Росстат делает шаг к электронному обществу
Сегодня много говорится и немало делается для внедрения безбумажных технологий при сборе статистической отчетности как на федеральном, так и на региональном уровне. О том, какие шаги предпринимаются для этого, в своей статье для CNews рассказал Вячеслав Забелин, заместитель руководителя Росстата.
Федеральная служба государственной статистики является одним из 49-и субъектов официального статистического учета, осуществляющих сбор первичных данных от хозяйствующих субъектов. Практически все федеральные министерства, службы, агентства являются субъектами официального статистического учета и проводят федеральные статистические наблюдения, формируют официальную статистическую информацию. Более того, практически все региональные органы власти осуществляют сбор административных отчетов от хозяйствующих субъектов, по крайней мере, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Поэтому задача перехода на безбумажную технологию – это не задача отдельного федерального органа. Это общая цель всех федеральных и региональных органов власти, федерального и региональных правительств.
Суммарная экономия бюджетных средств при переходе на безбумажную технологию при сборе отчетности от хозяйствующих cубъектов значительно больше экономического эффекта от внедрения межведомственного документооборота, так как число тиражируемых в год бланков по одной форме равно количеству отчитывающихся хозяйствующих субъектов, помноженному на периодичность формы отчетности. Всего по России около 100 тыс. хозяйствующих субъектов (без малого предпринимательства), а количество их территориально обособленных подразделений превышает 150 тысяч. Количество форм федерального статистического наблюдения, по которым осуществляет сбор только Федеральная служба государственной статистики, составляет 240. Некоторые из них являются одновременно и годовыми и квартальными и месячными.
Но каждую форму необходимо еще довести до респондента. Это – почтовые расходы федерального бюджета.
Но каждую заполненную форму респондент должен представить. Это – почтовые или транспортные расходы хозяйствующего субъекта.
Но форму необходимо не просто заполнить, а заполнить правильно, соблюдая Указания по ее заполнению, поскольку предоставление недостоверной первичной статистической информации (несоблюдение обязательных контролей, содержащихся в Указании) влечет за собой административное наказание либо повторное представление формы.
Единый формат. Единая технология!
Росстатом разработан и утвержден Унифицированный формат описания формы статистической отчетности в виде XML-шаблона. На официальном сайте ведомства уже размещено около сотни форм статистической отчетности в таком формате. Все территориальные органы государственной статистики принимают отчетность в электронном виде, если она представлена в Унифицированном формате. Такой подход позволяет респонденту использовать одну универсальную программу, предоставляемую Росстатом безвозмездно для заполнения форм статистической отчетности.
Наверное, имело бы смысл сделать Унифицированный формат единым форматом для всех субъектов официального статистического учета.
При сборе отчетности в электронном виде субъекты официального статистического учета должны использовать единую технологию. Более того, эта технология должна использоваться и при реализации государственной функции в электронном виде, и при оказании государственных услуг в электронном виде (юридически значимый электронный документооборот с использованием ЭЦП при отправке, с проверкой сертификата ЭЦП при приеме, с подтверждением о получении, с ведением архива электронных документов и т.д.). Наверное, респондентам (хозяйствующим субъектам) было бы удобно и выгодно использовать для этих целей одну, а не 49 ЭЦП, а субъектам официального статистического учета использовать одну универсальную доступную функцию проверки сертификата ЭЦП.
Чьи интересы затронуты?
Переход на представление отчетности в электронном виде осуществляется и в интересах респондентов, и в интересах органов государственной статистики.
Если респондент заполняет отчетность через электронную форму, построенную с использованием XML- шаблона, размещенного на официальном сайте органа государственной статистики, то он тем самым гарантирует себя от штрафных
санкций за предоставление недостоверной информации.
Дело в том, что в XML- шаблоны включены все обязательные для респондентов контроли, содержащиеся в Указаниях по заполнению форм федерального статистического наблюдения, утвержденных приказами Росстата. Нарушение респондентом при вводе данных любого из обязательных контролей диагностируется программой, и отправка такого отчета в территориальные органы статистики блокируется. При этом программа информирует респондента об обнаруженных ошибках. Он имеет возможность откорректировать введенные данные и сделать новую попытку отправить отчет в органы статистики, подписав ее электронной цифровой подписью.
Респондент все же может быть оштрафован при условии, если он допустит ошибку при заполнении бумажной формы федерального статистического наблюдения и представлении ее в территориальные органы государственной статистики. Данные будут введены сотрудником территориального органа статистики, и если программа ввода обнаружит в представленном отчете ошибки, то данные будут квалифицированы как недостоверные. За этим последует административное наказание.
Переход на представление статистической отчетности в электронном виде осуществляется и в интересах органов государственной статистики. В частности, снижается объем рутинной работы по вводу информации с бумажных форм федерального статистического наблюдения в органах государственной статистики. Также уменьшается число отчетов, содержащих недостоверные данные, по которым органы государственной статистики обязаны проводить дополнительную работу, включая применение административных штрафов. Кроме того, повышается качество статистической информации и создаются условия для сокращения сроков сбора отчетности.Предоставление респондентами первичных статистических данных в электронном виде может осуществляться либо непосредственно в территориальные органы государственной статистики (так называемая система веб-сбора), либо через специализированных операторов связи.
Что требуется от респондента?
Для представления отчетности в электронном виде через систему веб-сбора респондент должен в ней зарегистрироваться, то есть представить в орган статистики заявление о своем намерении сдавать отчетность в электронном виде и сертификат электронной цифровой подписи лица, обладающего правом подписи статистической отчетности.
Зарегистрированный в системе веб-сбора респондент получает право пользоваться размещенной на сайте органа государственной статистики программой ввода и XML- шаблонами на безвозмездной основе. Респондент может заполнять электронную форму статистической отчетности либо непосредственно на сайте территориального органа государственной статистики (онлайн-режим) либо на своем компьютере (оффлайн-режим). Заполненная респондентом форма, прошедшая обязательные этапы контроля, подписывается ЭЦП респондента и отправляется на электронный адрес территориального органа государственной статистики.
Кто такие "специализированные операторы связи"?
Специализированный оператор связи – это организация, предоставляющая услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией между органами государственной статистики и респондентами, в том числе гарантирующая доставку электронных документов в границах своей зоны ответственности, установленной соглашениями с территориальными органами Росстата и договорами с респондентами.
В действительности эти услуги дополняются сервисами предоставления пользователю программы ввода данных через электронную форму и сертификата электронной цифровой подписи.
В настоящее время сотни тысяч юридических лиц представляют налоговые декларации в электронном виде по каналам связи. Это результат семилетней работы налоговых органов и специализированных операторов связи по внедрению данного способа представления отчетности.
Те же самые операторы сегодня поставляют сегодня услуги респондентам для представления статистической отчетности в органы статистики.
Таким образом, операторы – это организации, продвигающие технологию электронного сбора отчетности, используя сложившиеся с налогоплательщиками отношения по представлению деклараций в электронном виде.
Опыт взаимодействия
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации оказывают территориальным органам Росстата помощь и поддержку по привлечению хозяйствующих субъектов к представлению статистической отчетности в электронном виде.
Так, например, правительство Республики Башкортостан, действуя в рамках внедрения проектов "Электронная Россия" и "Электронный Башкортостан", рекомендует государственным учреждениям представлять различного рода отчеты, в том числе по формам федерального статистического наблюдения, в электронном виде.
Кабинетом министров Республики Татарстан принято два постановления, в которых рекомендовано предприятиям, независимо от форм собственности, представлять отчетность в органы государственной статистики в электронном виде.
Правительством Красноярского края выпущено Распоряжение «О представлении статистической отчетности с электронно-цифровой подписью», которое обязывает респондентов краевой формы собственности и рекомендует респондентам федеральной и муниципальной форм собственности представлять статистическую отчетность в электронном виде.
Правительство Омской области оказывает содействие Омскстату в привлечении бюджетных организаций к сдаче отчетности в электронном виде. В результате этой работы к концу 2010 года более чем в 6 раз увеличилось количество бюджетных
организаций, отчитывающихся в электронном виде.
По итогам 1-го квартала 2011 года одиннадцать территориальных органов Росстата достигли и превысили значение показателя «доля отчетности, предоставляемой крупными и средними предприятиями в электронном виде», установленное Росстату Правительством Российской Федерации на 2011 год (30%): Красноярскстат (74%), Комистат (72%), Липецкстат (58%), Чукотстат (47%), Свердловскстат (38%), Камчатстат (37%), Алтайкрайстат (35%), Кировстат (34%), Новосибирскстат (30%), Саха(Якутия)стат (30%). Как видно, это вовсе не Москва, не Санкт-Петербург и не Ханты-Мансийский автономный округ, входящие в тройку лидеров в рейтинге готовности регионов России к информационному обществу согласно материалам, опубликованным в 2010 году Институтом развития информационного общества.
Каковы перспективы?
Во-первых – это полномасштабный переход всех хозяйствующих субъектов на представление информации в электронном виде через интернет во все органы власти федерального и регионального уровня. Электронный документооборот, не дублирующий, а исключающий бумажный документооборот является реальным индикатором, характеризующим движение хозяйствующих субъектов и органов власти в направлении к информационному обществу.
Во-вторых – использование данной технологии при проведении обследований населения. Если гражданам предоставляется возможность получения государственных услуг в электронном виде (во многофункциональных центрах, в центрах коллективного доступа, дома – с персонального компьютера), то он может аналогичным образом заполнять электронные анкеты и отправлять их по электронной почте. Использование бумажных технологий органами государственной власти (размножение печатных бланков, их рассылка, ввод или сканирование полученных от респондентов рукописей с последующим распознаванием и ручной корректировкой) будет рассматриваться в информационном обществе как неэффективное использование бюджетных средств.
Вячеслав Забелин, заместитель руководителя Росстата
http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2011/05/25/441449