Татарское "ноу-хау"
В мае текущего года на пост министра связи и массовых коммуникаций был назначен Николай Никифоров — до этого заместитель премьер-министра, министр информатизации и связи Татарстана. На момент назначения ему было 29 лет, он стал самым молодым федеральным министром. Одной из главных причин карьерного взлета Николая Никифорова эксперты называли уровень развития электронных услуг в Татарстане.
E-government по-татарски
Сейчас портал госуслуг Татарстана uslugi.tatar.ru считается наиболее развитым среди региональных проектов. На нем доступно более 130 услуг в электронном виде. В Москве, для сравнения, доступно около 30 услуг, а на наиболее развитой версии федерального портала gosuslugi.ru в Свердловской области — 192 услуги. Личные кабинеты на портале uslugi.tatar.ru есть почти у 200 тыс. жителей Татарстана. За девять месяцев 2012 года в республике было оказано 11,1 млн (на федеральном портале — 8 млн) электронных услуг и проведено 1,3 млн платежей на сумму 476 млн руб.
Услуги можно получить через портал, его мобильную версию и сеть инфоматов, установленных по всей республике. Сейчас установлено 145 инфоматов первого поколения, начато внедрение новых — их будет 137. В пресс-службе Министерства информатизации и связи Татарстана отмечают, что старые инфоматы стоили 400 тыс. руб. за устройство, а новые будут в четыре раза дешевле.
Сэкономленное в результате использования электронных госуслуг время оценивается примерно в 100 млн руб. в.
Наиболее популярной услугой, по данным министерства, было информирование граждан об административных правонарушениях в области дорожного движения. За девять месяцев текущего года жители республики 3,9 млн раз проверили наличие штрафов за нарушение ПДД. На втором месте по востребованности среди населения была проверка статуса ребенка в электронной очереди в детский сад —1,5 млн запросов. В 2012 году было подано 31,14 тыс. заявлений на запись в очередь в детский сад. Для сравнения: в 2011 году таких заявлений было чуть более 3 тыс. На сегодня в республике около 60% подобных заявлений подаются в электронном виде. Информацию о налоговой задолженности жители Татарстана проверили около 550 тыс. раз с того момента, как услуга стала доступна на региональном портале в 2011 году, из них 313 тыс. раз с января по октябрь текущего года.
В апреле заработала информационная система "Народный контроль". Зарегистрировавшись на портале госуслуг республики, ее житель может подать заявку о действиях или бездействии органов исполнительной власти и самоуправления. Например, о нарушение правил содержания и уборки территории города или повреждении исторических и культурных объектов. Всего предусмотрено 25 категорий заявок, рассмотрение которых модерируется 11 министерствами и ведомствами. К заявке можно прикреплять фото- или видеофайл, а также делать отметку на карте. Пользователь системы может поддерживать заявки других пользователей системы и оценивать принятые ведомствами решения.
За пять месяцев в "Народном контроле" размещено 3 тыс. заявок, поддержанных 47,88 тыс. пользователей. 30% заявок было рассмотрено и поднятые в них вопросы получили решение.
Кабинет министров Республики Татарстан недавно утвердил перечень государственных и социально значимых услуг, предоставление которых в электронном виде, должно быть обеспечено в первую очередь. Согласно этому перечню в 2012-2013 годах записаться к врачу онлайн станет возможно на территории всей республики, появится возможность оплачивать штрафы за административные нарушения электронным путем, заработает автоматическое информирование родителей о статусе и номере очереди в детсад.
В планах администрации республики разработка комплекса услуг по подаче заявлений на предоставление лицензии Министерства здравоохранения Татарстана на медицинскую и на фармацевтическую деятельность.
Принятие законопроекта "Об установлении правового режима электронного документа и обеспечения его юридической значимости в деятельности органов судебной власти, прокуратуры и нотариата" позволит выпускать электронные процессуальные документы и даст возможность принимать электронные процессуальные документы, сказал недавно министр информатизации и связи Татарстана Роман Шайхутдинов.
Цель — довести к концу 2013 года долю государственных, муниципальных и социально значимых услуг, оказанных в электронном виде, до 40%.
Портал государственных и муниципальных услуг в Татарстане заработал в декабре 2010 года. Однако местное правительство считает, что подготовка к этому началась еще в 2005 году с создания инфраструктуры. В частности, была создана Государственная интегрированная система телекоммуникаций, охватывающая все органы власти республики. Были запущены официальный портал правительства республики и типовые субпорталы министерств и ведомств, а также сайты муниципальных образований городов и районов. Была внедрена межведомственная система электронного документооборота. В 2008-2010 годах действовала программа "Электронный Татарстан", одной из задач которой было развитие государственных услуг в электронной форме и принципа "одного окна". Инфраструктурные сдвиги
Портал государственных и муниципальных услуг в Татарстане заработал в декабре 2010 года. Однако местное правительство считает, что подготовка к этому началась еще в 2005 году с создания инфраструктуры. В частности, была создана Государственная интегрированная система телекоммуникаций, охватывающая все органы власти республики. Были запущены официальный портал правительства республики и типовые субпорталы министерств и ведомств, а также сайты муниципальных образований городов и районов. Была внедрена межведомственная система электронного документооборота. В 2008-2010 годах действовала программа "Электронный Татарстан", одной из задач которой было развитие государственных услуг в электронной форме и принципа "одного окна". Инфраструктурные сдвиги
Идет информатизация и по другим направлениям, например образованию. Все учителя (42 тыс.) получили ноутбуки, в школах установлено 11 тыс. точек Wi-Fi, почти 78 тыс. родителей создали на портале личные кабинеты и имеют возможность просматривать оценки детей.
Работает номер экстренных служб 112. Общественный транспорт отслеживается по ГЛОНАСС. Например, такими передатчиками оснащены 617 школьных автобуса. Благодаря мониторингу за первое полугодие текущего года количество нарушений, связанных с превышением скорости, было снижено в два раза по сравнению с тем же периодом 2011 года.
Сейчас действует программа "Электронный Татарстан" 2011-2013. Предполагается, что общий объем финансирования программы превысит 6 млрд руб., из них 1,86 млрд руб. выделит республика, а остальное — федеральный бюджет. Бюджет предыдущей составил 2,26 млрд руб. из республиканских средств и 0,4 млрд руб.— из федеральных. Среди мероприятий программы — развитие существующей инфраструктуры и сервисов, а также, например, создание информационно-коммуникационной инфраструктуры к Универсиаде, которая пройдет в Казани 2013 году.
Исполнителем программы информатизации было ГУП "Центр информационных технологий РТ", сам портал делали несколько компаний-разработчиков, в том числе казанская "Мой регион", которая поставляет общероссийский аналог федеральной системы электронных госуслуг для регионов.
"Мой регион" запустил аналогичные казанскому порталы в Приморском крае (25.my-region.ru) и Ингушетии (06.my-region.ru). На них можно зарегистрировать транспортное средство, оплатить налоговую задолженность и штрафы ГИБДД, записаться на прием к врачу, записать ребенка в детский сад.
Однако, по сути, речь идет не о госуслугах, поскольку, например, медицинские и образовательные сервисы — это коммерческие услуги.
За 9 месяцев 2012 года на портале uslugi.tatar.ru было оказано более 11 млн услуг в электронном виде, тогда как на федеральном gosuslugi.ru за весь период его существования — на 3 млн меньше
|
Свой подход
Как правило, на региональных порталах, если они не сотрудничают с "Ростелекомом" — основным исполнителем по программе "Электронного правительства", федеральные услуги недоступны.
Глава Минсвязи Татарстана Роман Шайхутдинов полагает, что государственные и муниципальные услуги в субъектах могут различаться с учетом специфики каждого региона, и это оправданно. "Не существует общего и четкого регламента для каждой услуги,— пояснял глава Минсвязи Татарстана.— Администрация республики столкнулась с тем, что даже в муниципальных районах одинаковые услуги по-разному называются и оказывают их по разным регламентам".
Представители Минсвязи Татарстана отметили, что когда услуги разрабатывались, то не было деление их на региональные и федеральные. Критерий один — востребованность, и если она есть, то услуга переводится в электронный формат. "Мы реализуем услуги вне зависимости от того, оказываются они государством или иной организацией, если это социально значимые услуги. Например, коммунальные услуги, платежи за соципотеку",— отмечал Роман Шайхутдинов в интервью казанским деловым СМИ.
В Минкомсвязи подчеркивают, что республиканский портал начал оказывать электронные услуги гораздо раньше ростелекомовского. Поэтому и Росреестр, и Федеральная миграционная служба и ГИБДД сотрудничали с татарским порталом — это был лидирующий проект в стране. В Минкомсвязи не стали делать прогнозов относительно возможности объединения татарского проекта с федеральным gosuslugi.ru, отметив, что "важно, чтобы не было монополизма".