Проект большого города
Первые универсальные электронные карты (УЭК) появятся в пилотных регионах России в августе 2012 года. Петербург также решил присоединиться к проекту. О планах внедрения УЭК в Северной столице, а также о перспективах проекта в интервью корреспонденту "Стандарта" Анне Шумицкой рассказал председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Иван Громов.
- На прошедшем в июне Петербургском международном экономическом форуме директор Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития РФ Иван Осколков заявил, что внедрять электронные карты уже в августе этого года ведомство начнет в первую очередь в Татарстане, Башкирии, Астрахани и Краснодаре. Также к ним могут присоединиться Красноярск, Коми и Петербург. Действительно ли выпуск УЭК в Петербурге начнется уже в августе?
- Официальный перечень восьми пилотных регионов УЭК был сформирован в прошлом году Правительственной комиссией по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. В него вошли Москва, Татарстан, Башкирия, Коми, Краснодарский и Хабаровский края, а также Волгоградская и Астраханская области. Как видите, Петербург формально не входит в список пилотных регионов. Однако по инициативе местной администрации мы начали работать над проектом самостоятельно. Во время подготовки к его реализации пришлось решить большое количество технологических сложностей, но мы с ними справились и действительно намерены выпустить карты в ближайшее время. Однако сможет ли проект стартовать именно в августе, пока точно сказать не могу.
- Какие возникают трудности?
- Прежде чем приступить к выпуску УЭК, нам необходимо решить ряд проблем как нормативно-правового, так и технологического характера. И один из ключевых вопросов касается области применения карты. Изначально в основу УЭК была заложена уникальная концепция: карта должна стать единым электронным идентификационным документом, способным заменить паспорт и облегчить коммуникацию между гражданином и государством, а также выполнять функции универсального платежного средства. Это было однозначно прописано в Федеральном законе №210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Теперь существует три различных технологических решения карты горожанина, итоговый функционал которых схож. Разработчиками этих программ являются такие серьезные организации, как ОАО "Ростелеком", ОАО "УЭК" и Федеральная миграционная служба (ФМС). Однако у каждой из систем есть достоинства и недостатки. Я убежден, что необходимо вернуться к первоначальной концепции карты, причем ключевым элементом должна стать именно идентификация гражданина. В Петербурге существуют предпосылки к созданию проекта по объединению концепций трех перечисленных разработчиков карты гражданина. С этой целью наш комитет планирует провести ряд согласительных совещаний, первое из которых состоится в конце июля.
Комитет поддерживает идею внедрения УЭК, потому что мы понимаем, сколько технологических возможностей она может открыть. Петербург одним из первых присоединился к проекту "Ростелекома" "Умный город". Это очень масштабный проект, и именно внедрение УЭК может помочь его реализовать, поднять информатизацию в городе на иной качественный уровень. Но для этого необходимо также тесное сотрудничество с ФМС и "Ростелекомом" – единым оператором системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
- У вас уже разработан конкретный план действий по выпуску УЭК? Определены участники процесса?
- Да. Федеральной уполномоченной организацией по реализации проекта УЭК является ОАО "УЭК". Однако за выпуск, выдачу и обслуживание карт на территории регионов отвечают уполномоченные организации субъектов. В соответствии с постановлением правительства Петербурга с 2010 года функции такой организации в нашем городе выполняет Информационно-аналитический центр (СПбГУП "СПбИАЦ"). Комитет не может принять решение за "Ростелеком", УЭК и ФМС об объединении их карт. Но со своей стороны мы подготовили необходимую инфраструктуру, документацию, поэтому готовы запустить проект хоть завтра, и нам потребуется всего два-три месяца, чтобы начать выдавать карты пользователям. Мы планируем в 2013 году выпустить первую партию в количестве 10 тыс. электронных карт. В то же время нельзя допустить расходования бюджетных средств впустую, тем более что федеральный бюджет не участвует в этом проекте. Карты должны быть максимально функциональными и востребованными гражданами.
- Какой объем финансирования потребуется для реализации проекта?
- Назвать точную цифру пока не могу. Создание системы УЭК можно разделить на два крупных блока: выпуск карт и строительство инфраструктуры. Именно с оценкой затрат на выпуск карт и возникают сложности. Даже на федеральном уровне нет единого мнения по этому вопросу, а все потому, что до сих пор никто не может точно назвать себестоимость одной карты. Что же касается расходов на инфраструктуру, то они потребуются совершенно минимальные, по крайней мере на начальном этапе развития проекта в масштабах города. Ведь нужны всего три составляющие. Первая – информационная система, которая взаимодействует с федеральным центром и ведет детальный учет всех карт с момента выпуска до окончания эксплуатации. Эту функцию будет выполнять Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр. Вторая составляющая – пункты выдачи карт населению. Эту обязанность планируется возложить на районные многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). И третья – центр персонализации карт. В данном случае мы рассчитываем обратиться к услугам коммерческой организации. Таким образом, все составляющие проекта уже в наличии, нам остается только начать.
- Будете привлекать в проект частные средства?
- Возможны два варианта: субъект либо полностью финансирует проект из регионального бюджета, либо создает условия для государственно-частного партнерства на принципах открытого конкурса. Второй путь я считаю более верным.
- Выпуск УЭК по всей стране был отложен на год во многом из-за отставания во внедрении СМЭВ. Расскажите об уровне развития электронного правительства в Петербурге.
- Среди регионов мы занимаем одну из лидирующих позиций. В городе создана сеть многофункциональных центров из 34 стационарных и трех мобильных единиц, на базе которых работают более 600 окон для приема граждан. МФЦ предоставляют 183 государственных услуг, большинство из которых составляют услуги в социальной и жилищной сферах, а к концу этого года их количество возрастет как минимум до 275. Центры взаимодействуют с 17 местными исполнительными органами власти и восемью территориальными подразделениями федеральных органов власти: Федеральной налоговой службой, Федеральной миграционной службой, Кадастровой палатой, Фондом социального страхования, Роспотребнадзором, Федеральной службой судебных приставов, Федеральным фондом медицинского страхования и Гострудинспекцией. Межведомственная автоматизированная информационная система (МАИС МФЦ) обеспечивает единство подходов и технологий оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, как на базе МФЦ, так и через региональный портал государственных услуг.
Региональный портал электронных государственных услуг Gu.spb.ru работает уже несколько лет, с 2007 года. Его разработкой и поддержкой занимается Информационно-аналитический центр, ресурс функционирует на базе технологии IBM WebSphere. Портал предоставляет в электронном виде 69 услуг, из них 33 разработаны непосредственно на региональном портале и 26 – на ведомственных сайтах региональных и федеральных органов власти. За весь период работы портала было зафиксировано более 29 млн обращений к его информационным ресурсам, а число поданных заявлений на услуги в электронном виде превысило 45 тыс. Пока количество оказываемых через портал услуг временно ограничено из-за отсутствия у заявителей электронной подписи, но с введением УЭК ситуация должна измениться.
- Как идет процесс присоединения к СМЭВ и федеральному порталу Gosuslugi.ru?
- В декабре прошлого года мы заключили соглашение с "Ростелекомом" о подключении к федеральному проекту электронного правительства и в январе уже этого года внедрили 30 государственных услуг в сфере образования, занятости, социальной защиты населения, лицензирования медицинской и образовательной деятельности. А до сентября на региональном и федеральном порталах планируем реализовать еще сотню, основную часть которых также составят услуги в социальной сфере.
- Как долго региональный портал Gu.spb.ru будет функционировать параллельно с федеральным?
- Конечно, логично, чтобы был один сайт на федеральном уровне, который работал бы как часы и предоставлял все необходимые услуги на самом высоком уровне. Но мы прекрасно представляем, что те решения, которые делаются для всех, не всегда будут лучшими для конкретного субъекта. По моему убеждению, на данный момент петербургский портал удобнее федерального, технологически совершеннее и предоставляет жителям города больший спектр региональных и муниципальных услуг. И пока ситуация не изменится, эти ресурсы будут существовать параллельно.