Электронный документооборот: российским чиновникам ставят более жесткие сроки, чем в США
В России установлен срок окончательного перехода органов власти на электронный документооборот. Сделать это будет необходимо примерно за 5,5 лет. В то же время, в США на информатизацию документооборота отводятся значительно большие сроки.
Председатель правительстваДмитрий Медведевподписал постановление о мерах посовершенствованиюэлектронного документооборота в органах госвласти. Текст документа был опубликован на сайте правительства.
В постановлении говорится, что переход на обмен электронными документами при взаимодействии федеральных органов исполнительной власти между собой и с правительством необходимо завершить до 31 декабря 2017 г. Перед началом обмена электронными документами каждый из участников информационного взаимодействия должен подтвердить готовность своей СЭД к подобному обмену.
В период с 1 марта по 1 сентября 2013 г. планируется сформировать единые стандарты предоставления электронных документов, процедуры обеспечения подтверждения и проверки их аутентичности, а также протоколов обмена ими. Для этого Медведев постановил в указанный промежуток времени в пилотном режиме «обкатать» электронный документооборот между Аппаратом правительства и Минкомсвязи, а также между Минюстом и Минкомсвязи в части госрегистрации нормативных правовых актов последнего.
По решению Правительственной комиссии по внедрению ИТ в деятельность госорганов и органов местного самоуправления к участию в пилотных проектах допускаются и другие федеральные органы исполнительной власти, если у них для этого готова необходимая информационно-технологическаяинфраструктура, говорится в постановлении правительства. Помимо этого постановлениемвносятся изменения, касающихся электронного документооборота, в ряд актов правительства.
В соответствии с программой «Информационное общество», в рамках которой происходитразвитиеэлектронного документооборота в госведомствах, в 2011 г. его доля в общем объеме документооборота между органами государственной власти должна была составить 10%, а в 2015 – уже 70%.
Стоит отметить, что борьбу с «бумагой» в госведомствах сейчас также активно ведут в США. Так в конце августа местное Административно-бюджетноеуправлениеадминистрации президента совместно с Государственным управлением архивов и документации опубликовали распоряжение по управлению государственной документацией. В одном из пунктов этого документа говорится, что к 31 декабря 2019 г. все федеральные агентства должны управлять всеми электронными документами постоянного срока хранения в электронном формате, а начать делать это они должны к декабрю 2013 г.
Напомним, что в 2011 г. в России быловыпущено распоряжениеоб утверждении плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности. Согласно этому документу, с 1 января 2012 г. электронный документооборот должен был заработать во всех федеральных органах власти.
С 2010 г. в России также развивается СМЭВ, сроки полноценного запуска которой переносились. С 1 июля 2012 г. ведомства законодательно лишились права запрашивать у граждан справки и документы, которые можно запросить в других ведомствах. Однако, как показалипервые данныеоб использовании СМЭВ, почти 90% запросов с ее помощью генерируют 8 субъектов России из 83. В большинстве же регионов система практически не используется.
Ведущий эксперт по управлению документацией «Электронных Офисных Систем»Наталья Храмцовскаяотносительно нового постановления правительства отмечает, что на ее памяти это едва ли не первый случай, когда «на построение безбумажно-электронного будущего ведомствам дается 5,5 лет, а не 3-4 месяца».
«При таком графике, правда, есть одна ловушка, в которую можно с лёгкостью угодить. 5 лет – это как раз срок смены поколений ИКТ. Первопроходцы, которые все наладят прямо сейчас, могут оказаться в невыигрышном положении по сравнению с теми ведомствами, кто все сделает лишь к крайнему сроку, особенно если ведомства не получат дополнительного финансирования на эту программу и должны будут найти средства у себя, - рассуждает Храмцовская. - К тому же, возможно, через несколько лет мы увидим и облачные решения, которые будут ведомствам обходиться дешевле, а технические проблемы будет при этом решать поставщик этих решений».