В ожидании госуслуг

Автор: Ксения Садовская 1 октября 2012 г. 15:01:24 3 199   0

За три года работы портал госуслуг менялся трижды. В феврале 2012 г. gosuslugi.ru снова обновили — он стал понятнее. Сегодня доступны 3,7 тыс. госуслуг в электронном виде — в основном для физлиц.

Запуск Единого портала государственных и муниципальных услуг в России с 2002 г. по 2010 г. регламентировала федеральная целевая программа «Электронная Россия». Росинформтехнологии и разработчик портала, ФГУП НИИ «Восход», наметили старт на январь 2009 г. Первая версия действительно заработала 1 января 2009 г. на сайте «Общероссийского государственного информационного центра» — ogic.ru. Но вместо полноценного портала пользователям отдали сайт с подборкой адресов госслужб и возможностью распечатать бланки официальных документов. При этом согласно открытым источникам затраты федерального бюджета на проект составили 495 млн руб.

Эволюция ресурса

Президент РФ Дмитрий Медведев остался недоволен и темпами программы «Электронная Россия», и качеством портала госуслуг. Проект перешел в ведение Минкомсвязи. Глава ведомства ИГОРЬ ЩЕГОЛЕВ отказался от услуг ФГУП НИИ «Восход» и привлек в качестве федерального оператора госуслуг «Ростелеком», а главным исполнителем проекта стала «ЭнвижнГруп». Бюджетна разработку был скромнее — около 100 млн руб.
Однако вторая версия портала, запущенная 15 декабря 2009 г. по адресу gosuslugi.ru, поначалу все равно мало отличалась от первой: на портале выложили информацию о 110 федеральных услугах (предоставление выписок из ЕГРН, ЕГРЮЛ и ЕГРИП и т.д.) и об около 200 — региональных и муниципальных. И уже через полчаса после торжественного запуска портал стал недоступен. Разработчики сообщили, что сайт подвергся DDoS-атаке. Скептики же уверяли, что сбой был вызван спешкой при запуске. Впрочем, ошибки исправили, и до февраля 2012 г. портал только расширялся, без резких изменений дизайна и навигации. Так, 1 апреля 2010 г. заработал сервис авторизации («Личный кабинет»). А к июлю 2010 г. первые полноценные госуслуги стали доступны в электронном виде. В том числе подача налоговыхдекларацийлицензирование отдельных видов деятельности и т.д.
С 2011 г. gosuslugi.ru стал частью госпрограммы «Информационное общество» на 2011-2020 гг. (помимо портала в нее входит «Единая система межведомственного электронного взаимодействия»). «Ростелеком», который согласно распоряжению Правительства РФ стал единственным исполнителем работ по этой программе, получил сказочный заказ. В Минкомсвязи сообщали, что из госбюджета на программу до 2020 г. потратят 88,03 млрд руб. Из них в 2011-2013 гг. — по 3,1 млрд руб. в год, а затем — по 11,2 млрд руб. в год.
В конце 2011 г. был анонсирован выход обновленной версии портала госуслуг. Несколько месяцев она тестировалась и после завершения испытаний, 4 февраля 2012 г., была запущена на федеральном уровне. Изменился не только дизайн, но и структура сайта. Ранее в Минкомсвязи признавали, что первая версия была неудобной и перегруженной, со сложной навигацией. Эти проблемы учли при обновлении. Помимо прочего, пользователи получили возможность отслеживать в режиме реального времени статус услуги —
от отправки заявки до исполнения. В «Личном кабинете» стали отображаться и промежуточные действия, например, «заявка отправлена в министерство», «заявка передана в работу» и т.д.
По данным «Ростелекома», на сентябрь 2012 г. на портале размещена информация о 61 тыс. услуг, в электронном виде предоставляется 3,7 тыс. Число пользователей портала — более 3 млн человек. Как подсчитали в компании, посещений за все время существования портала было зафиксировано около 200 млн. Что касается специфических сервисов длябизнеса, то их запуск фактически еще не состоялся: если в разделе электронных услуг на портале сделать выборку по сервисам для предпринимателей, то большинство из них — аналоги услуг для физлиц. До конца 2012 г. на федеральном уровне ожидается подключение таких сервисов, как оплата налоговых начислений ФНС и взысканий ФССП и т.д.

Пока по старинке

Вклад Красноярского края в систему виртуализации госуслуг — несколько локальных электронных сервисов. В 2010 г. в регионе появился собственный портал государственных услуг. Ресурс работает по адресу gosuslugi.krskstate.ru и во многом является аналогом федерального сервиса. Каталог услуг содержит 18 разделов: здравоохранение, налоги и сборы, производство и торговляЖКХ,социальное обеспечение, труд и занятость, имущественные отношения, семья, спорт и туризм и др. Однако, несмотря на длинный перечень услуг, сайт не специализируется на их оказании в электронном виде. Он скорее создан для информирования о государственных и муниципальных услугах в регионе. Например, пользователь может узнать на сайте, какие документы ему необходимы для получения лицензии на фармацевтическую деятельность или для оформления налоговой декларации.
Значительно дальше в плане внедрения электронных госуслуг продвинулась администрация Красноярска. Первые сервисы для бизнеса городские чиновники запустили еще в 2008 г. Наиболее значимый из них проект — zakupki.krsk.ru —
касался сферы размещения госзаказа. Этот сайт был создан для того, чтобы бизнесмены могли участвовать в объявленных муниципальных закупках черезИнтернет. Площадка действовала два года, до тех пор, пока федеральное правительство не открыло пять порталов российского масштаба, на которых размещены все госзаказы страны. Сейчас мэрия
запустила новую торговую площадку для бизнеса — torgi.krsk.ru. На этом портале в форме аукционов проходит продажа участков под размещение рекламных конструкций, а также земельных участков под строительство жилых и нежилых объектов. Этот сайт начал работу 24 сентября.
Также предпринимателям сейчас предлагается на сайте городской администрации более ста услуг, которые можно получить дистанционно. Например, бизнесмен может подать заявление на разрешение на строительство или ввод в эксплуатацию объекта, продлить срок строительства, подать заявку на перевод помещения из жилого статуса в нежилое и наоборот, подать заявление на установку рекламной конструкции и др. Но красноярцы пока мало пользуются предоставленными возможностями — привыкли действовать по старинке. Например, согласно статистики управления информатизации и связи города, в 2012 г. бизнесмены 311 раз заходили на страничку услуги получения разрешения на установку рекламных конструкций, но только 9 человек запросили этот сервис в электронной форме. Тем не менее в планах городских властей до конца года запустить еще несколько новых госуслуг на сайте мэрии, а на площадке torgi.krsk.ru провести около 300аукционов для бизнеса.

Есть куда расти

По западным меркам российская программа внедрения госуслуг далека до совершенства. Согласно последнему исследованию американской платежной системы Visa Россия оказалась на 40-м месте из 62 по степени развития электронных услуг, предлагаемых государством гражданам и бизнесу.
Важно отметить, что в исследовании учитывались не только возможность взаимодействия физлиц и предпринимателей с правительством в электронной форме, но и инфраструктура (число банкоматов и POS-терминалов на человека, степень развития бесконтактных и мобильных платежей), а также уровень финансовой грамотности населения, число потребительских заказов через Интернет и т.д. По совокупности этих факторов Россия набрала 50,1 балла из 100.
Составители рейтинга отмечают, что «российская программа «электронного правительства» и запуск портала госуслуг —
это серьезный шаг вперед». Но добавляют, что для создания полноценного сервиса потребуются годы.


http://krasnoyarsk.dkvartal.ru/news/v-ozhidanii-gosuslug-236653676#ixzz28241B2wl






Тэги:   #госуслуги   #Электронные госуслуги   #портал госуслуг  

0