Паника по поводу нового способа оформления документов оказалась преждевременной
В среду пользователи Сети начали массово пугать друг друга тем, что с 1 июля из-за нового закона о государственных услугах «бумажное» оформление документов уйдет в прошлое. Что и как именно можно будет оформить, где стоит ожидать сбоев, и выиграют ли от нововведений граждане? Все оказалось не так уж страшно.
Мировым лидером по уровню развития электронного правительства вот уже несколько лет остается Южная Корея, на пятом месте в рейтинге ООН – США. Россия к концу 2011 года занимала лишь 27-е место. Но и это неплохо, учитывая, что в предыдущем рейтинге у нее было лишь 59-е.
«Для общения с инфоматом выделили специального человека. Это пожилая женщина, которая и сама с трудом с ним справляется»
Предполагается, что нововведения, вступающие в силу с 1 июля, могут значительно облегчить жизнь граждан. Хотя не все этим изменениям рады, и по блогосфере уже начала распространяться волна паники.
Информатизация по-российски
«Похоже, нас ждет очередная обязаловка. Причем, как всегда, не вовремя – электронные госуслуги начнут внедрять массово и обязательно, не отвертеться вообще никому. Поставить на учет авто, зарегистрировать бизнес, получить права – теперь одна проблема нас всех объединит... Самое насущное – это загранпаспорта. С 1 июля их можно будет получить исключительно через портал Gosuslugi.ru. ФМС взяла и поставила население перед фактом: хотите в Турцию, Египет или на Кипр – теперь только через сайт», – пишет в своем ЖЖ блогер TEN_NOMAD.
Пользователь zukar в своем ЖЖ подробно рассказал, как получал биометрический зангранпаспорт через сайт Gosuslugi.ru.
На 13 пунктов этой процедуры с пометкой «минус» приходится всего пять «плюсов». А из минусов основные таковы:
«Возни и потерь времени и денег больше, чем раньше: для Gosuslug нужны три кода активации, третий из которых дается в руки на Таганке в Ростелекоме (ул. Гончарная, 26). И стоит он 2500 рублей против старого (1000 рублей). Заполнив анкету на сайте, приходится идти в локальный отдел ФМС сверять 4 (четыре!) документа, это паспорт внутренний, старый загран, квитанция об оплате и трудовая книжка. Опять ждать месяц его изготовления и пару недель, пока донесут с почты извещение до квартиры (350 метров). Очередь в кабинет на сверку документов из тех, кто соблазнился на приход без очереди, обещанный на сайте и в СМИ. Связь с центральной базой по интернету через модем раз в полчаса, с помощью ношения флешки с данными и бумажек из комнаты в комнату».
«Раньше в нашей детской поликлинике № 56, чтобы записать ребенка на прием к специалисту, достаточно было позвонить в регистратуру. Теперь все изменилось. Мне надо дойти до поликлиники и получить «талончик» в инфомате. Причем инфомат устроен так, что он даже не может «считать» номер полиса с карточки. Его надо вбивать вручную. Но и сам ты не можешь этого сделать – для общения с инфоматом выделили специального человека. Это пожилая женщина, которая и сама с трудом с ним справляется», – рассказывает Галина.
Станет ли проще
Ранее в интервью газете ВЗГЛЯД директор Центра технологий электронного правительства НИУ ИТМО Андрей Чугунов заявлял, что основная проблема при создании эффективного электронного правительства в том, что «несколько лет в России занимались только федеральными сервисами, без которых развитие региональных невозможно». «Во многие региональные услуги входят компоненты, за которые отвечают федералы. Когда стало понятно, что без развития электронных услуг в регионах и муниципалитетах тоже ничего не получится, начали ставить нереальные сроки для запуска региональных сервисов. Теперь предстоит наладить систему электронного межведомственного взаимодействия. Этим начали заниматься только в прошлом году. В октябре удалось запустить этот процесс на уровне федеральных структур, была поставлена задача, чтобы к 1 июля все регионы и муниципалитеты начали оказывать услуги населению, не требуя никаких справок», – рассказал он.
Если все будет сделано так, как и предполагалось и прописано в ФЗ № 210 (Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» – прим. ВЗГЛЯД), то гражданам, соприкасающимся с чиновниками, должно стать проще.
Как сообщили газете ВЗГЛЯД в Минкомсвязи России, никакой «обязаловки» при оформлении документов с 1 июля не наступит. По словам представителя министерства: «Предусматривается, что 1 июля все организации будут предоставлять возможность электронных услуг. А воспользоваться ими или оформить документы «по старинке» – это уже выбор гражданина. Более того, теперь чиновники не должны будут запрашивать у гражданина те документы, которые уже есть государственных властей. Если им нужен какой-то дополнительный документ, они должны будут сами запросить его в том или ином ведомстве в ограниченные регламентом сроки».
Если это действительно произойдет, то гражданам уже не нужно будет бесконечно бегать за очередной бумажкой, которая понадобилась чиновнику. Теперь это уже будет его прямой обязанностью.
В ФМС газете ВЗГЛЯД также подтвердили, что с 1 июля никакой катастрофы не произойдет и оформлять паспорт можно будет по-прежнему двумя способами.
«Непонятно, почему начался такой ажиотаж и откуда пошла информация о том, что паспорт можно будет оформить только через сайт Gosuslugi.ru. Могу официально подтвердить, что после 1 июля загранпаспорта – и старого образца, и биометрический – можно будет оформить и на сайте, и обычным способом, в отделении УФМС», – пояснила газете ВЗГЛЯД руководитель пресс-службы ФМС России Залина Корнилова.
Другой вопрос, успеют ли все регионы подготовиться к 1 июля и предоставлять качественные услуги гражданам через сайт Gosuslugi.ru.
«Какие-то успеют. Но не все. Денег на электронное правительство им не дают, но они кроят свои бюджеты и стараются выполнить поставленную задачу», – заявил газете ВЗГЛЯД Андрей Чугунов.
По его словам, в этой сфере еще очень много нерешенных вопросов и работы.
«Серьезная проблема – это электронная идентификация личности. Сначала планировали в массовом порядке ввести универсальную электронную карту с 1 января 2012 года. Однако процесс отложили на год, и это правильно. Сроки были нереалистичные. Такие электронные удостоверения личности должны выпускаться, когда создана достаточно развитая инфраструктура электронного правительства», – говорит Андрей Чугунов.
http://www.vz.ru/society/2012/5/30/581325.html