Как «Почта России» электронное правительство будет строить
Президент и министр связи Николай Никифоров достигли договорённости относительно состава исполнителей по проекту «Электронное правительство». Ими, согласно инсайдерской информации, полученной CNews, стали «Почта России» и ФГУП НИИ «Восход», известный своим участием во многих госпроектах, например, в разработке и внедрении биометрических паспортов.
Чем известна «Почта России» — ни для кого не секрет. Весьма вероятно, что теперь она станет оператором портала отечественных госуслуг (gosuslugi.ru) и будет подключать к нему граждан. Информационно-технологическое сообщество уже в трауре и предчувствует скорую кончину очередного госпроекта.
Что же касается «Восхода», то по плану, предложенному Минсвязи, он заменит «Ростелеком» и будет заниматься собственно разработкой и внедрением ИТ-систем, в том числе Системы межведомственного электронного документооборота. Однако, по данным CNews, в институте сегодня отсутствует необходимая для такой работы кадровая база. Чтобы закрыть эту лакуну, предприятие сейчас активно набирает людей.
До сих пор «Ростелеком» был практически монополистом в этой области, единой точкой как входа, так и выхода большинства государственных ИТ-инициатив. Теперь же, по всей видимости, за ним останется разработка некоторых федеральных информационных систем и предоставление услуг связи по проекту «Информационное правительство». Справедливости ради следует сказать, что «Электронное общество» также в ведении компании.
Необходимо отметить, что совсем недавно и «Почта России», и «Восход» поменяли руководителей. На должность главы «ПР» пришёл экс-генеральный директор российского подразделения Tele2 Дмитрий Страшнов, а НИИ теперь руководит Алексей Сивидов (экс-IBS, «АйТи» и «Ай-Теко»). Невольно приходит в голову мысль, что смена руководства в обеих компаниях связана с предстоящими перестановками в составе исполнителей «ЭП».
Для утверждения нового состава участников проекта Минкомсвязи должно внести в правительство необходимые предложения.
Интересно, что за несколько дней до того, как CNews стали известны данные подробности, Digit.ru опубликовал содержание подписанной Владимиром Путиным докладной записки, которую подал на ознакомление экс-министр связи и советник президента Игорь Щёголев.
Одной из тем записки также стало изменение состава исполнителей «Электронного правительства». Щёголев критиковал предложения Минсвязи по замене «Ростелекома» на НИИ «Восход». Как заявил советник президента, это является неэффективным, поскольку может привести к тому, что установленные президентом показатели охвата россиян электронными госуслугами — не менее 70% населения к 2018 году — не будут достигнуты.
Экс-министр связи предложил Путину указать правительству на необходимость заключения госконтрактов по «электронному правительству» на весь 2013 год. Также были предложены и другие коррективы по исполнению проекта.
Как пишет Digit.ru, 25 марта президент согласовал эти предложения со сроком исполнения по госконтракту — 1 апреля. Однако он так и не был заключён.
Итак, вопрос с подрядчиками государства по реализации «Электронного правительства» остаётся пока открытым. Что касается причин, по которым «Ростелеком» отчасти отстраняется от этого проекта, то они более или менее ясны: во-первых, это предстоящая приватизация предприятия (а исполнители госпроектов должны принадлежать государству), и, во-вторых, хор голосов, недовольных деятельностью компании. Особенно много их звучало из регионов.
Напомним: 30 апреля 2013 года истёк срок контракта по проекту «Электронного правительства», заключённого с «Ростелекомом» на сумму в 1 млрд руб. Продлён он не был. Сейчас, согласно докладной Щёголева, для продолжения работы требуется 3 млрд, однако денег на эти цели в бюджете не предусмотрено.
Несмотря на всю туманность ситуации и не слишком хорошую репутацию одного из планируемых исполнителей «Электронного правительства», директор Центра ИТ-исследований и экспертизы Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Михаил Брауде-Золотарев не видит в ней ничего трагического.
— Решение об изъятии функций оператора инфраструктуры электронного правительства у «Ростелекома» ожидалось давно, хотя на сегодня информацию об этом следует считать неподтвержденной. До официальных сообщений все комментарии носят условный характер. Тем не менее, я не разделяю прогнозы, что сам факт изъятия функций единственного поставщика у «Ростелекома» может привести к каким-то трагическим последствиям. Все отрицательные эффекты, связанные со сменой руководства Минкомсвязи и нарушившейся после этого управляемостью единственного поставщика со стороны министерства, по сути уже наступили. Сложившаяся патовая ситуация разрешиться могла заменой одной из сторон, и этой стороной оказался «Ростелеком». С одной стороны, это аппаратный успех министерства, с другой — с момента передачи инфраструктуры ответственность полностью окажется на нем.
Понятно, что «Ростелеком» за эти годы наработал компетенции, и терять их жалко, но я не удивлюсь, если некоторые из сотрудников и субконтракторов «Ростелекома» продолжат работать в проекте. Я даже не удивлюсь, если то же самое решит и «Ростелеком». Впрочем, ещё меньше я удивлюсь, если сотрудничать он не станет. В любом случае, задачи перед министерством и новыми подрядчиками стоят очень-очень (и еще много «очень») непростые, и как пойдут дела, ещё надо смотреть.
Идею разделения функций ныне единого оператора я поддерживаю. На мой взгляд, концентрация ресурсов и полномочий обычно (и это случилось и в случае «Ростелекома») приносит только краткосрочную отдачу. В среднесрочной и долгосрочной перспективе такие решения не окупаются: заказчик и общество оказываются в зависимости у ставшего слишком сильным игрока. В этом смысле разделение функций на разработку и эксплуатацию мне представляется правильным.
Как пояснил в беседе с «Однако» Александр Герасимов, специалист в области разработки и интеграции ИТ-систем, смена исполнителей проекта «Электронного правительства» может вообще не повлиять на конечный результат.
— Изменение генеральных подрядчиков здесь не столь важно, потому что всегда есть широкая кооперация, которая эту работу выполняет. Со стороны генподрядчика здесь, в первую очередь, идёт работа по идеологии построения системы. Если она будет выстроена правильно и будут выбраны правильные подрядчики, то, как минимум, хуже от этого не будет. С точки зрения идеологии системы, если посмотреть, например, на концепцию информатизации здравоохранения, то делается, в принципе, всё правильно. Там берётся за основу рыночный подход, ИС преподносится как сервис, обрабатываются консолидированные большие объёмы данных, предоставляется возможность работы с любых пользовательских устройств, то есть там применяется современный грамотный подход. Другое дело, как он будет реализован в «Электронном правительстве». Но тут не угадаешь.
Я думаю, что основная нагрузка падёт на «Восход», это организация с огромным опытом информатизации, в том числе и информатизации госсектора. Институт этим занимается ещё с 70-х годов. Основная идеологическая задача будет лежать на них, а «Почту России» выбрали просто как организацию, имеющую очень большое представительство в России, что необходимо для организации техобслуживания и так далее. Возможно, если речь пойдёт о выдаче, например, электронных ключей, то это тоже будет полезно. Ну, то есть, нужна большая филиальная сеть для выполнения функций, требующих физического присутствия пользователя.
http://www.odnako.org/blogs/show_25803/