Формально в нашей стране работает так называемое электронное правительство, которое должно свести к минимуму прямые контакты населения с чиновниками. Отлаженные процедуры и новые технологии должны были облегчить жизнь граждан. Однако этого удалось добиться далеко не везде. Всего за несколько месяцев корреспонденту «НГ» пришлось столкнуться со множеством противоречивых требований и даже с полной закрытостью ведомств перед обращениями граждан. Настоящие чудеса государственных услуг можно обнаружить в налоговых и миграционных службах, в госавтоинспекции и МВД.
Вчера мир отмечал Международный день защиты персональных данных. Россиянам, в жизнь которых с каждым годом все шире проникает Интернет, эти проблемы не чужды. Всемирная паутина распространяется практически на все сферы жизни, в том числе на сферу госуслуг. Портал госуслуг был создан для облегчения жизни россиян. Официальное открытие состоялось 15 декабря 2009 года.Это – в теории, а на практике электронное правительство далеко не самый совершенный механизм, и почти каждый может убедиться в несоответствии заявленных стандартов госуслуг жизненным реалиям.
Вот несколько примеров. Первый вопрос руководству Федеральной миграционной службы. Знает ли оно о сроках доставки служебной корреспонденции между своими структурными подразделениями? В частности, о том что пакет, в котором находятся документы о регистрации гражданина по новому адресу, чтобы он был снят с учета с прежнего места жительства, может идти из одного паспортного стола (ближнее Подмосковье) до другого (Москва) в течение двух-трех месяцев? Почта России здесь ни при чем. Почте ФМС ведомственную переписку не доверяет. Тема актуальна для новых собственников жилья, которые хотели бы удостовериться, что все старые жильцы были своевременно выписаны. По существующим правилам эту долгоиграющую бюрократическую процедуру можно ускорить одним способом – личным появлением в паспортном столе, предъявив документ с новым штампом о регистрации и написав соответствующее заявление. Почему в данном случае не работает электронный документооборот внутри подразделений ФМС – загадка.
Следующая претензия к руководству столичной полиции. Автору этих строк есть что с чем сравнивать, поэтому он воздает должное ГИБДД – служба за пару лет произвела революцию в работе отделов, занимающихся регистрацией автотранспорта (МРЭО). Если весной 2011 года на замену техпаспорта ушло дня два, то осенью 2012 года временные затраты на аналогичную операцию ограничились несколькими часами. Но в бочке меда и на этот раз обнаружилась ложка дегтя. Сотрудники районного МРЭО оказались непосвященными о возможностях онлайн-оплаты квитанций за совершение регистрационных действий. Распечатанный с компьютера чек принять отказались. Так желание сэкономить время на поход в ближайшее отделение Сбербанка обернулось потерей 500 руб.
Начальник МРЭО извинился за невежество своих подчиненных. После чего осталось вернуть переплату. К кому обращаться? На официальном сайте столичного ГУВД подсказок на этот счет нет. Звонить по телефону доверия – глупость, отвлекать операторов «02» – совестно. Выход вроде бы нашел – на сайте можно задать вопрос в электронном виде. Что и было сделано. Прошло больше месяца, результат нулевой. И закрадывается крамольная мысль, что ответа вообще не будет, что этот сегмент в системе госуслуг не работает в принципе. В таком случае зачем его вообще придумали и сделали обязательным атрибутом почти каждого официального сайта органа государственной власти? Для галочки?
Еще одно неприятное наблюдение. В органах власти установлены платежные терминалы далеко не самых крупных банков. Это сопутствующее звено госуслуг. Причем в девяти случаях из десяти терминал один на все административное здание, а комиссию берет непомерно высокую.
Налоги – тема болезненная. С одной стороны, россияне готовы аплодировать Федеральной налоговой службе (ФНС), успехи которой на тернистом пути совершенствования в прошлом году оценил Всемирный банк – в рейтинге Doing business Россия сделала существенный скачок именно в налоговой сфере, переместившись со 105-го места на 64-е. Позади, на 69-й позиции, остались даже США. К сожалению, следует признать, что рывок вперед ФНС в международных рейтингах пока не подкреплен позитивными внутренними переменами по ряду принципиальных направлений. Факт, который можно проверить лишь при личном посещении районных инспекций налоговой службы, – не все сотрудники корректны с налогоплательщиками. Любопытная деталь – на стенах предупреждения: грубить чиновникам запрещено законом и наказуемо. А вот от хамства должностных лиц посетители никоим образом, получается, не защищены. И им грубят. Может, от этого в кабинетах райинспекций ФНС возникает чувство вины за то, что не в состоянии самостоятельно разобраться в казуистике документов, понять, как их заполнить правильно, чтобы спустя три месяца после камеральной проверки не получить свои бумаги назад с отказной резолюцией.
Необъяснимой остается и тяга налоговиков к бумажным носителям. Юридические лица от этого бремени в большей степени избавлены – 75% компаний в прошлом году ежеквартально отчитывались в электронном виде. Зато физические лица остаются невольниками бумаг. Для получения, например, имущественного вычета приходится собирать и заполнять объемистый пакет документов, почти два десятка листов – справки 2НДФЛ и 3НДФЛ, заявление, ксерокопии свидетельства о государственной регистрации объекта недвижимости, ипотечного договора, договора о купле-продаже, предварительного договора.
Кстати, эффективного обмена документами между ФНС и другими ведомствами, например Росреестром, как видно, нет. А ведь это один из основополагающих принципов работы электронного правительства – ведомства должны самостоятельно, не тревожа граждан, получать друг у друга необходимые выписки, копии и справки.