Алексей Туров: УЭК выдается с действующими региональными приложениями и ЭЦП
CNews: Как регион подготовился к старту проекта УЭК? Сколько пунктов выдачи карт было открыто? Как они распределены по территории региона?
Алексей Туров:По последним результатам Красноярский край занимает лидирующие позиции в рейтинге реализации субъектами России плана внедрения универсальных электронных карт.
Благодаря тому, что в регионе с 2008 г. реализуется проект «Единая социальная карта Красноярского края», у нас сформирована развитая инфраструктура для обслуживания населения и внедрения универсальных электронных карт. Такая инфраструктура создана в крае на территории, где проживает более 2 млн человек. К ней подключены банки, филиалы Почты России, сети платежных терминалов, торговые сети, ведомственные информационные системы, обсуживающие население. Например, только по одному из приложений, транспортному, сегодня в проекте участвуют 170 предприятий-перевозчиков, задействовано 3 492 считывателя карт, оснащены более 2,5 тыс. единиц транспорта. Для фиксации оплаты по пригородным и междугородним перевозкам пассажиров произведена интеграция с навигационной системой ГЛОНАСС. Это используется и на речном пассажирском транспорте. Таким образом, охват маршрутов во всех территориях, где действуют электронные социальные карты, составляет 100%, и уже сейчас обеспечено функционирование одного из наиболее социально значимых приложений – транспортного.
Медицинское приложение - также очень важная составляющая УЭК. Для приема граждан по универсальным электронным картам оборудованы места приема пациентов в Сибирском клиническом центре ФМБА России. Охват населения порядка 100 тыс. человек. Работы по развитию инфраструктуры медицинского приложения сейчас продолжаются с рядом других лечебных учреждений краевого уровня.
Подготовлена соответствующая нормативная база, регламентирующая вопросы, касающиеся эмиссии УЭК, принят краевой закон. Первую партию универсальных электронных карт в размере 4100 шт. Красноярский край выпускает за счет федеральной уполномоченной организации. Кроме того, средства на выпуск карт, организацию и оснащение пунктов приема заявлений на выдачу УЭК зарезервированы в краевой долгосрочной целевой программе «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Красноярском крае на 2012-2015 годы». Определена Уполномоченная организация субъекта по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт на территории Красноярского края. Все разъяснительные материалы размещаются на едином специально созданномпортале электронного правительства.
Вы знаете, что регион имеет большую географическую протяженность, и в связи с этим крайне неравномерное покрытие услугами связи. Для удаленных территорий и населенных пунктов со слабо развитой инфраструктурой связи правительство края реализует программу по установке терминалов электронного правительства – инфоматов, где принимается карта как авторизация при обращении за государственными и муниципальными услугами. Таких инфоматов – 466 единиц, география от юга и до севера. При этом для жителей доступ к официальным сайтам, порталам госуслуг, услуге дистанционных платежей и звонок в call-центр электронного правительства бесплатный. Сегодня все муниципалитеты и практически все сельсоветы оснащены инфоматами, посредством которых можно работать с УЭК.
На первом этапе внедрения универсальных электронных карт в краевом центре (здесь проживает треть населения всего региона) создано 3 пункта приема заявлений в МФЦ и уполномоченной организации субъекта и 7 пунктов выдачи карт в подразделениях Сбербанка. Организованы бесплатные горячие линии для населения по работе приложений УЭК.
CNews: Какие сложности возникали в процессе подготовки региона к выдаче УЭК? Какие пути их преодоления вы нашли?
Алексей Туров:Безусловно, трудности были. Во многом они связаны с новизной реализуемого проекта. Универсальная электронная карта – технологически сложное изделие, гораздо более сложное, чем обычная банковская карта.
Визуально карта защищена не хуже купюры Банка России. Электронная составляющая защищена в соответствии с самыми высокими требованиями государственного стандарта с использованием соответствующего чипа и реализованными на нём отечественными сертифицированными алгоритмами защиты информации. Сложности в производстве карты повлияли на сроки появления финальной реализации карты. В регионе первые УЭК в окончательном варианте исполнения появились в конце января 2013 г. Поэтому первоначальные мероприятия по адаптации региональных приложений пришлось проводить в самые сжатые сроки.
К моменту выдачи УЭК полностью реализовано и апробировано транспортное приложение, обеспечена совместимая работа карты с региональным порталом государственных услуг и сетью инфоматов электронного правительства Красноярского края. Всё это удалось сделать благодаря накопленному в крае с 2008 г. богатому опыту реализации электронных карт. А самое главное – при их реализации применен ряд технологических решений, впоследствии использованных и для универсальной электронной карты. Это позволяет использовать вместе с УЭК существующую инфраструктуру с минимальными изменениями и значительно экономить бюджетные средства. Большую помощь оказала ФУО, им особая благодарность за поддержку начала работ.
Сейчас, когда архитектура универсальной электронной карты стала всероссийским стандартом, такой же принцип реализуется на всей территории страны. Каков бы ни был прообраз электронного документа будущего, самая сложная и дорогостоящая часть проекта – именно инфраструктура для предоставления автоматизированных услуг для конечных пользователей. И обеспечение полной совместимости с ней, пожалуй, самое ключевое требование. Разработка элементов такой инфраструктуры сейчас активно ведется на федеральном и региональном уровнях, практически каждой отраслью, предоставляющей гражданам государственные или иные услуги. Именно в этих разработках заключается и самая главная сложность, и самый высокий потенциал роста.
CNews: Сколько заявлений на получение УЭК было подано по состоянию на 01.01.2013 г.? Сколько их на данный момент?
Алексей Туров:Красноярский край начал принимать заявления на выдачу универсальных электронных карт с начала 2013 г. На текущий момент подано 577 заявлений.
CNews: Сколько карт уже выдано? Каковы ваши прогнозы – сколько карт будет выдано в 2013 г.?
Алексей Туров: В край поступила партия их первых 476 УЭК. Регион будет наращивать сеть пунктов приёма заявлений и пунктов выдачи универсальных электронных карт. В первую очередь с использованием Многофункциональных центров. В соответствии с федеральным законодательством, будет прекращаться выпуск «Единой социальной карты Красноярского края», транспортной карты Красноярского края и других карт с функционалом, который покрывается возможностями универсальной электронной карты. С учётом всех этих факторов, да конца 2013 г. размер эмиссии может составить до 50 000 универсальных электронных карт.
CNews: Удается ли выдавать карты в установленные сроки? Какие приложения в настоящий момент на этих картах?
Алексей Туров:Срок изготовления первой партии универсальных электронных карт составил от 20 до 55 рабочих дней.
К моменту выдачи карт, как я уже говорил, нам удалось решить принципиально важный вопрос, касающийся возможности размещения на УЭК региональных приложений. В первую очередь был отработан механизм использования одного из наиболее социально значимых приложений – транспортного. Определены пункты для пополнения транспортного приложения, в общественном транспорте наряду с действующими в регионе социальными и транспортными картами УЭК принимаются для безналичной оплаты.
Помимо этого, сегодня для большинства субъектов России остается неразрешенной проблема взаимодействия между двумя государственными системами – УЭК и Единым порталом госуслуг. При помощи карты нельзя войти в личный кабинет и отправить юридически значимые заявки в ведомства. В Красноярском крае эта проблема решена, для работы на компьютере с ЭЦП определен и протестирован перечень персональных USB-считывателей.
Проверено на личном опыте - электронная цифровая подпись позволяет отправлять юридически значимые заявления с порталов государственных услуг - регионального и федерального. При этом в Красноярском крае для входа на региональный портал госуслуг (www.gosuslugi.krskstate.ru) используется всероссийская Единая система идентификации и авторизации (ЕСИА). Таким образом, гражданам с помощью УЭК доступны сегодня 5 333 государственных и муниципальных услуг, из которых 65 социально значимых уже предоставляются в электронном виде.
Также на УЭК размещено платежное приложение, позволяющее совершать покупки, дистанционно оплачивать госуслуги, коммунальные и услуги мобильных операторов. На карту может перечисляться заработная плата, стипендии, пенсии, различные выплаты и пособия. Сегодня УЭК с платежным приложением принимается практически во всех крупных торговых сетях региона, оснащенных терминалами Сбербанка.
В функционале УЭК содержится также медицинское и пенсионное приложения, что позволяет на первом этапе использовать ее вместо бумажных документов при обращении в лечебные учреждения и территориальные отделения Пенсионного Фонда РФ.
CNews: Начали ли вы тестировать дополнительные приложения? Если да, то каковы результаты этого тестирования? Когда они появятся на картах в вашем регионе?
Алексей Туров:В регионе по состоянию на 3 апреля выдана 414 761 социальная карта. Согласно законодательству социальные карты субъектов впоследствии не должны выдаваться, граждане будут получать универсальные электронные карты. На УЭК мы планируем размещать тот же перечень социальных региональных приложений, что и на социальных картах. Сейчас приоритет за тестированием, прежде всего, социального приложения. Суть в том, что сегодня пенсионерам и другим льготным категориям граждан зачисляют на социальную карту определенное количество бесплатных и льготных поездок. Такой же механизм должен работать и на УЭК.
Параллельно на картах УЭК тестируются и другие приложения: ЖКХ приложение – информирование о состоянии лицевого счета ЖКХ, оплата коммунальных платежей с помощью интернета или платежного терминала; медицинское приложение – запись на прием к врачу, просмотр электронной истории болезни, оплата лекарств и др. услуги в сфере медицины; налоговое приложение - информирование о начислении и оплате налогов; образовательное приложение (школьное, студенческое) – контроль посещаемости образовательного учреждения, безналичная оплата питания в столовых, читательский, студенческий билеты, доступ к информационным ресурсам образовательных учреждений.
О результатах тестирования и использовании региональных приложений мы будем информировать граждан дополнительно.
http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2013/04/05/525000