81 миллион услуг

Автор: Ксения Садовская 11 ноября 2011 г. 0:42:49 2 612   0

Вопреки прогнозам скептиков месяц назад федеральные органы власти успешно перешли к электронному взаимодействию в предоставлении госуслуг. Задержавшийся на старте проект «Электронного правительства» был выведен на финишную прямую совместными усилиями Минсвязи и «Ростелекома». Пока работа системы, ставшей преемницей программы «Электронная Россия», еще далека от идеала. Тем не менее оценить возможности и перспективы всероссийского «единого окна» можно уже сегодня.

Возраст «Электронного правительства» — величина относительная. Концепция этого проекта была утверждена еще в мае 2008 года. Фундамент информационной системы был заложен 10 сентября 2009 года правительственным постановлением «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Электронная Россия». Законченные формы инфраструктура электронного документооборота обрела только к нынешнему лету. А с 1 октября граждане имеют возможность получить не менее 110 видов госуслуг по Интернету, не тратя время на посещение госучреждений. Революция в сфере госуслуг должна состояться летом 2012 года, когда собственные виртуальные «окна» откроют регионы и муниципалитеты. По сути, именно появление сервисов электронного правительства в регионах сделает уже работающую систему полноценным электронным правительством.

А пока алгоритм работы системы «Электронного правительства» проходит обкатку. В первую очередь развернутая в центре обработки данных «Ростелеком» система призвана устранить несогласованность в работе государственных информационных сервисов. Такие ведомства, как Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд, Росреестр, Рособрнадзор, а также МВД, отныне самостоятельно и напрямую собирают необходимую для оказания той или иной госуслуги информацию, освободив граждан от необходимости проводить время в очередях для получения каждой справки в каждом ведомстве. Беспрепятственный обмен данных между федеральными и региональными учреждениями обеспечивает Среда межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Эта же система связывает ведомства с порталом государственных услуг. Именно этот сайт фактически и выступает в роли «открытого окна», через которое пользователи могут сделать заказ на ту или иную госуслугу. Принцип работы системы довольно прост: запрос поступает в сеть СМЭВ, которая направляет его в автоматизированную информационную систему профильного ведомства. При необходимости система координирует работу сразу нескольких инстанций. А это, в свою очередь, сводит взаимодействие отдельно взятого гражданина с государственной бюрократией всего к двум действиям: вначале подать запрос, а затем лично получить требуемый документ.

Воспользоваться помощью «Электронного правительства» может каждый. Портал открыт для любого компьютера, подключенного к Интернету. Кроме того, доступ к нему можно получить через так называемые «инфоматы», напоминающие обычные платежные терминалы. На сайте требуется регистрация: либо с помощью страхового номера индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде, либо с помощью электронной подписи, записанной на цифровом носителе. Как заявил министр связи Игорь Щеголев, система, используя специальные защищенные каналы, гарантирует полную сохранность личных данных пользователей. К тому же если запрос гражданина касается имущественных прав, портал затребует его электронную цифровую подпись. Правда, если верить статистике, чаще всего речь идет о вещах вполне прозаических. Так, в число самых популярных госуслуг вошла проверка выписанных штрафов за нарушение ПДД, выдача загранпаспорта и получение информации о состоянии счета в Пенсионном фонде.

Дальнейшее расширение системы «Электронного правительства», по словам его кураторов и разработчиков, будет происходить за счет развертывания типовых информационных порталов на базе региональных филиалов «Ростелекома», с дальнейшим их подключением к единому порталу госуслуг. По словам замминистра связи Ильи Массуха, чтобы в региональных и муниципальных органах власти скорее заработали электронные услуги, Минкомсвязь предлагает использовать информационную систему по модели «программное обеспечение как услуга» (SAAS — software as a service). «Эта модель чем-то похожа на загрузку программ через Интернет. Сначала отбор успешных решений в регионах, затем их «подкачка» во всероссийскую коллекцию и внедрение в любых других регионах. Это так называемая облачная платформа распространения решений. Такой подход позволит уменьшить сроки, сэкономить значительные средства федерального и местных бюджетов», — отметил замминистра.

Собственно, повысить эффективность государства должны и другие модули «Электронного правительства». К примеру, портал госпродаж, заказчиком которого выступила Федеральная антимонопольная служба, размещает информацию о проведении государственных и муниципальных торгов, тем самым обеспечивая прозрачность расходования бюджетных средств. Ту же цель преследует информационная система «Независимый регистратор», контролируя работу электронных торговых площадок. В свою очередь эффективность самого «Электронного правительства» должна обеспечить «Экспертная система центров телефонного обслуживания» и система «Управление ведомственной и региональной информатизацией».

Подсчитать экономический эффект перехода российских ведомств на электронную форму документооборота довольно сложно. Речь идет не только о сокращении численности чиновников и высвобождения помещений бесчисленных «отделов по работе с гражданами». Известно, что россияне на сегодняшний день получают от федеральных органов власти 81 млн услуг. «Но для того чтобы оформить 81 млн услуг, раньше необходимо было 570 млн раз обратиться в органы власти для того, чтобы собрать всевозможные справки», — отметил на одном из межправительственных заседаний вице-премьер РФ Вячеслав Володин.

Теперь, по данным Минсвязи, около 2 тыс. видов государственных услуг могут быть получены через Интернет. При этом доступ к 340 наиболее востребованным госуслугам уже обеспечивает нынешняя система «Электронного правительства». Следовательно, уже в первый месяц своей полноценной работы «Электронное правительство» сберегло десятки тысяч часов личного времени россиян. Причем не только граждан, воспользовавшихся порталом Gosuslugi.ru, но и чиновников среднего звена, которые, как и все люди, терпеть не могут лишней работы.

http://www.rbcdaily.ru/media/opinion/562949981999698.shtml


Тэги:   #электронное правительство   #информационное общество   #Электронные госуслуги  

0