Электронные госуслуги: проблемы и альтернативы
Предоставление государственных услуг в электронной форме включает в себя не только организацию межведомственного электронного взаимодействия. Согласно ФЗ-210, государственная услуга считается оказываемой в электронной форме при условии, что она оказывается с использованием Единого портала государственных услуг. Полный цикл предоставления услуги включает в том числе электронную подачу заявления на предоставление услуги и отслеживание хода ее предоставления.
Для электронной подачи заявления необходимо обеспечение его юридической значимости, но у большинства граждан нет ни сертификатов электронной подписи, ни средств криптографической защиты. С принятием ФЗ-63 появилась возможность использования простой электронной подписи, не требующей задействования криптографических средств, но требующей обеспечения идентификации заявителей. На Едином портале государственных услуг идентификация граждан осуществляется через Почту России и пункты обслуживания клиентов ОАО "Ростелеком". В частности при получении кода активации посредством Почты России предполагается, что заказное письмо, содержащее специальный код, может быть получено адресатом только при предъявлении паспорта, однако на практике это не всегда так. К тому же почта не несет какой-либо ответственности за нарушение правил доставки, поэтому сейчас разрабатываются различные способы достоверной идентификации – от использования универсальной электронной карты до существующей инфраструктуры сотовых операторов и платежных систем.
Но в процессе предоставления услуги могут возникать самые различные проблемы — от технических сбоев до нарушений со стороны государственных учреждений. Например, при необходимости обжаловать непредоставление услуги у граждан должна быть возможность подтверждения факта подачи заявления. Однако сейчас непонятно, у кого можно получить такое подтверждение в письменном виде. Очевидно, что оператор Единого портала госуслуг — Минкомсвязи РФ — физически не в состоянии выполнять данные функции (без создания широкой филиальной сети).
Ключевым преимуществом использования Единого портала госуслут должна стать возможность подачи через него заявления на получение услуги. Для получения практически всех государственных услуг требуется подача не только заявления, но и некоторого комплекта документов. Частично это можно сделать через СМЭВ, однако не все необходимые документы находятся в распоряжении госорганов (трудовые книжки, различные договоры, справки из негосударственных организаций и т. п.). Например, одним из наиболее часто востребованных документов является справка о составе семьи, а в большинстве случаев ее выдает организация ЖКХ, которая практически всегда — частная компания.
Кроме того, согласно изменениям в ФЗ-210, список документов, которые нельзя требовать у гражданина, значительно сокращен. Из него исключены документы, которые постоянно находятся на руках у граждан. При подаче документов традиционным образом (посредством личного посещения) это вполне логично, но при подаче заявления через Интернет данные документы недостаточно просто отсканировать. Электронного нотариата, способного делать на основе бумажных документов их электронные аналоги, в стране нет. В результате количество услуг, которые можно заказать с помощью Единого портала госуслуг, ничтожно мало (в основном это только услуги, связанные с предоставлением различного рода информации). То есть получается, что предоставление госуслуг в электронной форме — это все-таки "химера"?
Для поиска выхода из тупика полезно обратиться к опыту банковской системы. При осуществлении расчетных операций в электронной форме не предполагается, что граждане взаимодействуют напрямую с Центробанком (хотя в данном случае существует региональная сеть), — в качестве посредника, как и при бумажном взаимодействии, выступают коммерческие банки. Они же занимаются вопросами идентификации и разрешения проблемных ситуаций.
Аналогичным органом при предоставлении государственных услуг могут быть многофункциональные центры предоставления государственных услуг (МФЦ) — организации различных правовых форм, уполномоченные предоставлять государственные и муниципальные услуги, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна". Согласно закону ФЗ-210, МФЦ могут одновременно предоставлять интересы как заявителей, так и государственных органов. МФЦ осуществляют прием документов от заявителей, передачу их в соответствующие госорганы на исполнение, отслеживание хода предоставления услуги, а также выдачу результатов заявителям.
Многофункциональные центры могут осуществлять гарантированную идентификацию граждан. Во многих МФЦ все документы, подаваемые заявителем, сканируются, заверяются ЭЦП и электронно отправляются в госорганы. В последующем данные документы могут быть использованы заявителем повторно при подаче электронного заявления через специализированный портал. Если имеющихся документов для подачи электронного заявления все же недостаточно, то при подаче документов лично через МФЦ ранее сданные документы повторно могут не требоваться. Одновременно МФЦ могут быть органом, куда заявитель может обратиться при возникновении у него проблем в процессе предоставления государственных услуг, запрошенных как в традиционной, так и в электронной форме.
Для того чтобы госорганы могли запрашивать через СМЭВ недостающие документы, находящиеся в других ведомствах, необходимо, чтобы в них были соответствующие информационные системы (клиентские компоненты). Оперативное присоединение к СМЭВ всех государственных органов и органов местного самоуправления является весьма непростой задачей. В то же время данная функция также может быть возложена на многофункциональные центры. Они могут запрашивать недостающие документы при подаче заявлений в любые государственные органы.
http://www.admreforma.ru/blogs/post/view/12