Мониторинг ИКТ-законодательства: декабрь 2013
В декабре произошли изменения федерального законодательства, касающиеся закона о связи. Они обусловлены принятием закона об исчислении времени, закрепившего понятие часовой зоны, а также необходимостью обеспечить возможность круглосуточного и бесплатного вызова экстренных служб. В регионах были приняты законы, касающиеся местных информационных систем.
Федеральное законодательство
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 395-ФЗ "О государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС"".
Закон посвящен государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС". Это федеральная государственная территориально распределенная АИС экстренного реагирования при авариях, обеспечивающая оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов ГЛОНАСС информации о ДТП и иных происшествиях на автодорогах в стране, ее обработку, хранение и передачу экстренным оперативным службам, а также доступ к ней заинтересованных лиц. Одно из ее предназначений – оперативно получить информацию о происшествиях на автодорогах, разместить в системе сведения о транспортном средстве, передать данные экстренным оперативным службам.
Правительство РФ, в частности, установит порядок создания и функционирования системы, а также эксплуатации устройств вызова экстренных оперативных служб. Уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти будет являться оператором системы. Устройствами вызова экстренных оперативных служб транспорт оснащается постепенно. Производители будут снабжать данными устройствами транспортные средства категорий М и N, выпускаемые в обращение в нашей стране, в соответствии с требованиями технического регламента ТС о безопасности колесных транспортных средств.
Транспорт, ранее выпущенный в обращение без названных устройств, может оснащаться таковыми по инициативе собственника. Собственники транспорта, оснащенного устройствами вызова экстренных оперативных служб, могут получать достоверную информацию, содержащуюся в системе, о координатно-временных параметрах нахождения их авто на момент ДТП на автодороге; данные о принятии сигнала ГЛОНАСС экстренными оперативными службами и начале реагирования.
Закон вступает в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 398-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"".
Прописан порядок ограничения доступа к противоправной информации в информационно-телекоммуникационных сетях. Речь идет о призывах к массовым беспорядкам, разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни, к участию в незаконных публичных массовых мероприятиях, в экстремистской и террористической деятельности.
В случае обнаружения такой информации Генеральный прокурор РФ (его заместитель) направляет в уполномоченный федеральный орган требование о принятии мер по ограничению доступа к ресурсам, распространяющим указанные призывы.
Уполномоченный орган, в свою очередь, незамедлительно предъявляет операторам связи требование об ограничении доступа к ресурсу или к размещенной на нем противоправной информации. Также он определяет провайдера хостинга и уведомляет его о необходимости удалить эту информацию.
Далее провайдер извещает об этом владельца информационного ресурса, который обязан без промедления удалить противоправную информацию и (или) ограничить доступ к ней. Об исполнении данной обязанности владелец должен сообщить уполномоченному органу. Последний принимает меры для возобновления доступа к информационному ресурсу.
Федеральный закон вступает в силу 1 февраля 2014 г.
Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 338-ФЗ "О внесении изменений в статью 49 Федерального закона "О связи" и статью 21 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений".
Внесены поправки в законы о связи и об обеспечении единства измерений. Они обусловлены принятием закона об исчислении времени.
Уточнено, что оператор связи информирует пользователя о времени оказания услуги, требующей непосредственного участия, с указанием времени, действующего в часовой зоне (ранее – часовом поясе) по месту нахождения пользователя.
В законе об исчислении времени закреплено понятие часовой зоны. Это часть территории страны, на которой действует единое время, установленное Правительством РФ. Термин "часовой пояс" здесь не используется. Этим же законом государственная служба времени наделена дополнительными полномочиями. Она распространяет информацию о точном значении московского времени и календарной дате.
В законе об обеспечении единства измерений прописано, что служба осуществляет научно-техническую и метрологическую деятельность по обеспечению потребности государства помимо прочего в указанной информации.
Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 346-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 Федерального закона "О связи".
Цель поправок – обеспечить возможность круглосуточного и бесплатного вызова экстренных оперативных служб по единому номеру.
Определен срок, в течение которого операторам связи следует передавать вызовы в систему вызова экстренных оперативных служб по единому номеру. Он устанавливается по каждому региону уполномоченным федеральным органом. Оператора связи обязали предоставлять операторам указанной системы сведения о местонахождении пользовательского (оконечного) оборудования, с которого производился вызов или передавалось сообщение о происшествии. Также он должен направлять им иную информацию, необходимую для реагирования на вызов (сообщение) по единому номеру.
Состав указанной информации и порядок ее предоставления устанавливает уполномоченный орган. Он, в том числе, утверждает правила определения местонахождения пользовательского оборудования. Согласие пользователя услугами связи на обработку и предоставление его персональных данных в вышеуказанных целях не требуется.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2013 г. № 2492-р.
В новой редакции изложена госпрограмма Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Как сообщается на сайте Правительства РФ, в рамках проекта по созданию в Республике Татарстан территориально обособленного инновационного центра "Иннополис" предусмотрено строительство университетского комплекса. На его базе будут готовить высококвалифицированные кадры для сферы информационных технологий, проводить перспективные исследования, реализовывать инновационные проекты.
Также в состав госпрограммы включена ФЦП "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учёта недвижимости (2014–2019 гг.)". Она, в частности, предусматривает создание единого государственного информационного ресурса (объединяющего ЕГРП и госкадастр недвижимости) и предоставление услуг по принципу "одного окна". В связи с этим скорректирован раздел госпрограммы, касающийся создания благоприятных условий для развития рынка недвижимости.
С полным текстом госпрограммы можно будет ознакомиться на сайте Минэкономразвития России и портале госпрограмм.
Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2013 г. № 1151 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 гг." .
Скорректирована ФЦП "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 гг.". Уточняются важнейшие целевые индикаторы и показатели программы. Так, площадь территории регионов, охваченных наземным цифровым вещанием общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов (с охватом не менее 50% населения), должна составить 17 098 246 кв. км, что на 46 кв. км больше изначально установленной. Доля населения, имеющего возможность свободно принимать 20 каналов, постепенно приближается к 100%. В силу изменений она равна 98,3% (а не 97,6%). Однако уменьшаются объемы финансирования. Всего предусматриваются 121 737,36 млн руб. (а не 121 824,6 млн руб.). В перечень организаций, занимающихся вещанием обязательных телерадиоканалов, включено "ТВ Центр".
Пересмотрен порядок реализации мероприятия по развитию сети вещания 1-го мультиплекса (расширение, строительство). Предусмотрена детализация на инвестиционные проекты по каждому региону с выделением этапов строительства. Также запланированы создание и техническое перевооружение центров формирования мультиплексов, которые включают в себя 83 проекта по субъектам Российской Федерации. Детализация проводится на основании определенных критериев. Это очередность регионов в создании сетей цифрового телевещания, максимальный охват населения, количество вводимых в эксплуатацию объектов.
Пересмотрены конкретные мероприятия программы.
Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2013 г. № 1135 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с уточнением процедуры создания простой электронной подписи с использованием единой системы идентификации и аутентификации".
Скорректирована процедура создания (замены) ключа простой электронной подписи. Уточнены правила использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, а также требования к Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информсистем, используемых для предоставления услуг в электронной форме.
Так, ключ простой электронной подписи создается (заменяется) с использованием сервиса генерации ключа единой системы идентификации и аутентификации. Установлено, что сервис генерации ключа единой системы идентификации и аутентификации создает пароль ключа с использованием шифровального (криптографического) средства, прошедшего процедуру оценки соответствия в ФСБ России по классу не ниже чем КС2. Раньше – на основе исходной ключевой информации, предоставляемой службой.
Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 9 декабря 2013 г. № 390 "Об утверждении требований к информационным системам организаций, подключаемых к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Установлены требования к информсистемам организаций, подключаемых к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие систем, используемых для оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Так, системы должны быть подключены к сетям передачи данных со скоростью не менее 1 Мбит/с. При подключении к закрытому контуру инфраструктуры взаимодействия, представляющему собой совокупность информационных систем, технических устройств и каналов связи, используемых для взаимодействия органов и организаций и доступ к которому предоставляется лицам, прошедшим идентификацию и аутентификацию, защита каналов связи должна быть осуществлена средствами, сертифицированными по классу не ниже КСЗ.
Перечислены требования к информационной безопасности. Приведены формы заявки на публикацию документов на сервере Минкомсвязи России, разнарядки на рассылку приказа, протокола, письма.
Региональное законодательство
Постановление администрации Саратова от 5 декабря 2013 г. № 3236 "Об экспертной рабочей группе по рассмотрению общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива".
Инициативы, направленные гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива", будет рассматривать экспертная группа, состоящая из представителей Саратовской городской Думы, местной администрации, муниципальных учреждений, бизнес-сообщества и общественных объединений, с целью принятия решения о целесообразности разработки проекта муниципального правового акта и (или) об иных мерах по их реализации.
Постановление Правительства Забайкальского края от 6 декабря 2013 г. № 516 "О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 18 сентября 2012 г. № 394 "Об утверждении правил расходования средств, поступивших из федерального бюджета в форме иных межбюджетных трансфертов, на проведение мероприятий по подключению общедоступных библиотек в Забайкальском крае к интернету и развитие системы библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки".
Уточнен порядок расходования средств, поступающих из федерального бюджета в форме иных межбюджетных трансфертов на проведение мероприятий по подключению общедоступных библиотек к интернету и развитие системы библиотечного дела.
Министерство культуры в течение трех рабочих дней с даты поступления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов перечисляет финансовые средства библиотекам. Финансовые средства перечисляются библиотекам, указанным в соглашении, заключаемом между Министерством культуры Забайкальского края и Министерством культуры Российской Федерации о предоставлении иных межбюджетных трансфертов.
Приказ Министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края от 10 декабря 2013 г. № 256-о/д "Об утверждении порядка подключения органов исполнительной власти Ставропольского края к порталу Ставропольского края "Народный контроль" в интернете".
Урегулирован порядок подключения органов исполнительной власти края к порталу Ставропольского края "Народный контроль" в интернете.
Функционирование портала направлено на создание условий для повышения эффективности госуправления в крае; непосредственного участия граждан в механизме осуществления власти; свободного обмена информацией между органами исполнительной власти края и гражданами, а также участия граждан в обсуждении вопросов социально-экономического развития края.
Для подключения к порталу орган исполнительной власти направляет администратору заверенную копию приказа о назначении лица, ответственного за прием информации, размещаемой гражданами на портале. Со дня получения копии приказа администратор портала в течение 5 рабочих дней создает учетную запись ответственного лица и предоставляет ему необходимые инструкции по работе с порталом, а также логин и пароль, позволяющие получить доступ в личный кабинет на портале.
Приказ вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.
Постановление Губернатора Владимирской области от 9 декабря 2013 г. № 1372 "Об утверждении государственной программы Владимирской области "Обеспечение информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции во Владимирской области на 2014–2016 гг.".
В целях создания безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического, психологического и социального здоровья детей и молодежи утверждена государственная программа "Обеспечение информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции во Владимирской области на 2014–2016 гг." .
Достижение указанной цели будет осуществляться в ходе реализации следующих основных задач программы. Создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики. Создание надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома. Сокращение числа детей, пострадавших от противоправного контента в интернете, снижение преступности в сфере информационной безопасности. Повышение уровня информированности населения о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Мероприятия программы реализуются в один этап, в период с 2014 по 2016 г. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление КМ РТ от 17 декабря 2013 г. № 1000 "Об утверждении государственной программы "Развитие информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан "Открытый Татарстан" на 2014–2020 гг.".
В 2012 г. получен валовой доход отрасли информатизации и связи Татарстана в сумме 44 млрд руб. (110% по сравнению с 2011 г.). Доля валового дохода отрасли в ВРП составила 3,15%, доля добавленной стоимости отрасли в ВРП – 2,05%. Среднемесячная заработная плата работников отрасли составила 26,2 тыс. руб.
В 2012 г. предприятиями отрасли в федеральный и региональный бюджеты перечислены налоговые отчисления в размере более 5 млрд руб. Объем инвестиций в развитие основных фондов предприятий отрасли составил 6,4 млрд руб. Из бюджета республики в капитальное строительство и развитие основных фондов отрасли инвестировано 1,2 млрд руб.
Принята государственная программа развития информационных и коммуникационных технологий в "Открытый Татарстан". Цели программы: внедрение и широкое использование инфокоммуникационных и инновационных технологий во всех сферах деятельности, создание единого информационного общества республики и интеграция республики в глобальное информационное общество.
Программа реализуется в 2014–2020 гг. В состав программы включено 5 подпрограмм: информационный Татарстан; развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; развитие и совершенствование инфраструктуры информационного пространства; господдержка развития экономической среды и человеческого капитала в данной сфере; информационно-навигационное обеспечение автомобильных маршрутов по транспортному коридору "Восток-Запад".
Общий объем финансирования программы, по предварительным расчетам, составляет 17 845 127,24 тыс. руб. Определены ожидаемые конечные результаты реализации программы.
Постановление КМ РТ от 16 декабря 2013 г. № 995 "О государственной информационной системе Республики Татарстан "Информационная система о государственных и муниципальных платежах Республики Татарстан".
Определены участники государственной информационной системы "Информационная система о государственных и муниципальных платежах Республики Татарстан". Это исполнительные органы государственной власти республики и органы МСУ, являющиеся главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, а также государственные и муниципальные бюджетные, казенные и автономные учреждения. Функциональным оператором системы определен Минфин РТ.
На Минфин возложены обязанности по подключению участников к системе; обеспечению информационного взаимодействия между оператором государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах и участниками системы; ведению системы посредством формирования и контроля корректности классификаторов, формирования и утверждения шаблонов начислений. Функции технического оператора системы возложены на Мининформсвязи РТ.
Утверждено положение о системе, определяющее порядок ее функционирования, структуру и порядок информационного взаимодействия пользователей системы. В результате функционирования системы формируются информационные ресурсы. Например, единая база данных о сформированных начислениях, единая база данных об осуществленных платежах и др.
Постановление Правительства Москвы от 3 декабря 2013 г. № 780-ПП "О государственной информационной системе "Единая региональная навигационно-информационная система города Москвы".
Единая региональная навигационно-информационная система г. Москвы предназначена для сбора, анализа и предоставления навигационной и телеметрической информации о движении на территории города транспорта, оснащенного оборудованием ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, данных о собственниках ТС либо лицах, использующих их на ином законном основании и иных сведений. Сбор, обработка и хранение информации затрагивает, в частности, ТС, осуществляющие перевозки пассажиров, опасных грузов, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, эксплуатируемые в сфере ЖКХ, скорой и неотложной медицинской помощи и другие транспортные средства, зарегистрированные в информационной системе.
Пользователями системы являются автоматизированный центр контроля и надзора Ространснадзора, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти города, подведомственные им организации, органы местного самоуправления, экстренные службы, а также другие организации.
Информационное взаимодействие с использованием системы осуществляется на безвозмездной основе.
Административный регламент Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области предоставления государственной услуги по предоставлению пользователям на платной и бесплатной основе информации из государственных информационных ресурсов и информационных систем Московской области, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области (утв. распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 2 декабря 2013 г. № 116).
Утвержден административный регламент Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области оказания государственной услуги по предоставлению пользователям на платной и бесплатной основе информации из государственных информационных ресурсов и информационных систем Московской области, находящихся в ведении названного министерства. Закреплено, что непосредственным исполнителем названной услуги является структурное подразделение Министерства сельского хозяйства, являющееся держателем запрашиваемой информации. Государственная услуга предоставляется юридическим и физическим лицам, обратившимся с запросом о предоставлении информации в письменной или электронной форме. Сведения о порядке оказания услуги предоставляются в форме индивидуального и устного, публичного и письменного консультирования. Срок предоставления услуги с учетом возможной необходимости обращения в организации, участвующие в предоставлении такой услуги, составляет не более 15 дней со дня регистрации запроса. Результатом предоставления государственной услуги является получение заявителем запрашиваемой им информации либо отказа в ее выдаче и направление уведомления об отказе в предоставлении информации.
Утверждены состав, последовательность и сроки административных процедур, требования к порядку их выполнения. Установлены формы контроля за выполнением регламента и досудебный порядок обжалования действий должностных лиц. В целом, надлежащее исполнение регламента позволит упорядочить последовательность административных действий, уменьшить количество бюрократических процедур и обеспечить законность при оказании услуги.
Постановление губернатора Новосибирской области от 18 декабря 2013 г. № 305 "Об утверждении административного регламента исполнения министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области полномочия по лицензированию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Новосибирской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") (в части осуществления государственной функции по контролю соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности)".
Контроль соблюдения лицензионных требований является частью государственной функции лицензирования образовательной деятельности. Государственная функция исполняется управлением лицензирования, аккредитации, контроля и надзора министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.
Исполнение государственной функции осуществляется путем проведения плановой или внеплановой проверок в выездной или документарной форме. Проверки проводятся в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность. Предметом проверок являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, соответствие работников лицензионным требованиям. Срок проведения каждой из проверок составляет 20 рабочих дней; в отношении субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
Регламентом установлены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, определены права и обязанности должностных и проверяемых лиц, порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, и его должностных лиц.