Обезглавленная Почта
В конце прошлой недели во ФГЦП "Почта России" произошли вполне предсказуемые кадровые перестановки: генеральный директор предприятия Александр Киселев был отправлен в отставку, а на этот пост в тот же день был назначен бывший гендиректор российского подразделения Tele2 Дмитрий Страшнов. Аналитики в целом позитивно восприняли эту новость и уверены, что смена руководства изменит ситуацию на "Почте" в лучшую сторону. Однако видимых изменений для потребителей не произойдет в ближайшие два года, предупреждают они.
В прошлую пятницу стало известно об отставке Александра Киселева с поста генерального директора "Почты России". В тот же день, в соответствии с приказом Минкомсвязи России от 19 апреля 2013 года, на эту должность был назначен экс-гендиректор российского подразделения шведского сотового оператора Tele2 Дмитрий Страшнов.
В последние несколько лет на почтовом предприятии сложилась непростая ситуация: из 42 тыс. отделений около 70% – убыточны, практически вся инфраструктура изношена, требует замены автомобильный парк, необходимо строительство автоматизированных сортировочных центров, а также мест международного почтового обмена, где обрабатывается зарубежная почта. Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров уже неоднократно подчеркивал, что "перезагрузка" "Почты России" является одной из ключевых задач министерства. Последней каплей стал коллапс в столичных аэропортах, где скопилось около 500 тонн зарубежных посылок, ожидающих таможенного оформления. Решить эту проблему быстро и эффективно "Почте России" не смотря на все усилия не удалось.
В последнее время информация о скорой смене руководства предприятия регулярно появлялась в СМИ, но в Россвязи, которое до недавнего времени курировало "Почту", были против кадровых изменений в компании. Однако в начале апреля премьер-министр Дмитрий Медведев передал "Почту России" в непосредственное подчинение Минкомсвязи. Несколькими днями ранее, 29 марта этого года, Владимир Путин внес "Почту" в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ. В результате Минкомсвязи удалось освободить Александра Киселева от должности генерального директора "Почты России" и назначить на этот пост Дмитрия Страшнова.
Аналитики довольно позитивно оценивают кадровые перестановки на "Почте". "Он /Страшнов – прим./ успешный менеджер, который хорошо зарекомендовал себя в Tele2 и Phillips, поэтому "Почта России" с ним определенно будет двигаться в правильном направлении", - уверен управляющий директор HeadHunter Михаил Жуков. С ним согласен и президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров . "Опыт управления действительно эффективной компанией, одним из ключевых приоритетов которой является хороший сервис с низкой ценой для потребителя и низкими операционными издержками – это то, что нужно", - считает он. "Однако, помимо высоких профессиональных качеств, которыми, безусловно, обладает Дмитрий, ему потребуется серьезная политическая поддержка на уровне первых лиц государства. В нашей почте многое нужно менять, многих людей увольнять, и это будет битва, в которой Дмитрий должен иметь надежный политический щит", - добавил Жуков. По его мнению, первое, что стоит сделать новому генеральному директору, - это досконально изучить работу "Почты" по всей России. "Попутно он будет формировать стратегию "Почты России", которой сейчас нет. Затем очень важно нанять правильную управленческую команду, где будут люди из лучших почтовых сервисов мира, таких как Deutsche Post, USPS и Royal Mail, имеющие необходимый опыт выстраивания эффективной работы всех подразделений. Также в команду обязательно должны войти и российские менеджеры, знающие реалии работы организации", - добавил он. Помимо этого, по мнению Захарова, Страшнову необходимо будет в ближайшее время вызвать аудиторскую, налоговую, и прочие проверки, чтобы понять, что за "хозяйство" ему досталось.
По словам аналитика УК "Финам Менеджмент" Максима Клягина, основными последствиями кадровых изменений в топ-менеджменте "Почты России" должны стать ускорение реформирования корпорации и, в первую очередь, формирование консолидированной позиции относительно основных параметров развития почтового рынка, выбор единой стратегии развития "Почты". "До сих пор ключевыми спорными вопросами оставались механизмы формирования в отрасли нормальной конкурентной среды, перераспределение издержек, субсидирование убыточных направлений, а также разногласия относительно возможных источников существенных капитальных инвестиций, необходимых для модернизации "Почты", - добавил он. "В стратегическом плане корпорации, несомненно, необходимо концентрировать внимание на модернизации и расширении инфраструктуры, развитии логистики, автоматизации ключевых операционных процессов и общем повышении эффективности, на развитии сервиса. Комплексные реформы позволят решить системные проблемы и сформировать эффективного игрока на быстроменяющемся, конкурентном рынке", - уверен Клягин. По его словам, важную роль в достижении таких целей будет играть снижение социальной нагрузки на бизнес "Почты" и сокращение зависимости от государственных субсидий, для чего, по мнению аналитика, необходимо решить задачи финансирования, в том числе, вероятно, за счет запланированного акционирования корпорации. "В целом мы весьма позитивно оцениваем перспективы долгосрочного развития корпорации. На наш взгляд, решение декларируемых ключевых задач позволит выйти на качественно новый уровень бизнеса", - отметил Клягин.
Аналитики предупреждают: в ближайшее время потребителям не стоит ждать кардинальных улучшений в работе "Почте России". "Видимых потребителям изменений не стоит ждать в ближайшие два года", - уверен Жуков. "Все это время в компании будут идти внутренние процессы, которые вряд ли как-то будут нам заметны. Это будет внутреннее изменение организации, которое необходимо проводить в первую очередь, чтобы стали возможны реальные перемены в работе с потребителями услуг", - пояснил он. "Для примера можно взять "Сбербанк", где видимые потребителям перемены стали происходить только через 3-4 года после прихода Германа Грефа", - напомнил Жуков. По мнению Захарова, для того, чтобы почувствовать изменения в лучшую сторону, нужно не так много времени – не более года. "А превратить такого монстра, как "Почта России", в современное предприятие можно не быстрее, чем лет за пять", - добавил он. "Весь вопрос, насколько свободен в своих действиях будет новый управляющий", - отметил Захаров.
По мнению экс-замглавы Минкомсвязи Наума Мардера, курировавшего в министерстве, в том числе, и почтовую связь, решение проблем "Почты" – задача государства, а руководитель должен стать исполнителем воли государства. Такой же точки зрения придерживается и Член Совета Федерации Руслан Гаттаров – он подчеркнул, что новому начальнику "Почты" необходимо "начать конструктивную работу с Минкомсвязью". По его мнению, среди главных задач, стоящих перед Страшновым и министерством, – наведение порядка в 42 тысячах почтовых отделений, повышение зарплаты работникам предприятия, организация работы многофункциональных центров по предоставлению госуслуг и предотвращение задержек посылок. "Люди будут ждать быстрого результата, поэтому команда нового гендиректора должна быть готова работать 24 часа в сутки", - считает Гаттаров. По его мнению, нужно "системное реформирование почты, но оно не должно привести к развалу". При этом сенатор уверен, что перекладывать всю ответственность на государство не стоит: руководитель "Почты России" должен сам предложить идеи модернизации предприятия.
http://www.tasstelecom.ru/articles/one/3849