь пользователям их сайта. В ответ нам прислали набор умных и даже очень правильных слов, кучу ссылок на всевозможные постановления и положения.
Вот только одна проблема - продраться через все это обычному человеку ну невозможно. Чего стоит только одна вот эта фраза: «Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги».
Очевидно, что если проектом занимаются люди, способные на такие ответы, то никакого ясного и удобного «продукта» от них ждать не стоит. На самом сайте указано: зарегистрировано за два года 1,3 млн. пользователей, а посетило 7 млн. Значит, как минимум более 5 миллионов ушли с сайта, так ничего не разобрав!