Электронная регистрация прав на недвижимость будет доступна в 2014
Глава Росреестра Наталья Антипина рассказала "Интерфаксу" о первостепенных задачах ведомства, включая взаимодействие с гражданами через Интернет, и о самых актуальных проблемах
Росреестр оказывает более 20% всех госуслуг, и многим гражданам памятно получение услуги по регистрации недвижимости или выписки из госкадастра недвижимости. В конце июня правительство утвердило концепцию новой ФЦП "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости" до 2019 года стоимостью 62,7 млрд рублей.
О том, какие проблемы решит эта ФЦП, о мерах по борьбе с коррупцией в ведомстве и о том, когда граждане смогут все услуги получать в электронном виде через Интернет в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Алексею Уварову рассказала глава ведомства Наталья Антипина.
- Наталья Николаевна, деятельность Росреестра всегда находится, что называется, "на виду", и посещение гражданами отделений Росреестра, мягко говоря, не всегда вызывает положительные эмоции. Как вы сами оцениваете перемены, которые происходят в сфере предоставления ведомством госуслуг населению и бизнесу?
- Перемены есть. За последнее время мы сократили сроки предоставления государственных услуг по регистрации прав и кадастровому учету с 30 до 20 дней. Запустили интернет-портал Росреестра, на котором представлены полезные электронные сервисы, предоставили возможность гражданам и бизнесу получать 3 из 4 основных услуг Росреестра в электронном виде. Только за этот год доля наших электронных услуг увеличилась с 5% до 38% по отдельным направлениям. Открыли федеральный ведомственный колл-центр Росреестра, который за прошлый год обработал 1,4 млн. звонков.
Наши услуги стали доступнее. Полномочиями предоставления четырех наиболее массовых услуг Росреестра - постановки на кадастровый учет, регистрации прав на недвижимое имущество, предоставления сведений из кадастра недвижимости и реестра прав - теперь наделены МФЦ (многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг) и филиалы кадастровой палаты.
Количество документов, которые должны представить заявители для получения услуг, стало меньше. Организовано межведомственное информационное взаимодействие, гражданам больше не нужно обращаться в другие органы власти для сбора сведений, если им нужно получить нашу услугу - все необходимые документы Росреестр запрашивает самостоятельно.
- А качество услуг как оцениваете?
- У нас есть четкая система показателей качества - внутриведомственный рейтинг. В 2011 году мы разработали методику мониторинга деятельности всех наших подразделений в части предоставления услуг. Это систематическая процедура сбора и расчета 100 различных показателей, среди которых: количество всех оказанных услуг, динамика электронных услуг, соблюдение стандартов и сроков, наличие жалоб и судебных исков, производительность сотрудников, организация работы с МФЦ и другие показатели. Часть показателей пока мы мониторим в ручном режиме, но в перспективе будем переводить в автоматизированный вид.
Всего мы оцениваем 166 подразделений, включая все наши территориальные отделения и филиалы кадастровых палат. По итогам 2012 года лучшие - Челябинская, Калининградская и Самарская области. И из кадастровых палат лучшие - Республика Хакассия, Бурятия и Оренбургская область.
Пока в худших регионах Санкт-Петербург. Мы персонально по этому региону разработали план повышения качества и доступности услуг, а в июле подписали соглашение с правительством Санкт-Петербурга, нашли пути и способы решения этих вопросов. Если в прошлом году у нас были серьезные жалобы из нескольких регионов, то сейчас ко мне в основном поступают обращения граждан по Санкт-Петербургу. Есть сигналы по вопросам качества услуг в Екатеринбурге, Московской области - эти регионы находятся в зоне особого внимания центрального аппарата Росреестра.
- Возможность пожаловаться - это, конечно, хорошо. Но что делать гражданам, когда они пришли подавать документы на регистрацию, а там очередь на три часа, ведь с помощью жалобы документы не зарегистрируешь?
- То, что человек пришел и ждет в очереди - это, конечно, неправильно. Сейчас мы предлагаем записаться на прием заранее: на сайте ведомства или через центр телефонного обслуживания Росреестра. Можно выбрать удобную дату, записаться на конкретный час и не терять время в очереди.
- Но запись иногда расписана на две недели вперед, а сделка обычно не требует отлагательства. Что в этом случае делать - платить риэлтору, который знает, как без очереди и без записи занести документы?
- Обратиться в МФЦ. Услуги Росреестра в настоящее время присутствуют в таких центрах, в них предоставляются: государственная регистрация прав, постановка на кадастровый учет, получение сведений из государственного реестра прав на недвижимость (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН).
Вот реальный пример: в Санкт-Петербурге была большая проблема - в нескольких офисах Росреестра собирались огромные очереди, там же предлагали свои услуги и риэлторы, и так называемые посредники. Мы увеличили количество "окон приема" документов за счет МФЦ, теперь в Петербурге уже 33 таких центра, в которых предоставляются услуги Росреестра.
- Какой процент документов по вашей тематике уже подается через МФЦ в целом по России?
- Сейчас услуги Росреестра можно оперативно получить в 474 МФЦ в 65 регионах. Документы на регистрацию прав и кадастровый учет можем принимать и мы, и МФЦ, но наша задача - отойти от этого процесса вообще, передать его в МФЦ. Но сначала мы должны наладить четкое взаимодействие с многофункциональными центрами, потому что если будет какой-то сбой с предоставлением наших услуг в МФЦ, то, соответственно, претензии пойдут к нам, и мы должны будем на них ответить. Мы взяли эту ситуацию под контроль, ежемесячно проводим совещания с региональными органами власти и процесс движется.
Если говорить о востребованности тех или иных наших услуг в МФЦ, то по государственной регистрации прав мы оказываем в многофункциональных центрах более 7% от общего объема этой услуги, по постановке на кадастровый учет - 13%. По предоставлению сведений из ГКН на МФЦ приходится 11%, сведений из ЕГРП - 6%. Это невысокий процент, но мы только начинаем. На 2013 год мы ставили себе задачу достичь объема оказания 30% всех наших услуг через МФЦ, но не все от нас зависит, здесь важно движение с двух сторон, и мы активно развиваем этот процесс. К 2015 году мы планируем оказывать через МФЦ 50% услуг Росреестра, организованных по принципу "одного окна". Есть 2 региона, которые уже достигли этих показателей - Краснодарский край и Ямало-Ненецкий автономный округ. А в 2018 году, согласно дорожной карте, уже 90% от общего объема услуг Росреестра будут предоставляться в МЦФ.
- Какие шаги предпринимаются для борьбы с коррупцией в региональных управлениях Росреестра (в последние недели стало известно о двух довольно громких уголовных случаях - в Подмосковье и Башкирии)?
- Такая проблема действительно существует. В Росреестре действует комплексная система мер по противодействию коррупции - работает специализированное управление, во всех регионах в территориальных органах есть подразделения по профилактике коррупционных нарушений. Они проводят регулярные проверки сведений о руководителях и некоторых категориях сотрудников - изучается информация об их деятельности и имуществе. Только в первом полугодии этого года мы провели почти 330 таких внутренних проверок. Кроме того, в Росреестре в каждом регионе созданы "комиссии по конфликту интересов", которые рассматривают факты несоблюдения госслужащими норм служебного поведения.
Мы обязательно изучаем все обращения, поступившие от граждан на наш единый телефон доверия (495) 917-38-25, на электронную почту Росреестра и в виде письменных заявлений, передаем сведения в правоохранительные органы. В 2012 году мы получили 171 обращение от граждан, изучили все факты и передали в правоохранительные органы информацию о 96 случаях.
В этом году в правоохранительные органы нами только за первые семь месяцев было направлено уже 69 сообщений о нарушениях законодательства сотрудниками территориальных отделений Росреестра, 18 сотрудников привлечены к ответственности - дисциплинарной и уголовной, многие уволены.
Естественно, необходимо работать с условиями, которые являются причиной коррупционных правонарушений, совершенствовать законодательство и порядок проведения учетно-правовых процедур, исключать из них коррупциогенные факторы. Этим мы также занимаемся - подготовка новых правовых актов, внедрение новых методов учета и регистрации, разработка электронных сервисов - это наша дорожная карта на ближайшие пять лет.
Кроме того, в этом году мы разрабатываем стратегию кадровой политики для Росреестра. Нам нужно отобрать и сделать кадровый резерв, это непростая и многоплановая работа. Я знаю, что в нашей системе есть много высокопрофессиональных специалистов, которых нужно просто увидеть, дать им возможность роста, назначать на новые должности. У каждого сотрудника должно быть понимание, что есть следующая профессиональная ступень, которую он может занять. У нас уже появилось новое слово - ротация. Есть закон о государственной гражданской службе, его механизмы внедряются и в деятельность Росреестра.
- Часто коррупционные схемы возникают при ускорении процедуры регистрации прав собственности.
- Что касается срочности, то я категорически против ускорений рассмотрения заявлений о регистрации, считаю, что это признак коррупционной составляющей. Сейчас мы разрабатываем единый учетно-регистрационный процесс, который будет четко нормирован. В соответствии с дорожной картой мы должны сократить процедуру регистрации прав с 20 календарных дней сейчас до 7 дней к 2018 году, и ничего уже не надо будет ускорять. Эта работа у нас в числе приоритетов, в следующем году мы реализуем пилотный проект в Калужской области.
- В конце июня правительством была утверждена концепция новой федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости". Для реализации этой программы с 2014 по 2019 год из бюджета потребуется 62,7 млрд рублей. На основе каких критериев вы оцениваете и будете оценивать ее эффективность?
- Основная цель ФЦП - создать единый реестр недвижимости. Эта программа рассчитана на 6 лет - до 2019 года, и за время мы планируем объединить два базовых ресурса: государственный кадастр недвижимости (ГКН) и единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) в единый государственный реестр объектов недвижимости.
Для того чтобы создать единый реестр, нам нужно централизовать наши базы данных ЕГРП в каждом регионе. Эту задачу мы решим за 2014 год. К этому времени должен быть принят федеральный закон, предусматривающий объединение регистрации прав и кадастровый учет в единую процедуру. В рамках этой работы мы также будем проводить оцифровку наших бумажных архивов. Это необходимо, чтобы мы могли не только хранить гигантские объемы бумажных документов, но и использовать имеющиеся в них данные в электронном виде, оперативно получать необходимую информацию из архивов, в том числе в тех случаях, когда услуга по регистрации прав будет оказываться экстерриториально - этот принцип мы закладываем в основу нашей будущей регистрации. Одновременно с переносом данных из бумажных архивов в электронную форму мы будем создавать техническую возможность предоставления услуги по регистрации прав в электронном виде. К 2018 году 70% всех услуг Росреестра должны стать электронными.
Оценка достижения целей ФЦП будет проводиться на протяжении всего периода ее реализации с использованием системы целевых индикаторов и показателей. Например, доля граждан, положительно оценивающих качество работы регистрационных органов, должна достичь 90%, срок государственной регистрации прав на недвижимость сократиться до 7 дней, срок постановки на кадастровый учет - до 5 дней, время ожидания заявителями в очереди составлять не более 10 минут.
- Экстерриториальная регистрация, это когда, например, из Хабаровска я могу подать документы в электронном виде на регистрацию недвижимости в Калининграде?
- Да, появится возможность подачи документов для регистрации прав и кадастрового учета в любом офисе подачи документов Росреестра или МФЦ, независимо от места нахождения объекта недвижимости
- И когда такая возможность появится у населения?
- Нормативный срок завершения организационно-технического внедрения этой услуги - март 2018 года, но будем стараться сделать это раньше.
- Возвращаясь к теме регистрации, в июле был принят закон, согласно которому с 1 октября 2013 года можно будет зарегистрировать права на землю, квартиру или дом в электронном виде. Каков будет механизм этой регистрации?
- Если внимательно почитать этот закон, то в нем написано, что Минэкономразвития должно издать ряд приказов, чтобы внедрить механизм электронной регистрации. Насколько я знаю, часть документов уже готова и проходит процесс согласования, часть в стадии подготовки, работа ведется интенсивно. После принятия ведомственных нормативных правовых актов мы в течение нескольких месяцев завершим организационное и технологическое внедрение услуги. Электронная регистрация прав будет доступна в 2014 году.
Сама процедура подачи электронных заявлений на регистрацию будет очень простой - всего несколько шагов: заполняете форму заявления на сайте Росреестра, прилагаете электронные документы и оплачиваете госпошлину (этот сервис также будет реализован на нашем сайте). Сразу после заполнения формы и оплаты пошлины мы проинформируем вас, что документы получены и начнем работу с ними. Процесс заполнения и оплаты будет сопровождаться подсказками на сайте.
Электронные формы и процедуры взаимодействия с сайтом мы постараемся сделать максимально понятными, чтобы электронными услугами могли воспользоваться граждане разного возраста и с разной степенью компьютерной грамотности.
- А где можно будет получить квалифицированную электронную подпись, чтобы иметь право подавать документы в электронном виде?
- Это также будет регламентировано в ближайшее время в приказе Минэкономразвития.
- То есть граждане могут даже не знать, где находится офис Росреестра?
- Да. Для этого все и делается, чтобы минимизировать контакт с сотрудниками Росреестра, исключить человеческий фактор и решить, в том числе, вопрос с коррупцией. Недавно я была в Армении, которая находится в рейтинге Всемирного банка Doing Business на третьем месте в мире по показателю "регистрация прав". Там регистратор не знает заранее, какое дело он будет сегодня рассматривать. Применяется метод случайной выборки документов. И то же самое должно быть у нас - регистратор не должен знать, информация по каким объектам недвижимости к нему придет.
- То есть сотрудник после введения принципа экстерриториальной регистрации сможет рассматривать заявление вообще из другого региона страны?
-Да. Он рассматривает заявление исключительно с точки зрения соблюдения требований закона, проводит правовую экспертизу, проверяет законность сделки. Именно этот момент для меня очень важен, и это главный момент по противодействию коррупции.
- А какая задача пред Росреестром стоит в плане продвижения России в рейтинге Doing business?
- Сейчас мы на 46-м месте по показателю "регистрация прав". Согласно "дорожной карте" мы должны войти в четверку стран к 2018 году. Росреестр активно работает в этом направлении, мы провели консультации с экспертами Всемирного банка - разъясняли и объясняли им, что мы делали, как улучшаем ситуацию с регистрацией прав. Улучшения в работе учетно-регистрационной сферы уже имеются, например, мы уже сократили срок регистрации с 30 до 20 дней, а с 1 октября он составит уже 18 календарных дней.
За счет чего произойдет такой скачок в рейтинге? Прежде всего, за счет создания единого государственного реестра объектов недвижимости, в который войдут выверенные сведения из государственного кадастра недвижимости и реестра прав. С момента его создания станет возможна единая учетно-регистрационная процедура - это позволит снизить издержки для граждан и бизнеса, риски операций на рынке недвижимости, повысить устойчивость рынка недвижимости в целом.
- Некоторые СМИ писали о претензиях к Росреестру по поводу создания картографической основы Государственного кадастра недвижимости (ГКН) - якобы эти работы не были согласованы ни с Минобороны, ни с ФСБ. Как вы реагируете на эти претензии?
- Ни ФСБ, ни Министерство обороны никогда не направляли в адрес Росреестра претензий, потому что в кадастровых картах не содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Для создания картографической основы госкадастра недвижимости используются космические снимки высокого разрешения, в которых содержатся открытые данные. Снимки с аналогичным разрешением и теми же данными можно в любой момент увидеть в открытом доступе, например, на сервисах Яндекс.Карты и Google.Maps.
В соответствии с федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом. Росреестр как орган кадастрового учета обязан размещать на своем сайте публичные кадастровые карты. Требования к таким картам четко определены и всю работу по подготовке картографической основы кадастра Росреестр ведет с учетом необходимых правил и согласований.
- В прошлом году была завершена кадастровая оценка недвижимого имущества. Вы сами довольны качеством этой оценки?
- К качеству работы оценщиков, определяющих кадастровую стоимость объектов недвижимости, поступает большое количество нареканий. Граждане и представители бизнеса начали активно оспаривать результаты оценки.
В первом полугодии этого года в комиссии при Росреестре подано 2 тыс. 794 заявлений по результатам кадастровой оценки, из них только по 663 заявлениям принято отрицательное решение, то есть кадастровая стоимость осталась без изменения. По 1 тыс. 111 заявлениям принято решение в пользу заявителя - кадастровая стоимость была пересмотрена. Остальные заявления были отозваны гражданами (105) или не приняты из-за процессуальных нарушений (971), еще по 14 заявлениям решение не принято из-за отсутствия единогласия членов комиссии.
Сейчас существует ограничение срока для внесудебного обжалования кадастровой оценки - 6 месяцев. Росреестр выступил с инициативой увеличить этот срок. Соответствующий законопроект планируется принять до конца этого года - граждане получат возможность обжаловать результаты в течение всего периода до следующей кадастровой оценки, которая должна проводиться раз в пять лет.
Мы предлагаем гражданам уже сейчас ознакомиться с информацией о кадастровой стоимости своих объектов. Это можно сделать самостоятельно с помощью электронного сервиса "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн" на сайте Росреестра. Он позволяет узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости и рассчитать налог, правда, по максимальным ставкам, которые будут установлены федеральным законом после внесения изменений в Налоговый кодекс. Точные ставки и налоговые льготы будут устанавливаться органами местного самоуправления каждого муниципального образования при введении налога на недвижимость.
- Все ли регионы утвердили итоги проведенной массовой кадастровой оценки?
- В конце 2012 мы завершили кадастровую оценку объектов недвижимости по всей России, за исключением земельных участков. Четыре региона ее пока не утвердили: Ленинградская область, Республики Татарстан, Дагестан и Кабардино-Балкария. В Тверской области и Республике Марий Эл акты об утверждении результатов кадастровой оценки еще не вступили в силу, поэтому граждане и предприниматели пока не могут с ними ознакомиться.
- А почему не утвердили, законодательство не устанавливает конкретных сроков?
- Предельные сроки, конечно, есть, но последствий неутверждения этих данных в срок в законодательстве нет. Эти регионы не согласны с результатами оценки, возможно, что они будут проводить ее самостоятельно.
- А Росреестр сам внутренний аудит проводил по регионам, по муниципалитетам - действительно ли эта кадастровая оценка была сделана точно?
- У нас нет таких полномочий.
- То есть вы не можете оценить, насколько качественно была сделана эта кадастровая оценка? Получается, что все было отдано на откуп оценщикам, которые никакой ответственности не несут за результат своей работы. Если они неправильно оценивали, они ничем не рискуют?
- Мы можем судить о качестве оценки по количеству обжалованных решений. Здесь палка о двух концах - всегда кто-то будет недоволен. Гражданин будет недоволен, если высокая кадастровая стоимость и имущественные налоги вырастут. Муниципалитет будет недоволен, если стоимость низкая и у него уменьшится налогооблагаемая база. Поэтому должна быть установлена объективная рыночная стоимость.
Претензии к деятельности оценщиков явились поводом для подготовки "дорожной карты" по совершенствованию оценочной деятельности. В июне принят закон 113-ФЗ, который ввел аккредитацию образовательный учреждений, готовящих экспертов для саморегулируемых организаций оценщиков, которые в том числе проводят экспертизу отчетов по кадастровой оценке. Этот шаг устанавливает государственный контроль подготовки специалистов, это должно напрямую отразиться на качестве экспертизы и кадастровой оценки. Но необходимо дальнейшее совершенствование законодательства.
Конечно, есть вопрос со стандартами оценки, и здесь мы переходим на вопросы, которые касаются именно самой процедуры оценки, несовершенства законодательства об оценочной деятельности.
Мы выходим с предложением о том, что должен быть кардинально изменен подход к ответственности оценщика. Сейчас при наличии претензий к оценке суды привлекают в качестве ответчика Росреестр. Мы считаем, что претензии должны направляться к оценщикам и экспертам, которые давали положительные заключения на эти отчеты о кадастровой оценке. Должна быть независимая оценка этих отчетов, чтобы еще до утверждения они попадали в поле зрения предпринимателей и граждан, чтобы все через наш электронный сервис, содержащий фонд данных, увидели, какую оценку им закладывают, что хотят утвердить. Владельцы недвижимости должны активно участвовать в этом процессе. Но для этих нововведений необходимы изменения в законодательстве.
- Как будете информировать общественность? Какие электронные сервисы собираетесь запускать? Как граждане смогут сообщать об ошибках?
- Информировать граждан и бизнес о результатах кадастровой оценки для перехода к введению налога на недвижимость, разъяснить порядок ее обжалования - сейчас одна из главных задач Росреестра. В сентябре мы запустим новый электронный сервис "Фонд данных кадастровой оценки", он позволит увидеть отчеты о кадастровой оценке своих объектов, а если проводилась рыночная оценка - то и о ней. Также будет представлена информация о том, какие характеристики закладывались при исчислении кадастровой стоимости, какие ценовые факторы применялись оценщиками, какие объекты-аналоги использовались и иные сведения, которые легли в основу кадастровой стоимости.
Если использовались неточные характеристики объекта недвижимости или его стоимость завышена - можно обратиться в специально созданные комиссии по оспариванию результатов кадастровой оценки, которые действуют при территориальных органах Росреестра. Важно, чтобы обращение поступило в течение шести месяцев после даты внесения результатов оценки кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Подробная информация о том, как сообщить о неточностях в кадастровых данных, есть на нашем официальном сайте и подсайтах территориальных органов. Если появились вопросы, можно обратиться в ведомственный центр телефонного обслуживания, в ближайший офис Росреестра или кадастровой палаты - наши специалисты должны объяснить ситуацию, проконсультировать. Мы будем разбираться с каждым случаем.
Среди других полезных электронных сервисов, которые мы сейчас разрабатываем, - "Личный кабинет кадастрового инженера". С помощью "личного кабинета" кадастровые инженеры смогут подать документы для постановки на кадастровый учет, проверить качество данных, получить другие услуги и информацию.
Сервис "Доступ к информационному ресурсу", содержащий сведения ЕРГП и ГКН, позволит физическим и юридическим лицам в режиме реального времени просматривать и копировать в виде электронных документов сведения из единого реестра прав и кадастра недвижимости, проверять сведения и подписываться на изменения информации об интересующих их объектах недвижимости. Сведения из ЕГРП с помощью этого сервиса можно получить уже в течение года, сейчас мы дополняем ресурс сведениями из ГКН.
По всем нашим услугам и электронным сервисам мы запланировали комплекс информационных мероприятий до 2018 года и уже реализуем их во всех субъектах Российской Федерации. Проводятся "горячие" телефонные линии с руководителями и специалистами Росреестра - наши эксперты рассказывают о порядке получения услуг Росреестра, о новых электронных сервисах, о том, что всех интересует - кадастровой оценке, дачной амнистии и других жизненных ситуациях. Организуем семинары для кадастровых инженеров и оценщиков, для граждан старшего поколения проводим обучение работе с электронными услугами в рамках совместных программ с местными органами исполнительной власти. Для работы с жителями отдаленных населенных пунктов у нас во многих регионах созданы мобильные группы выездного приема - они приезжают, принимают заявления у граждан, рассказывают об изменениях законодательства, о том, как получить услуги из дома, через интернет.
Показатели динамики электронных услуг за последние полгода подтверждают, что гражданам это удобно, это работает, по некоторым услугам показатели увеличились в 6 раз - с 5 до 38%. И мы продолжим развивать наши электронные сервисы, повышать удобство для пользователя.
http://www.interfax.ru/txt.asp?sec=1483&id=323394