Бумажные паспорта в России прекратят выпускать через 2 года в целях экономии
ФМС намерена прекратить выдачу бумажных паспортов не с 2025 г., как планировалось ранее, а уже с 2016. Вместо них граждане будут получать удостоверения личности в виде пластиковых карт с чипом. По информации CNews, перенос срока отказа от бумажных документов на более ранний вызван желанием ведомства сэкономить – поддерживать одновременно инфраструктуры бумажных и электронных паспортов слишком дорого и трудоемко.
Федеральная миграционная служба (ФМС) предлагает полностью отказаться от выдачи внутренних бумажных паспортов уже с 2016 г. Это следует из доработанного законопроекта «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», размещенного на официальном портале раскрытия информации о готовящихся нормативных актах.
За полгода до этого, с 1 июля 2015 г., в нескольких регионах (по информации CNews, их будет не более четырех) стартуют пилотные проекты по выдаче удостоверений личности на пластиковых картах с чипами, а с начала 2016 г. такие «электронные паспорта» начнут выдаваться во всех российских регионах вместо бумажных документов.
Предыдущая версия законопроекта предполагала, что период с 2016 по 2025 гг. будет переходным. В этот промежуток времени планировалось выдавать и бумажные, и электронные паспорта - по выбору гражданина. Но ФМС решила сэкономить, рассказал CNews источник, знакомый с планами ведомства.
Сейчас процесс подготовки паспорта выглядит следующим образом: бланки документов печатаются на «Гознаке», затем они отправляются на хранение в территориальные управления ФМС (доставкой занимается Государственная фельдъегерская служба). Персонализация происходит на местах – личные данные граждан печатаются на бланках с помощью специальных принтеров.
Обслуживание этой цепочки включает затраты на логистику, хранение, принтеры и расходные материалы, поддержку ИТ-инфраструктуры, обучение сотрудников и т.д., говорит собеседник CNews.
Пластиковые удостоверения личности, по его словам, будут персонализироваться сразу на «Гознаке» (сейчас также осуществляется персонализация загранпаспортов), после чего доставляться в регионы фельдъегерской службой. Соответственно, сократятся расходы, связанные с принтерами и с хранением, а также уменьшится время, которое сотрудники управлений ФМС тратят на подготовку паспортов.
«Но если долго содержать два параллельных процесса по выдаче и паспорта, и пластикового удостоверения личности, то по ряду статей затраты фактически удвоятся, - объясняет собеседник CNews. – В частности, это касается затрат на обучение и поддержку».
Кардинальных переработок ИТ-системы в связи с заменой бумажных паспортов на пластиковые карты не понадобится, считает источник. Сейчас реестр выданных бумажных паспортов хранится в Государственной информационной системе миграционного учета (ГИСМУ). Информация о новых удостоверениях также будет заноситься в нее.
Для этого, по словам собеседника CNews, понадобиться доработать программное обеспечение, расширить каналы связи и докупить оборудование.
На пластиковом паспорте будут напечатаны фамилия, имя, отчество гражданина, дата и место рождения, пол, дата оформления удостоверения и срок его действия, личная подпись и цветная фотография, ИНН и СНИЛС, а также ряд технических данных.
Эта же информация будет продублирована на чипе. Также в него планируется записывать средство квалифицированной электронной подписи, с помощью которой граждане смогут идентифицироваться на портале госуслуг (для этого ГИСМУ будет интегрирована с Единой системой идентификации и аутентификации, используемой на портале).
Поскольку вся информация, необходимая для удостоверения личности, будет напечатана на внешней части карты, органам власти, полиции, банкам и другим организациям, требующим предъявление паспорта, не придется в обязательном порядке закупать считывающие ридеры, говорит собеседник CNews: «Верификация, как и прежде, будет производиться глазами».
В то же время, гражданам, желающим использовать новый паспорт для получения электронных госуслуг, ридеры понадобятся. Единственное ограничение, которое на них накладывается, заключается в том, что они должны быть бесконтактными.
Банковских приложений на пластиковое удостоверение записываться не будет, как не будет данных и о водительском удостоверении.
«Проблема в том, что это изменяемые данные, и в случае их записи на карту каждый раз при их изменении придется перевыпускать карту, т.к. в целях безопасности чип будет закрыт для записи какой-либо информации после персонализации, - объясняет собеседник CNews. - А если разрешить запись, то нужно будет определять, какие органы ответственны за внесение данных, обеспечивать их специальными защищенными терминалами, организовывать специальные режимы доступа на объекты и т.д., но это очень сложно и дорого».
В то же время, по словам источника, ничего не мешает использовать «электронный паспорт» как ключ к банковскому счету. В этом случае пластиковое удостоверение можно будет использовать для оплаты покупок и снятия денег в банкоматах при условии наличия бесконтактных считывателей.