Как СМЭВ упростит работу с госзаказом

Автор: Ксения Садовская 9 сентября 2014 г. 15:26:12 3 599   0
В развитии системы межведомственного электронного взаимодействия заинтересованы многие федеральные ведомства. В частности, Рособоронпоставка, которая занимается размещением государственных заказов для нужд вооруженных сил. Законодательные нормы устанавливают четкие требования для тех, кто может принимать участие в торгах. Соответственно, ведомство должно оперативно получать и обрабатывать данные об участниках от своих поставщиков информации, что делать в бумажном и неавтоматизированном виде невозможно.

Одним из приоритетных направлений реализации государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020)» является создание электронного правительства. Важный элемент его инфраструктуры – система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), обеспечивающая взаимодействие информационных систем органов государственной власти при исполнении государственных функций и оказании государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

15 августа 2014 г. в Правительстве РФ прошло заседание подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг под председательством Министра связи и массовых коммуникаций РоссииН.А. Никифорова. По инициативе Рособоронпоставки, там рассматривался вопрос о применении СМЭВ для повышения эффективности размещения заказов для государственных нужд и перевода функции государственного заказчика на межведомственное электронное взаимодействие.

Законодательная база

Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка) – это государственный заказчик, размещающий заказы для нужд Вооруженных Сил России и контролирующий выполнение государственных контрактов. У Рособоронпоставки накоплен значительный практический опыт в сфере размещения заказов и применении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». С 2011 г. агентством проводятся процедуры по размещению государственного оборонного заказа для Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, ФСО, ФСИН, ФСКН, СВР. В период ГОЗ-2014 по номенклатуре федеральных органов исполнительной власти размещено более 1,5 тыс. заказов на сумму ЗНАК РУБЛЯ236 млрд. В связи с большим объемом проводимых процедур применение СМЭВ для автоматизации процесса сбора сведений и сокращения временных затрат на их получение для Рособоронпоставки является важным и принципиальным.

Согласно пункту 9.1 Положения о Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, Рособоронпоставка вправе запрашивать и получать сведения для решения профильных вопросов. Ведомству необходима как специфичная информация для качественной организации процесса закупок в рамках государственного оборонного заказа, так и единая, типовая для всех государственных заказчиков.

В частности, особенностью деятельности Рособоронпоставки является организация и проведение совместных торгов. Этот способ закупки товаров, работ, услуг предполагает объединение в единый лот одноименной продукции, потребность в которой имеют сразу несколько заказчиков. Для подготовки проведения совместных конкурсов и аукционов необходима информация от Минпромторга России о технических и производственных мощностях потенциальных участников закупки, о реализуемости предприятиями оборонно-промышленного комплекса объемов и условий совместных закупок ГОЗ. К типовым можно отнести сведения из ПФР о наличии/отсутствии задолженности по страховым взносам и иным платежам, сведения о показателях бухгалтерского баланса предприятия (в том числе отчет о прибылях и убытках) от Росстата и т.д.

Чем поможет СМЭВ

Для исключения рисков неисполнения гособоронзаказа отдельное направление деятельности Рособоронпоставки с первых дней работы ведомства связано с оперативной проверкой участников закупок на соответствие требованиям законодательства. Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что несоответствие участника закупки единым требованиям или предоставление недостоверной информации является основанием для отстранения от участия в процедуре закупки или отказа от заключения контракта. Проверка участников закупок является типовой функцией для всех госзаказчиков. С этой целью агентством заключены соглашения межведомственного взаимодействия более чем с десятком поставщиков информации – федеральных ведомств, таких как ФНС России, Рособоронзаказ, Росстандарт, ФССП России, ФСС России. В рамках этих соглашений ведется работа по получению сведений с помощью сервисов СМЭВ. Например, из ФНС России поступает полная выписка из ЕГРЮЛ / ЕГРИП, реестра дисквалифицированных лиц, сведения о наличии (отсутствии) задолженности.

Только в период размещения ГОЗ-2014 Рособоронпоставкой было отправлено почти 15 тыс. запросов информации по участникам закупки. Очевидно, что получение нужной информации в виде писем на бумажных носителях занимает очень много времени. Вместе с тем, в связи с установленными законом № 44-ФЗ сроками рассмотрения поданных участниками заявок (3–5 дней), требуется оперативность.

Помочь повысить скорость обмена информацией может СМЭВ. Кроме того, система обеспечивает получение официальных электронных документов, содержащих сведения из информационных ресурсов органов государственной власти, подписанных электронной подписью, в отличие от информации, размещенной в открытых источниках в интернете. Таким образом, использование СМЭВ обеспечивает оперативность взаимодействия между агентством и другими федеральными органами исполнительной власти, повышает степень актуальности информации, сокращает временные затраты на получение требуемых для исполнения функции государственного заказчика сведений.

Рособоронпоставкой сформирована технологическая карта межведомственного взаимодействия (ТКМВ), предусматривающая получение 29 типов сведений от 13 органов государственной власти – поставщиков информации. По 7 типам сведений уже обеспечено подключение к сервисам СМЭВ для получения информации в электронном виде.

Техническая реализация

В процессе разработки и согласования ТКМВ и получения доступа для подключения к сервисам СМЭВ поставщиков информации, Рособоронпоставка сталкивалась с различными проблемами. Они были связаны с тем, что межведомственное электронное взаимодействие по функции государственного заказчика не предусмотрено постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2011 г. № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде». Кроме того, осуществляемая функция, не являясь государственной услугой, не попадает и под действие Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

С точки зрения технической реализации подключения к некоторым сервисам СМЭВ необходимо наличие идентификационного номера государственной услуги (функции), зарегистрированной в Федеральном реестре государственных услуг (функций) (ФРГУ). Произвести регистрацию функции Рособоронпоставки в ФРГУ на данный момент не представляется возможным.

В этой связи, для повышения эффективности деятельности, Рособоронпоставка предложила обсудить вопрос о переводе своей основной функции на межведомственное взаимодействие в электронной форме на Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. По результатам доклада представителя Рособоронпоставки перевод функции на электронное взаимодействие был одобрен.

Инициативу Рособоронпоставки решено распространить на все органы государственной власти, являющиеся государственными заказчиками. В протоколе подкомиссии поручено Минэкономразвития России совместно с Рособоронпоставкой разработать типовую карту по исполнению функции государственного заказчика на базе ТКМВ Рособоронпоставки, а также определены сроки и порядок действий по рассмотрению, согласованию и утверждению ТКМВ ориентировочно в ноябре текущего года.

Важная особенность вынесенных решений – расширение области применения СМЭВ и использование межведомственного электронного взаимодействия для повышения эффективности размещения заказов для государственных нужд всех органов государственной власти (федеральных, муниципальных, территориальных), выступающих в роли государственных заказчиков для собственных нужд.

http://corp.cnews.ru/reviews/index.shtml?2014/09/08/585229


Тэги:   #СМЭВ   #информационное общество. электронное правительство  

0