ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Концепция e-government, в русском переводе - «электронное правительство», появилась на Западе в конце 1990-х гг. как идея широкого внедрения современных информационных, компьютерных технологий в работу государственных структур с целью повышения эффективности и прозрачности работы государственного аппарата. Эта концепция дополнялась идеей сервисно-ориентированного государства, то есть государства как организации, предоставляющей услуги своим гражданам.
Электронное правительство представляет собой систему электронного документооборота государственного управления, основанную на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и нацеленную на существенное повышение эффективности государственного управления и снижение издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.
Основными целями деятельности электронного правительства являются:
- оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
- поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
- рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
- снижение воздействия фактора географического местоположения.
Средством для достижения поставленных целей являются новые технологии, и в частности глобальная сеть Интернет, эффективное использование которой послужит улучшению взаимоотношений и развития связей между государственными службами и гражданами.
Проекты электронных государств действуют во многих странах. Ярким примером является Эстония, где с помощью идентификационной карты можно через Интернет получить доступ к социальным пособиям, водительские права и другие государственные услуги.
В России реализация концепции электронного правительства началась в 2002г. после утверждения федеральной целевой программы «Электронная Россия». Определенные услуги уже и у нас можно получить в режиме онлайн. Например, теперь можно намного быстрее и с меньшими издержками оформить загранпаспорт, талон техосмотра или оперативно получить информацию о своих налоговых задолженностях.
Несмотря на очевидные преимущества электронного правительства, существуют и определенные проблемы, связанные с его деятельностью.
Прежде всего, это связано с тем, что информационное развитие в субъектах РФ крайне неравномерно, подходы и стандарты, применяемые в регионах, кардинально отличаются. Среди них есть явные лидеры (Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Чувашия), территории, где концепция реализуется частично (Татарстан, Москва, Якутия) и субъекты, где не занимаются информатизацией вообще.
Существует также проблема конфиденциальности информации: сейчас «краденые» базы данных многих государственных служб (например, ГИБДД, паспортных столов) продаются практически открыто. Если всю имеющуюся у государства информацию объединить в рамках единых информационной системы и базы данных, то ее кража может привести к еще большему нарушению неприкосновенности информации о частной жизни граждан. Неизвестно, можно ли будет избежать утечки данных в стране, а учитывая то, что это могут быть налоговые данные или номера карт, КАКИХ? такая перспектива не привлекательна для российских граждан.
Предстоит решить и проблему правильной организации взаимодействия собственных информационных систем, используемыми ведомствами, со сферой электронных услуг, которые находятся в интернете и доступны гражданам. Следует иметь ввиду, что напрямую к электронному правительству могут обращаться только те, кто имеют выход в Интернет. А в России это всего лишь 42% населения. Необходимо также учесть, что пожилые люди консервативны в своих суждениях, и большинство из них не имеют опыта работы с Интернетом, следовательно, они не готовы к электронному общению с властью.
Ещё одной проблемой является то, что электронные услуги дороже обычных. Как минимум пользователь должен иметь компьютер, подключенный к всемирной паутине. Возможность сдавать балансы через интернет обходится юридическому лицу ежегодно примерно в десять тысяч рублей - это плата фирме-посреднику за электронную подпись, программное обеспечение и его обслуживание.
Старту электронного правительства помимо выше названных проблем, мешают также психологические особенности чиновников, так как им нужно существенно перестроиться, чтобы начать работать по-другому, не так как раньше. Их статус изменится, из всесильных госслужащих чиновники превратятся в работников сферы услуг.
В настоящее время основная работа по внедрению электронного документооборота сводится к модернизации канцелярии, т.е. к переводу данных с бумажных носителей в электронный формат. Её осуществление зависит от степени вовлеченности всех структур в этот процесс. Какие-то данные уже перенесены, например, фактически все данные налоговой службы уже существуют в электронном виде, в отличие от паспортной службы, переданной в ведение миграционной службы, где базы данных на всех жителей России пока нет. Создать базу данных нужно также многим другим ведомствам (полиции, министерству здравоохранения и т.д.), что, безусловно, займет очень много времени и средств. Специалисты отмечают, что для развития электронной системы обмена информацией между министерствами необходимы единые стандарты в сферах справочной информации и документооборота. А сейчас каждое ведомство использует свои программы, которые не интегрируются в общую систему.
Президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий Ольга Ускова указывает на то, что на данный момент внедрение электронного документооборота имеет плохой результат, тогда как на его внедрение ежегодно выделяются десятки миллионов долларов. Также она отмечает, что в России существует большое количество инновационных разработок, как нормативных, так и технологических, которые позволяют сделать системы электронного документооборота гораздо более эффективными. Об этих разработках неоднократно докладывалось руководству профильных ведомств, однако никакой реакции с их стороны не следует.
Получается, что решение задач по повышению эффективности работы чиновников с помощью формирования электронного правительства, в основном тормозится самими чиновниками и неповоротливостью всей системы государственных органов.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для дальнейшего развития электронного правительства в РФ на данном этапе необходимо:
- создать единые стандарты справочной информации и документооборота для оказания услуг в электронном виде;
- сформировать спрос на услуги в электронном виде со стороны граждан;
- устранить бюрократические барьеры для перевода услуг в электронный вид.
Следует отметить, что проект очень дорогой - он требует капиталовложений не только в компьютеризацию правительственных структур и обучение государственных служащих. Значительных затрат потребует подготовка кадров, разработка специализированных программ, обеспечение безопасности сетей, разработка нормативно-правовой базы и подготовка судей соответствующей квалификации, обеспечение компьютерной и интернет-грамотности государственных служащих. Большие средства нужны для построения отделенной правительственной сети, создания информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, просветительской и агитационной деятельности, внедрения учебных курсов в школах, высших учебных заведениях, центрах занятости, клубах и других учреждениях, чтобы охватить все слои населения, обеспечить им равные возможности использования сервисов электронного правительства.
Эффективность электронного правительства будет зависеть в первую очередь от инициативности и ответственности людей, отвечающих за проведение этой программы в жизнь. По словам председателя Межгосударственного комитета СНГ Ефима Малитикова, в электронных тендерах побеждают, как правило, «свои» подрядчики, что свидетельствует об имитации прозрачности власти при фактическом сохранении её непрозрачности. Также он убежден, что внедрение e-government мало повлияет на отечественную бюрократию: не снизит ее коррупционности, не повысит ее эффективности и «вообще не сделает ее человечнее и не заставит искренне помогать гражданам».
На наш взгляд, главное преимущество электронного правительства - его ориентированность на гражданина, который решает свои дела или в электронном, или в привычном офф-лайновом режиме. Внедрение электронного правительства повысит качество жизни людей и улучшит деловой климат, будет удобным для граждан и компаний: оно позволит им избавиться от необходимости ехать через весь город в нужное им государственное учреждение, избавиться от стояния в очередях, от траты денег и времени, а также существенно ослабит проблемы с коррупцией.