Многофункциональный центр в Грозном Чеченской республики - принцип "Одного окна"
Многофункциональный центр работает по принципу однократного обращения заявителя. Здесь можно быстро и качественно оформить документы. Без очередей и траты времени.
Например, кадастровый учёт объектов недвижимости, оформление правовых документов, жилищные вопросы. Принимают пока только жителей столицы. Для этого необходим минимальный набор документов: паспорт, СНИЛС, страховка. Все остальные справки специалисты МФЦ готовят без участия заявителя.
Центр открыт в апреле этого года и финансируется мэрией столицы. МФЦ отправляет запрос в Госорганы для получения нужных документов человеку. Пока центр оказывает 21 вид госуслуг. Причём всё это бесплатно. Структура молодая и не успела полностью отработать техническое взаимодействие с ведомствами. Работают каждый день кроме выходных без перерыва на обед.
Сегодня, через многофункциональный центр Грозного можно получить госуслуги, обратившись в одно окно, от шести госорганизаций.
Более подробный список оказываемых грозненцам госуслуг можно увидеть на интернет-сайте МФЦ и по справочным номерам телефонов.
Один из госорганов, который присылает ответы на запросы МФЦ – Управление Росреестра Республики, или как его называют в народе – Регпалата. В период летних отпусков здесь часто бывают большие очереди. Люди привыкли по старинке сами приходить и оформлять права на недвижимость. Да и подача документов через Интернет сайт госуслуг тоже пока не налажена. В этом году обработано лишь 15 онлайн заявок. Время их обработки также как и при личном присутствии – 20 дней. Однако позволяет человеку явиться только один раз, избежать очередей и сэкономить время.
Главная задача электронного документооборота – снизить зависимость человека от чиновника. Вторая форма, после МФЦ – это федеральная программа «Электронное правительство». Дома, с помощью компьютера и выхода в Интернет, получив предварительно код и пароль доступа для цифровой подписи – заявитель в Чечне уже может получить некоторые госуслуги. Все каналы связи защищены. Информация дублируется и резервируется. Например, обычное получение загранпаспорта, занимает 30 дней и требует личного присутствия на промежуточных этапах. С помощью интернета на сайте госуслуг это займёт 15 дней. Прийти нужно будет только за готовым паспортом. Регистрация автомобиля занимает минимум три часа и долгую очередь. Уже в следующем году, портал госуслуг позволит избежать очередей и сократить время регистрации транспорта до 50 минут.
Мы решили рассмотреть этот вопрос на примере Грозненского района. Большинство людей вообще не слышали о возможностях единого окна или подачи документов госуслуг через Интернет. Пенсионер Шовхан Жабраилов, отец большого семейства, живет в Толстой-юрте. Нередко пользуется Интернетом. Чаще – для связи с одноклассниками и друзьями. Говорит, если бы знал о госуслугах в сети – давно попросил бы сына научить его пользоваться ими.
Чтобы человек хорошо разбирался в этом, госорганизации не спешат. В выбранном нами муниципалитете к этой проблеме, видимо, не отнеслись со всей ответственностью. Тут считают, что люди к этому еще не готовы, просто не поймут.
Перспектива далеко, а реальность рядом. Для большинства граждан республики, возможности Интернет-портала госуслуг и Многофункциональных центров всё ещё непонятны или вообще недоступны. В регионе за последние три года действия федеральной программы, не открыт ни один МФЦ для сельских жителей. Эта задача возложена Москвой на Региональное министерство экономического развития.
Завершение строительства Республиканского МФЦ планируется до конца 2013 года. Между тем региональное отделение «Почты России», имеет широкую сеть своих зданий по всей республике, часть которых возможно, по рекомендации Федерального центра, переоборудовать под недостающие МФЦ. Однако, как нам сообщили в Минэкономики, почтовики разводит руками, и просят полмиллиарда рублей. Между тем, времени осталось мало. В конце января 2013 года, на совещании в Правительстве Глава республики твёрдо поставил задачу перед чиновниками – быстро решить проблемы жителей с оформлением прав на свою недвижимость.
В случае искусственных препятствий или выявления фактов вымогательства у людей за оформление документов – виновные, по словам Рамзана Кадырова, будут уволены с работы. Общие данные по количеству бюджетников и госслужащих в республике, еще не подавших документы на регистрацию своей недвижимости – будут получены первого октября. Однако уже сегодня, известны первые данные по статистике того же района. С начала года, только половина бюджетников, успели подать документы на оформление прав своей недвижимости. Между тем, компания «ВайнахТелеком» выступила подрядчиком Министерство транспорта и связи, для подведения каналов связи в каждый будущий МФЦ. Руководство компании даже готово бесплатно предоставить под обустройство центров свои некоторые здания. Однако, по их словам, с письменным предложением к ним пока никто не обращался.
В январе 2013 года, премьер-министр России, в ходе осмотра МФЦ в Лефортово, отметил, что все граждане России через 3 года должны получать госуслуги по принципу "одного окна". Здесь же Дмитрий Медведев провел селекторное совещание с главами регионов страны. Создание подобных центров, по его словам, идет не так активно как в столице России.
Ваха Мусаев, грозненский юрист с восьмилетним стажем, уже давно старается общаться с властями без бумажной волокиты. Например, свой загранпаспорт, столичный адвокат получил именно через Интернет портал госуслуг. Просто отослав цифровую фотографию, заполнив анкету и оплатив госпошлину через глобальную сеть.
В сёлах пока работают по старому принципу бумажного оформления документов. Например, для жителей Толстой-юрта, в людных местах развешаны специальные плакаты с просьбой - оформить права на недвижимость до конца 2013 года для бюджетников и до конца 2014 для остальных. В этом селе, свыше трёхсот бюджетников уже подали документы на регистрацию своих земель и домовладений. Однако остальная категория пока не спешит с этим.
Чтобы включить людей в процесс электронного документооборота – надо дать знать им, что это возможно. Открытие сети многофункциональных центров в республике, плюс Интернет портал госуслуг снимут очереди и сэкономят время. Воспользоваться системой "одного окна" к концу 2015, постановлением Владимира Путина, должны уже 90 процентов россиян.
-
Хеда Мустаева это нравится