Электронное взаимодействие в ручном режиме
Алексей Кудряшов, руководитель отдела развития систем электронного правительства Департамента комплексных проектов компании «Ланит», рассказывает о серьезных проблемах недавнего запуска системы межведомственного электронного взаимодействия, но призывает не впадать в панику.
Как известно, в соответствии с Федеральным законом № 210, российские ведомства с 1 июля 2012 года должны прекратить требовать с граждан документы и справки, которые уже содержатся в базах данных каких-либо органов власти, кроме документов так называемого личного хранения — паспорт, диплом и т.п.
Принятый в 2010 году закон должен был вступить в силу еще год назад — 1 июля 2011 года. Однако законодателям пришлось перенести начало его действия, так как никто не был готов к его выполнению. Федеральным органам было предписано приступить к работе в системе СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия) с 1 октября 2011 года, а субъектам Федерации — с 1 июля 2012 года.
Будем откровенны: полноценного электронного взаимодействия между ведомствами с 1 июля ждать не приходится. Между тем, правительство не намерено переносить заявленные сроки. Об этом стало известно на селекторном совещании, которое провел 27 июня глава аппарата правительства вице-премьер Владислав Сурков. Так что ведомствам придется исполнять закон и самим получать все необходимые документы для оказания той или иной услуги. Как это будет осуществляться — теоретически, дело самих органов власти и госучреждений.
У этой медали есть оборотная сторона: выдержать сроки, установленные для организации предоставления госуслуг в режиме «одного окна», изначально было невозможно. При разработке этой правительственной инициативы не учитывалось реальное состояние IT-инфраструктуры в стране, не были приняты во внимание прогнозируемые сроки внедрения столь сложной и распределенной системы, как СМЭВ между 83 субъектами и порядка 24 тысячами органов местного самоуправления.
Обмениваться сведениями через СМЭВ органы власти должны в двух направлениях. Если заявитель запрашивает федеральную услугу, то территориальное подразделение федерального органа должно получить необходимые сведения из регионального органа и (или) органа местного самоуправления. В случае, если заявитель обращается за услугой региональных или муниципальных органов, местные чиновники должны при необходимости запросить данные в федеральном органе. К настоящему моменту 12 регионов не обеспечили получение ни одного из 110 утвержденных федеральных сервисов. Больше всего отстающих, как ни странно, — в Центральном федеральном округе.
В каждом регионе есть свои организационно-технологические проблемы с внедрением. Так, во многих населенных пунктах до сих пор нет каналов передачи данных, необходимых для предоставления госуслуг в электронном виде.
Читать также мнение эксперта: "Система межведомственного взаимодействия готова на 20%">>
Из-за предельно сжатых сроков в некоторых ведомствах реализация проекта «Электронное правительство» проходит в ручном режиме. Сотрудники ведомств вынуждены скачивать заявки, поступившие на портал госуслуг, заносить данные в свои бумажные реестры, работать с бумажной документацией, потом вносить необходимые сведения в компьютер и только тогда передавать заявителю. При этом, с точки зрения заявителя, весь процесс предоставления услуги кажется полностью автоматизированным.
Еще одна причина затянувшегося перехода на электронное межведомственное взаимодействие — отсутствие средств у регионов. Дело в том, что региональные власти самостоятельно выбирают сервисы, которые необходимо автоматизировать в первую очередь. Для автоматизации в полном объеме денег не хватает.
Что касается федеральных органов, то и с ними ситуация выглядит не лучшим образом. Из 33 федеральных ведомств 13 вообще не справились с задачей и не вывели в стадию промышленной эксплуатации ни одного сервиса. Кроме того, федеральные органы власти задержали стыковку своих систем со СМЭВ, так как слишком поздно стали передавать компаниям-разработчикам программного обеспечения информацию о том, какие услуги будут выдавать, а какие — запрашивать у регионов. По плану, необходимые сведения нужно было обнародовать еще год назад, а первые данные стали поступать только весной этого года. Это означает, что только в марте стартовал непростой технологический процесс разработки и внедрения сервисов.
Однако нельзя сказать, что внедрение «Электронного правительства» остановилось. «Ростелеком» вместе с компаниями-партнерами провел огромную работу по созданию инфраструктуры электронного правительства. По всей стране развернуты региональные СМЭВ, которые интегрированы с федеральными системами. Созданы региональные порталы госуслуг, которые получают информацию из региональных реестров.
В процессе реализации проекта компании-разработчики проводят серьезную работу — фактически готовят регион к внедрению электронного правительства: ведут консультации по организации межведомственного взаимодействия и предоставлению государственных услуг в электронном виде. В результате, происходит уточнение и зачастую упрощение регламентов оказания госуслуг. Это очень длительный и сложный процесс, так как требует строгой регламентации и необходимого нормативного обеспечения.
Перечисленные проблемы понятны, есть пути их решения. Считаю, что нужно продолжить планомерную работу в этой сфере. И ни в коем случае нельзя останавливаться, пытаться изменить подходы к внедрению системы. Это только затянет процесс и негативно скажется на реализации социально значимого проекта.
http://www.digit.ru/opinion/20120703/393055634.html