Интеграторы проекта «Электронное правительство» подвели итоги работы портала Gosuslugi.ru за минувший год. Подробной информации пока нет в публичных источниках, но согласно данным, которыми эксклюзивно располагает «Эксперт-Сибирь», год выдался противоречивым. Аудитория удаленных сервисов отношений с государством в Сибири за 2013 год увеличилась почти вдвое, однако по-прежнему составляет де-факто незаметное для общего количества населения полмиллиона человек. К тому же это вовсе не означает, что каждый из этих пользователей активно пользуется Интернетом, подавая документы и запрашивая справки. Статистика говорит о том, что за год средний пользователь портала Gosuslugi.ru оставил там только одно (!) заявление и на том успокоился. Не способствует развитию интернет-услуг и политика регионов: одни развивают свои сайты, другие не готовы переходить на удаленные отношения с жителями.
Не дошли до Интернета
Представьте картину из реальной жизни. Новосибирск, «паспортный стол», полдень рабочего дня. Перед дверью, где выдают паспорта и ставят печати о регистрации, толпится разъяренный народ, занявший очередь задолго до открытия учреждения — например, в шесть–семь утра. Скорее всего, очередь в 10–15 человек не рассосется до обеда, следовательно, им придется переждать час перерыва под дверями (учреждение закрывается), а затем снова штурмовать невозмутимых паспортисток.
И вдруг среди этой толпы появляется человек с распечатанной бумагой с портала «Госуслуги» и без очереди проходит к работницам. Самое главное: паспортистки его вежливо принимают и даже прощают отсутствие некоторых документов. Поясняя в приватной беседе, что они не могут отказать посетителю, зарегистрировавшемуся на портале «Госуслуги». Кстати, все заявления уже готовы — остается только поставить подписи и получить документы. «Наверное, чей-то знакомый», — проносится по толпе. Градус возмущения повышается. Но именно так и работает портал «Госуслуги»: там можно подать документы в электронном виде, записаться в очередь на конкретное время и в самом учреждении только поставить подпись в уже распечатанных бумагах. Проверено на собственном опыте.
Трудно себе представить бабушку, которая кропотливо заполняет интернет-декларации. Но бабушки уже в меньшинстве — с мая этого года, по данным опросов, 52% взрослого населения страны являются интернет-пользователями. 62 млн взрослых людей в стране ежедневно заходят в глобальную сеть. Парадокс в том, что эти же люди продолжают ходить к шести утра в поликлинику, чтобы записаться к врачу, и собирать тонны справок по самым разным поводам.
Благие намерения государства
Для таких граждан и была принята программа «Электронное правительство». По замыслу ее создателей, это комплекс программного обеспечения и сети многофункциональных центров по предоставлению госуслуг (МФЦ), которая переводит отношения граждан и государства в удаленный цивилизованный вид. Ядро системы — портал Gosuslugi.ru, на который нашпигованы региональные порталы (за исключением тех регионов, которые решили развивать аналогичные сервисы на собственных платформах), а также системы межведомственного взаимодействия между государственными ведомствами. Для пользователя вход в эту систему возможен тремя путями: через все ту же сеть МФЦ, через интернет-сайт и через так называемые «инфоматы» — терминалы с доступом в Интернет, установленные в общественных местах, как правило, в райцентрах и деревнях.
Официально строительство информационного общества в России началось в 2002 году, когда была принята программа «Электронная Россия» сроком действия до 2010 года (см. таблицу). Перед разработчиками программы ставились весьма скромные задачи, не сродни нынешним, — добиться хотя бы того, чтобы граждане смогли узнавать в Интернете о государственных услугах. Тогда был создан портал «Госуслуги.ру», на котором стала появляться информация о том, чем занимаются органы власти. За десять лет программа изменилась, словно бы на смену ручному труду пришли станки. У госпрограммы «Электронное правительство» есть сильный партнер и не менее сильный лоббист — «Ростелеком», который вот уже несколько лет пропагандирует среди населения многочисленные электронные услуги. В результате сегодня на портале Госуслуг зарегистрированы около 600 тыс. жителей Сибири, несмотря на многоуровневую систему авторизации.
Вначале было окно
Но еще до эпохи Интернета граждан стали приучать к новым формам отношения с государством посредством системы МФЦ. Первый такой центр в России открылся в 2007 году в городе Шелехове — пригороде Иркутска. Для небольшого городка это было революцией — первые соцопросы посетителей МФЦ содержали исключительно удивление и недоумение. Электронные очереди, отсутствие многоходовых алгоритмов взаимоотношений с чиновниками — все это было нонсенсом в стране, где до сих пор сохраняется понятие «паспортный стол» и «прописка».
По состоянию на конец 2013 года в регионах Сибири действовало уже 104 МФЦ. Лидеры — Кузбасс и Красноярский край (по 19 центров), аутсайдер среди крупных регионов — Алтайский край с тремя МФЦ. Но и в целом показатель по Сибири в два раза отстает от нормативного уже сейчас (1,5 тыс. против 3 856 необходимых «окон»), а в перспективе это отставание будет только нарастать. Если кто-то не помнит, то по одному из «майских указов» Владимира Путина уже к 2015 году 90% граждан должны получить доступ к МФЦ — это значит, что центры должны появиться в каждом райцентре. И эта миссия ляжет, скорее всего, на региональные и местные бюджеты — федеральный центр намерен за два года выделить на всю страну только шесть миллиардов рублей.
И если кажется, что строительство офисов в эпоху Интернета — пережиток косного сознания, то для примера приведем Бурятию. Два муниципальных района этой республики на конец прошлого года вообще не имели доступа к Интернету — никакого и нигде.
Один сайт на всех
Однако постепенно на портале Gosuslugi.ru стала появляться возможность не только получить информацию об услуге, но и воспользоваться ею удаленно. Для этого установили следующий механизм: регистрация на портале, затем подтверждение путем визита с паспортом в офис «Ростелекома» и — вуаля — ты полноценный пользователь. В конце 2013 года некоторые регионы Сибири могли похвастать несколькими сотнями услуг, которые де-юре можно получить в электронном виде. Безусловный лидер — Новосибирская область с почти 400 услугами, аутсайдеры — Тува (41 услуга) и Красноярский край (18 услуг) — см. график 1. Правда, последний, наряду с Томской и Омской областями, Забайкальским и Алтайским краями имеет собственный, альтернативный портал госуслуг, а оттого на «общем» портале имеет весьма скромные показатели.
Кстати, это одна из причин недостаточного развития систем «Электронного правительства»: каждый хочет перетянуть «одеяло» (финансирование, инфраструктуру и т.д.) на себя. Свои порталы имеют не только региональные правительства, но и ведомства — Росреестр, ФНС и прочие. «Несмотря на имеющиеся альтернативы, сильная сторона gosuslugi.ru в том, что это единый для всей страны портал, функционирующий по единым правилам и стандартам. Отсюда реальная экономия бюджета отдельных ведомств и регионов, так как не нужно разрабатывать собственные аналогичные инструменты», — уверен генеральный директор «AT Сonsulting Сибирь» Дмитрий Гоков.
Но погоня за количеством услуг на портале — это скорее фикция, сродни необъявленному социалистическому соревнованию. Дело в том, что основная масса пользователей получают на портале весьма ограниченное количество услуг. Как правило, это получение сведений о нарушениях ПДД (38,7%), выдача загранпаспорта (19,2%), и информирование о своих пенсионных накоплениях (см. график 2).
Посмотрели — и хватит
Вместе с тем количество пользователей растет: по итогам 2013 года на портале Gosuslugi.ru было зарегистрировано 598,9 тыс. жителей регионов Сибири (в целом по стране — 7,1 млн). Лидеры — Иркутская и Новосибирская области, а также Алтайский край. Присутствие в этом списке последнего (с 98,2 тыс. зарегистрированных пользователей) показывает, что от количества услуг не зависит количество пользователей. В Новосибирской области с почти 400 услугами почти столько же пользователей портала, сколько в Алтайском крае с 63 услугами (см. график 3).
Однако рядом с этой статистикой следует упомянуть еще одну — количество заявлений, которые подали зарегистрированные пользователи. За целый год оно почти идентично количеству пользователей — 778,2 тыс. в среднем по Сибири. Наиболее активные пользователи живут в Новосибирской области, а аудсайдер среди крупных регионов — Кузбасс (см. график 4). «Впечатляют» данные Алтайского и Красноярского краев — там количество поданных заявлений меньше, чем количество зарегистрированных пользователей. То есть, пройдя витиеватую процедуру регистрации, они оставляют пользование порталом «на потом».
В целом же получается, что один житель даже крупного региона оставляет на портале в год чуть больше одной заявки (см. график 5). Это означает, что люди регистрируются на сайте для какой-то конкретной цели: подать заявление на загранпаспорт, узнать, нет ли задолженности по налогам и штрафам перед поездкой за рубеж и прочее. То есть регистрация граждан происходит только под гнетом обстоятельств непреодолимой силы: например, с этого года запись на подачу документов для загранпаспорта закрыта на портале миграционной службы и доступна только на Gosuslugi.ru. А как только возникает альтернатива — пойти и подать документы лично — человек выбирает именно эту возможность.
Есть и другой вариант — человек регистрируется на сайте для развлечения, из любопытства. Но и это не является гарантом стабильных отношений гражданина с «электронным правительством».
Чиновники не готовы
Однако есть еще одно положение «майских указов» президента, согласно которому 70% граждан должны получать госуслуги в электронной форме уже к 2018 году — сравнительно скоро. «Сейчас электронными услугами пользуется около трех процентов граждан. И существующие темпы прироста на уровне 40 процентов в год не позволяют рассчитывать на выход в 2018 году к целевому показателю. Поэтому регионы находятся в поиске инструментов для активного привлечения пользователей на портал госуслуг», — говорит Дмитрий Гоков.
Среди вариантов продвижения — пропаганда силами «Ростелекома». Это, например, знаменитые «стеклянные кубы» (призванные показать прозрачность госуслуг), которые национальный оператор возил по России летом прошлого года. В декабре правительство Новосибирской области запустило рекламную кампанию со слоганом «Кабинет в правительстве может появиться у каждого новосибирца». «С появлением единого портала госуслуг 54.gosuslugi.ru эпоха очередей и волокиты в госучреждениях широкими шагами уходит в прошлое. Теперь вам вовсе не обязательно отпрашиваться с работы и тратить драгоценное время, чтобы подать документы на загранпаспорт, регистрацию автомобиля в ГИБДД или получение льгот и пособий», — радостно сообщает эффектная девушка в рекламном ролике. Наконец, федеральный центр на конкурсной основе раздает регионам субсидии на уровне нескольких миллионов рублей.
Но в самом государственном аппарате не решены несколько фундаментальных проблем. Первая — финансирование. «Если бы мы полностью выполняли все мероприятия по программе «Электронное правительство», то в муниципалитетах это было бы второй по объему статьей расходов после «социалки». Это нереально. Ресурсы у муниципалитетов невелики: районная газета, радио, которое не работает, да и главы поселений, которых еще самих надо учить», — сетует заместитель директора «Оператора электронного правительства Алтайского края» Евгений Поздерин.
Вторая — неразвитое внутреннее взаимодействие между ведомствами. Формально госучреждения не могут брать справки с граждан, если эта информация есть в других ведомствах. Формально же за 2013 год ведомства послали друг другу миллионы запросов. Например, в Красноярском крае — 9,3 миллиона, даже в Бурятии — 3,8 миллиона. Однако, по мнению экспертов, действующая методика подсчета запросов не вполне корректна (в объем включаются многочисленные проверочные запросы, частота которых зависит от индивидуальных настроек сервиса), что и объясняет столь высокие цифры по ряду регионов. То есть ведомства «накручивают» счетчики собственной работы. Да и ведомственная структура запросов очень ограничена: треть идет в Ростеестр, еще 20% — в налоговую службу, еще по 10% — запросы в МВД и Пенсионный фонд.
Наконец, третья проблема — многие электронные услуги остаются таковыми лишь формально. После заполнения документов в Интернете человеку все равно приходится приходить к чиновникам и делать то же самое повторно.
Однако уже с этого, 2014, года согласно указам Владимира Путина, каждый гражданин «должен получать результат услуги в электронном виде». То есть не только заказывать справки через сайт, но и получать их не выходя из дома, заверенные электронной подписью. Верится в это, откровенно говоря, слабо. Однако важно, что в деле продвижения электронных услуг на стороне государства действует сообщество, которое обычно находится в оппозиции. Это «продвинутые» граждане — самая образованная и перспективная его часть. Эти люди обсуждают законы, пользуются интернет-банкингом, продвигают общественные инициативы. «Когда в 2010 году впервые появились планшеты, в Татарстане появился первый журнал для iPad. Тогда в республике было всего 17 планшетов, но было важно, у кого они в руках. Это была в некотором роде элита. С тех пор мало что изменилось по сути», — уверен советник министра культуры РФ Вадим Дуда. Таким образом, создание реально действующего «Электронного правительства» — это тест на то, насколько государство способно стать современным.
http://expert.ru/siberia/2014/08/ochen-dorogaya-igrushka/