Россия: на подступах к e-gov

Автор: Ксения Садовская 17 апреля 2012 г. 22:23:38 3 972   0

Во всем мире госсектор является самым крупным потребителем товаров и услуг, относящихся к сфере информационно-коммуникационных технологий. Участники конференции"ИКТ в госсекторе 2012: электронное правительство неизбежно", организованной CNews Conferences и CNews Analytics, обсудили итоги четырех лет информатизации государства за время президентства Дмитрия Медведева, оценили достижения и назвали проблемы, препятствующие более эффективному и широкому применению средств ИКТ для улучшения качества жизни в России.


Если раньше информационные системы в органах власти создавались почти исключительно для внутриведомственного использования, то сейчас набирают силу две мощных и взаимосвязанных тенденции: обеспечение взаимодействия госучреждений с гражданами и негосударственными организациями (G2C – Government to Citizen) и взаимодействие ведомств друг с другом (G2G – Government to Government).

В России тенденции развития рынка проявились в нескольких инициативах, которые сейчас весьма существенно меняют весь ИТ-ландшафт в госсекторе. Это, разумеется, электронные госуслуги, а также системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и межведомственного электронного документооброта (МЭДО), без которых говорить об электронных госуслугах не имело бы смысла.

 

Алексей Попов, директор департамента информационных технологий и связи правительства РФ, в своем выступлении констатировал, что электронное правительство у нас состоялось. На федеральном уровне сейчас через СМЭВ обрабатывается около 100 тыс. запросов в неделю, и это далеко не предел. С подключением регионов к СМЭВ это количество возрастет в десятки раз, вырастет документооборот. Было выявлено 337 услуг, которые требуют обмена сведениями между органами госвласти. В документообороте участвуют 988 наименований документов, а 250 документов вообще были исключены, когда сами ведомства стали задумываться о том, что им придется собирать их самостоятельно, а не требовать от заявителей.

Говоря о предстоящем вступлении в силу 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Алексей Попов заверил, что 1 июля закон начнет работать - для электронного или бумажного документооборота - неважно. Никаких переносов сроков не будет. При этом все понимают, что выполнить требования закона, полагаясь на бумажный документооборот, невозможно. Возросшие потоки документов между ведомствами в обязательном порядке требуют широкого применения средств ИКТ.

Комментируя ожидаемый эффект от введения в действие закона 210-ФЗ, г-н Попов привел следующие цифры: количество предоставляемых услуг гражданам и юридическим лицам в год составляет примерно 81 млн. В это же время количество сопутствующих обращений за различными справками и выписками составляет 560 млн. После перехода на межведомственное взаимодействие и перевода услуг в электронный вид общее количество обращений граждан и организаций будет равно количеству предоставленных услуг, т.е. 81 млн. Конечно, это не означает, что объем работы госсаппарата сократится в 7 раз, но, во-первых, вместо граждан эту работу станут делать сами чиновники, и, во-вторых, многие запросы станут выполняться в автоматизированном виде, на смену взаимодействию людей придет взаимодействие систем, что и будет основным фактором ускорения и экономии.

Кроме того, по словам Алексея Попова, правительство намерено контролировать не только расходы на ИКТ, но также и качество выполнения проектов и практическую отдачу от них.

Вячеслав Забелин, заместитель руководителя Росстата, напомнил собравшимся, что СМЭВ была создана для перехода на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении государственных услуг в электронном виде, для чего были разработаны соответствующие методические рекомендации и шаблон технологических карт межведомственного взаимодействия.

Олег Бейлезон:Доля электронных документов в госведомствах будет расти

На вопросы CNews ответил Олег Бейлезон, главный архитектор компании "Логика бизнеса 2.0".

CNews: Как вы оцениваете итоги работ по переводу госведомств на электронныйдокументооборот?

Олег Бейлезон:На мой взгляд, итоги этих работ оценивать рано - электронный документ в стране находится в фазе активного развития, уровень зрелости органов госвласти в части использования электронного документооборота сильно разнится от ведомства к ведомству: кто-то не мыслит себя без ЭДО, кто-то еще находится в процессе выбора и внедрения. И я предвижу следующую фазу – разочарование от результатов внедрения и использования некоторых решений и попытки "сменить коня на переправе". Для госведомств, в силу особенностей принятия и реализации решений о закупке программных продуктов и внедренческих сервисов, это особенно сложный процесс.

 

Сергей Поздняков: Переход на облачные решения в госсекторе – это вопрос времени

На вопросы CNews ответил Сергей Поздняков, региональный директор Citrix Systems по России и странам СНГ.

CNews: Готова ли инфраструктура госведомств к переходу на облачные технологии?

Сергей Поздняков: На данный момент инфраструктура госведомств не готова к полному переходу на облачные технологии. Безусловно, мы видим, что сейчас строится ряд "облаков" публичных или частных, задача которых заключается в предоставлении услуг и сервисов для государственных структур. Вместе с тем, согласно нашим данным, большинство из этих проектов еще не запущено в промышленную эксплуатацию. Вопрос исключительно во времени.

 

Тимур Меджитов: Органы власти всё больше смотрят в сторону полноценных открытых для кастомизации ECM-решений

На вопросы CNews ответил Тимур Меджитов, руководитель направления по работе с органами власти Directum.

CNews:Как изменились требования госорганов к СЭД в последнее время?

Тимур Меджитов:Если судить по нашей практике, в последнее время органы власти обращают серьезное внимание на комплексность предлагаемых продуктов и всё больше смотрят в сторону полноценных открытых для кастомизации ECM-решений. Классические задачи, связанные с организацией делопроизводства и учета обращений граждан, практически везде решены. Где-то это рыночные продукты, где-то - самописные решения.

 

Сергей Логинов: Сейчас закладывается правильная тенденция – отказ от ведомственной информатизации в пользу отраслевой

На вопросы CNews ответил Сергей Логинов, руководитель направления по работе с государственными структурами, EMC Россия и СНГ.

CNews: Какие решения, использованные при построении электронного правительства в других странах, применимы в России?

Сергей Логинов:Мне кажется, что практически все зарубежные решения могут быть в той или иной мере востребованы у нас. Государственные органы в разных странах предлагают гражданам схожий набор услуг или сервисов, соответственно, схожим может быть и подход к переводу этих сервисов в электронную форму. Никто не говорит, что надо слепо копировать зарубежные информационные системы, но использовать их опыт при решении аналогичных задач у нас было бы очень разумно.

 

Константин Королев: Рекомендую регионам использовать проверенные решения

На вопросы CNews ответил Константин Королёв, директор Департамента по работе с государственным сектором BSS Engineering.

CNews: Как вы оцениваете результаты работ по созданию электронного правительства по итогам 2011 г.?

Константин Королев: После годового периода погружения в практику реализации требований Федерального закона №210-ФЗ четко выразилась тенденция к стабилизации и унификации процессов перехода на межведомственное взаимодействие.

 

Наряду с этим продолжается развитие ГАС "Управление", в частности, предусмотрены разработка и утверждение технологических карт, определяющих состав информации, необходимой федеральным органам исполнительной власти при реализации ими государственных функций.

По сути дела, это определяющий этап реализации административной реформы, результатом которого должна быть оптимизация структуры государственных органов, существенное сокращение их численности и, одновременно, существенное повышение эффективности их деятельности.

Одним из ведомств, испытывающих наибольшую нагрузку по числу обращений, является "Росреестр". В его ведении находятся единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и кадастровый учет. Всего за 2011 г. "Росреестр" получил более 41 млн. запросов на выдачу сведений из своих баз данных и почти 39 млн. заявлений о постановке на кадастровый учет и на регистрацию прав. При этом в электронном виде поступило всего около 1,5 млн. запросов. Такие данные привелСергей Сапельников, заместитель руководителя "Росреестра". Он также отметил, что динамика роста числа электронных запросов весьма значительная, люди поняли, что можно не стоять в очереди и стали активно заказывать нужные справки через портал. В перспективе "Россреестр" настроен сократить бумажные обращения до минимума, изменив бизнес-процесс выдачи сведений и предоставив он-лайн доступ к своим ресурсам органам власти, нотариусам и гражданам. Программный комплекс "Федеральный информационный ресурс" – это крупномасштабный проект, направленный на создание активного хранилища данных объемом 1,5 петабайта.

Весь процесс должен быть полностью автоматизирован, что позволит значительно сократить число офисов и сотрудников ведомства. В качестве примера г-н Сапельников привел кадастровую службу Нидерландов, в которой после внедрения полностью автоматизированной системы осталось очень мало служащих.

Другая инициатива "Росреестра" — создание инфраструктуры пространственных данных. Впервые государственные геоинфомационые данные стали доступны публично, через портал "Росреестра", на котором планируется также предоставить доступ и к спутниковым снимкам всей территории России. Система реализована в виде набора веб-сервисов, таким образом обеспечивается прозрачная интеграция ГИС с любыми другими приложениями, например, системами мониторинга экологической ситуации, сельского хозяйства, лесов и пр.

Светлана Опенышева, министр информационных технологий Ульяновской области, подняла тему "электронной демократии" в сфере государственного управления.

Первый гражданский интернет-проект, предоставляющий любому жителю региона возможность оставить сообщение о той или иной проблеме с привязкой ее к карте был запущен в Ульяновской области весной 2011 года. По формату и функционалу он был практически идентичен таким успешно себя зарекомендовавшим проектам, как Street Journal, пользующийся поддержкой властей Пермского края, или проекту Turchak.ru по сбору жалоб, обращений и идей от жителей Псковской области. За год своей работы портал собрал около 1000 обращений по поводу различных проблем в городах региона.

Однако у этого и ему подобных порталов был один минус - для чиновников это было делом добровольным и факультативным. В этом свете с большим интересом было принято появление разработанного по заказу Минкомсвязи РФ портала "Электронная демократия". В Ульяновской области уже был успешный опыт взаимодействия с предшественником этого сайта – проектом "Демократор". Но новый единый федеральный портал оказался снабжен более эффективным и удобным инструментарием для формирования коллективных обращений в органы государственной власти и местного самоуправления.

Следующая задача - сделать портал популярным среди населения и превратить его в полноценную площадку для работы с гражданами над решением их проблем.

В ходе конференции не раз обращалось внимание на вопросы региональной информатизации. Далеко не во всех регионах происходят позитивные сдвиги, есть проблемы с подготовкой к исполнению требований закона 210-ФЗ. Республика Северная Осетия - Алания в плане информатизации к числу отстающих явно не относится. О процессе создания электронного правительства в регионе рассказалЛеонид Кесельбренер, заместитель председателя правительства республики Северная Осетия - Алания.

Анна Коробова, начальник отдела службы одного окна и информатизации префектуры Зеленоградского административного округа г. Москвы говорила об опыте применения краудсорсинга в госсекторе, приводя конкретные примеры из мирового и российского опыта. Технологии Web 2.0 могут применяться в целях повышения эффективности управления территорией. Например, в Зеленоградском округе проживают 211,9 тыс.чел., 40% - почти 85 тыс. человек - пользуются интернетом. Из них 3%, то есть 2,5 тыс. чел - очень активные пользователи. Если они решат хотя бы по 2 часа в месяц участвовать в решении проблем города, то в результате получится 7620 человеко-дней в год, что соответствует работе 30 муниципальных служащих. Выстраивание активного диалога и интерактивной обратной связи власти с активной частью пользователей поможет воспользоваться этой энергией и преобразовать ее в повышение качества услуг окружной администрации.

Сергей Поздняков, региональный директор по России и странам СНГ Citrix Systems, видит огромный резерв для экономии в виртуализации рабочих мест с использованием технологий Citrix. Сокращение затрат при отказе от обычных десктопов и переходу на тонкие клиенты может составить от 15% до 50%.

Другой резерв для экономии и повышения эффективности можно искать в развитии серверных технологий. Здесь правят бал "облака", о развитии которых рассказалДенис Дубодил, старший технический консультант "EMC Россия и СНГ". Многие заказчики оказались в сложной ситуации: отдать свои данные в публичное "облако" они не могут по соображениям безопасности, а строить свое частное "облако" - слишком сложная задача. EMC предлагает выход из этой ситуации в виде практически "коробочных" решений для развертывания частного "облака", от гипервизора до СХД.

Еще одной проблемой, которую невозможно игнорировать, стало сильное отставание информатизации региональных и муниципальных органов власти от общерыночных темпов. Это связано с недостаточностью финансирования и нехваткой квалифицированных ИТ-кадров на местах. Одним из путей преодоления этой проблемы могло бы быть использование прикладных решений на основе СПО, и, в первую очередь, систем электронного документооборота.Михаил Петров, архитектор решений компании "Логика бизнеса 2.0" представил СЭД "БОСС-Референт СПО" и рассказал об опыте ее внедрения в Башкортостане и в других регионах.

Не следует забывать, что создание инфраструктуры электронного правительства требует системного подхода и большого объема работ по интеграции информационных ресурсов на уровне региона. При этом использование единой технологической платформы позволяет реализовать сервисно-ориентированную архитектуру (СОА) с минимальными издержками, а приверженность открытым стандартам оставляет широкие возможности для развития системы в дальнейшем. Такой подход к решению задач региональной информатизации на основе технологий IBM продемонстрировалСергей Бастрыкин, руководитель направления "Электронное Правительство", Gemini Systems Russia.

Информационная система, кроме всего прочего, должна каким-то образом взаимодействовать с физическим миром, чтобы получать входные данные и сигналы. Очень часто самым эффективным методом передачи информации могут быть штрих-коды. К обычным линейным штрих-кодам мы уже привыкли и встречаем их везде — в розничной торговле, на почтовых отправлениях, на билетах. Двумерные коды могут вместить гораздо больше информации, чем обычные, они находят широкое применение в решениях для электронного правительства.Андрей Хаустов, менеджер по работе с ключевыми клиентами Motorola Solutions, считает наиболее технологичным и популярным стандартом PDF417. С его помощью можно передавать текстовую, графическую, биометрическую и аудиоинформацию для быстрой идентификации различных объектов. Например, эти штрих-коды используются в акцизных марках, регистрационных документах, удостоверениях личности и т. д.

Тимур Ахмеров, генеральный директор "Барс Груп", сфокусировал внимание на применении ИТ в образовании. Эту задачу можно рассматривать в двух аспектах: автоматизации бизнес-процессов в образовательных учреждениях и управленческих структурах, а также в части совершенствования самого образовательного процесса. Компания разрабатывает такие решения в сотрудничестве с "Ростелекомом" и внедряет их в 25 регионах России.

Для того чтобы электронное правительство не осталось вещью в себе, необходимо обеспечить доступ к его сервисам для всех граждан, в т.ч. числе и тех, которые не имеют домашних компьютеров и мобильных устройств с подключением к интернету. Компания Kraftway обеспечивает общественный доступ к госуслугам при помощи инфоматов, которые она разрабатывает и устанавливает в первую очередь в различных отдаленных районах. Информат может использоваться и в режиме обычного таксофона, что также удобно для населенных пунктов, где и сотовая связь далеко не всегда есть. Об этом проекте, который выполняется совместно с "Ростелекомом" рассказалРенат Юсупов, старший вице-президент Kraftway.

Разработки в сфере электронного правительства уже перешли из стадии проектов и пилотов в промышленную эксплуатацию. Но при этом все равно остается множество вопросов, требующих более углубленной проработки. Например, организация взаимодействия между СМЭВ региона и федерального уровня. Ведь даже если услуга оказывается на местном уровне, могут потребоваться сведения из федеральных информационных систем.Игорь Городничев, директор департамента корпоративных решений компании "Армада", осветил эти и другие вопросы реализации электронного правительства и проиллюстрировал их примерами из практического опыта своей компании.

Передовые технологические решения должны использоваться для максимально эффективного использования ресурсов регионов, считаетВячеслав Бутин, ведущий специалист по радиотехническим системам компании "Совзонд". Уже сегодня власти могут использовать данные космического мониторинга для контроля ситуации на своих территориях.

Опыт наших соседей из Республики Казахстан в создании электронного правительства также заслуживает внимания. В рейтинге ООН 2012 г. Казахстан занимает 38-е место, уступая России, которая в этом году резко вырвалась вперед и оказалась на 28-м месте, но это нисколько не умаляет интереса к проектам, о которых рассказывалВадим Фёдоров, директор по работе с партнёрами InterSystems. В своей презентации г-н Федоров дал подробную информацию о реализации госуслуг посредством развернутых по всей республике центров обслуживания населения (ЦОН), аналогичных МФЦ в России. Проект выполняла компания "Летограф" на технологиях Cache и Ensemble.

 

Олег Бейлезон:Доля электронных документов в госведомствах будет расти

На вопросы CNews ответил Олег Бейлезон, главный архитектор компании "Логика бизнеса 2.0".

CNews: Как вы оцениваете итоги работ по переводу госведомств на электронныйдокументооборот?

Олег Бейлезон:На мой взгляд, итоги этих работ оценивать рано - электронный документ в стране находится в фазе активного развития, уровень зрелости органов госвласти в части использования электронного документооборота сильно разнится от ведомства к ведомству: кто-то не мыслит себя без ЭДО, кто-то еще находится в процессе выбора и внедрения. И я предвижу следующую фазу – разочарование от результатов внедрения и использования некоторых решений и попытки "сменить коня на переправе". Для госведомств, в силу особенностей принятия и реализации решений о закупке программных продуктов и внедренческих сервисов, это особенно сложный процесс.

CNews:Какова доля документооборота, которая сегодня осуществляетсяведомствами в электронном виде?

Олег Бейлезон:Эту долю сложно оценить. Есть, конечно, определенные отчеты, но они базируются на декларациях самих ведомств, реальная же картина может отличаться от "отчетной". Сказываются и особенности менталитета - "бумаге" в нашей стране верят больше. Кроме того, процедура придания юридической значимости электронным документам до сих пор не оформлена окончательно.

Я оцениваю долю "электронизации" - на федеральном, региональном и муниципальном уровнях - в 15-25% от общей доли документооборота.На федеральном уровне этот показатель выше, на муниципальном - ниже. Но динамика здесь, безусловно, положительная: доля документов, работа с которыми производится преимущественно в электронной форме, будет расти.

CNews:Какие проблемы, исходя из вашего опыта, приходится решать в процессевнедрения СЭД в госведомствах?

Олег Бейлезон:Ведомство, как правило, имеет много общих черт с крупной бюрократизированной коммерческой организацией, что создает типичные для данного типа предприятий сложности внедрения: формализация общения при постановке и обсуждении задач, попытки ухода от ответственности под формальными предлогами, длительные процедуры и т.п.

Кроме того, данная сфера деятельности - внедрение информационных систем различного назначения в органах власти - является предметом интенсивного нормативного и технического регулирования, что также может приподнести сюрпризы при внедрении как заказчику, так и исполнителю, так как постановка задачи, несмотря на согласованные технические задания, может измениться благодаря очередному нормативному документу, принятому на высшем уровне.

В этой ситуации необходим ряд навыков в проведении подобного рода проектов и со стороны заказчика - органа госвласти, и со стороны исполнителя, умение подстраиваться под новую ситуацию с одновременным соблюдением имеющихся договоренностей и сохранением экономической целесообразности проекта. В силу этого на рынке услуг СЭД для госсектора естественным образом "выживают" прежде всего компании, накопившие опыт деятельности в таких непростых условиях.

CNews:Что ваша компания могла бы предложить госведомствам?

Олег Бейлезон:Наша компания уже давно выполняет различные государственные контракты по проектированию и внедрению систем электронного документооборота как на базе коммерческого ПО, так и с помощью разработок, распространяемых по бесплатной модели.

Накоплен большой опыт по использованию ЭЦП, организации межсистемного и межведомственного взаимодействия, предоставления сервисов мобильности для пользователей планшетных компьютеров. Нашим безусловным преимуществом является возможность организации комплексных проектов, включающих в себя не только работы по внедрению ПОдля организации документооборота, электронных архивов, но и модернизацию вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры заказчика с целью обеспечения ее соответствия техническим и нормативным требованиям для внедрения и эксплуатации системы.

Нашими решениями пользуются государственные учреждения всех уровней - от крупных федеральных структур до муниципалитетов. И, рассматривая государственный сектор как одно из приоритетных направлений развития, мы, безусловно, готовы предлагать специальные условия, особенно в сложных инновационных проектах.

 

Сергей Поздняков: Переход на облачные решения в госсекторе – это вопрос времени

На вопросы CNews ответил Сергей Поздняков, региональный директор Citrix Systems по России и странам СНГ.

CNews: Готова ли инфраструктура госведомств к переходу на облачные технологии?

Сергей Поздняков: На данный момент инфраструктура госведомств не готова к полному переходу на облачные технологии. Безусловно, мы видим, что сейчас строится ряд "облаков" публичных или частных, задача которых заключается в предоставлении услуг и сервисов для государственных структур. Вместе с тем, согласно нашим данным, большинство из этих проектов еще не запущено в промышленную эксплуатацию. Вопрос исключительно во времени.

Инфраструктура находится на стадии становления. Сегодня ведущие вендоры и российские интеграторы активно помогают госструктурам построить архитектуру, способную использовать облачные технологии.

CNews: Насколько безопасно использовать облачные решения в работе органов государственной власти?

Сергей Поздняков: В мире нет ничего абсолютного. Нет и абсолютной безопасности. Вместе с тем, облачные технологии позволяют обезопасить работу органов государственной власти гораздо более значительно, чем традиционный подход к построению ИТ. И решения Citrix вносят существенный вклад в увеличение уровня информационной защиты взаимодействия различных государственных структур как друг с другом, так и с заказчиками их услуг, сервисов.

CNews: Какие решения Citrix может предложить государству?

Сергей Поздняков: У Citrix большое портфолио продуктов, которые компания может предложить госорганам, все зависит от тех задач, которые стоят перед определенными кругами госсектора. Это может быть, например, перенос внутренней инфраструктуры в "облако", используя виртуализацию десктопов, приложений для снижения нагрузки на обслуживающее подразделение.

Госорганы – это некая госкорпорация, у которой есть свои ресурсы по работе с персональными компьютерами и т.д. Есть ИТ-подразделение, которое это все обслуживает. И здесь можно сильно снизить нагрузку и затраты на эту составляющую, перенеся их (приложения и десктопы) в "облако", оставив только тонкие клиенты, обеспечив возможность работы с любого места, где бы они не находились, с соответствующими приложениями и ресурсами.

Другая часть – это предоставление услуг госсектора населению. Компания Citrix недавно объявила о переходе к новому этапу стратегии, направленной на повсеместное внедрение открытых, совместимых облачных систем. Ключевой частью реализации данной стратегии стало вступление популярного решения CloudStack в сообщество Apache Software Foundation, широко известное своей поддержкой развития самых успешных проектов программного обеспечения с открытым кодом. Этот шаг позволит привлечь еще больше независимых разработчиков, которые, используя технологии, в том числе и переданные компанией Citrix, построят более надежные и масштабные "облака".

Сейчас на технологии CloudStack построено большое количество коммерческих "облаков", которые приносят своим основателям хороший доход в денежном выражении. К примеру, это компания Korea Telecom, которая обслуживает различные онлайн игры (с этими примерами можно ознакомиться на cloudstack.org). Также эти облачные технологии можно развернуть и для предоставления услуг населению.

Еще один комплекс продуктов, которые могут помочь, даже если будет выбрана другая облачная платформа, - это сетевые решения Citrix NetScaler для балансировки нагрузки - разгрузки физических серверов (чтобы уменьшить количество физических серверов для обслуживания прежнего количества пользователей, либо оставить это число серверов для обслуживания большего количества граждан, используя существующие ресурсы).

Citrix NetScaler – это балансировка нагрузки, защита web-приложений (в том числе финансовых), решение сертифицировано на использование в средах компаний, принимающих к оплате кредитные карты. Технических проблем в развертывании этих решений внутри госсектора, в том числе и российского, нет. Есть вопросы, которые могут возникнуть у госсектора, связанные с сертификацией данных решений с точки зрения обеспечения безопасности. Согласно требованиям наших руководящих органов, например, ФСБ, необходимо наличие той или иной криптографии. Наша компания ведет активную работу над решением этих вопросов.

 

Тимур Меджитов: Органы власти всё больше смотрят в сторону полноценных открытых для кастомизации ECM-решений

На вопросы CNews ответил Тимур Меджитов, руководитель направления по работе с органами власти Directum.

CNews:Как изменились требования госорганов к СЭД в последнее время?

Тимур Меджитов:Если судить по нашей практике, в последнее время органы власти обращают серьезное внимание на комплексность предлагаемых продуктов и всё больше смотрят в сторону полноценных открытых для кастомизации ECM-решений. Классические задачи, связанные с организацией делопроизводства и учета обращений граждан, практически везде решены. Где-то это рыночные продукты, где-то - самописные решения.

При этом органы власти желают увидеть решения, которые, во-первых, заменят такие нишевые продукты, а во-вторых, позволят решать и другие задачи, близкие к концепции ECM. Среди таких задач реализация процессов предоставления государственных и муниципальных услуг, системы хранения исторических документов и предоставления доступа к ним читателям в регионе, муниципалитете, органе власти.

Кроме этого, серьезное внимание уделяется масштабам использования СЭД, производительности системы для обеспечения работы тысяч и десятков тысяч пользователей, возможности выстраивать распределенную архитектуру при наличии плохих каналов связи или организационной независимости. Регионы рассматривают единое решение для всех органов исполнительной власти, муниципалитетов, подведомственных организацией. Федеральные органы власти рассматривают решение для всех своих территориальных управлений и подведомственных структур.

CNews:Какие проблемы возникают в процессе внедрения СЭД в госорганах и их дальнейшего подключения с СМЭВ?

Тимур Меджитов:Непосредственно СЭД редко подключается к СМЭВ, если она используется только для задач электронного документооборота. Если же на базе ECM-системы внедряется не только СЭД, но и система исполнения регламентов предоставления госуслуг, в этом случае подключение к СМЭВ обязательно.

Мы на своей практике сталкивались в первую очередь со слабой документированностью технических тонкостей подключения к СМЭВ. Но это можно назвать особенностью переходного периода на межведомственное взаимодействие, когда сами технологические процессы подключения только отлаживаются.

CNews:Как вы оцениваете эффективность использования СЭД в госорганах?

Тимур Меджитов:В тех органах власти, где СЭД используется только для регистрации документов и контроля исполнения, при этом по факту работа ведется с бумажными документами, эффективность использования системы невысокая. Она в данном случае играет роль вспомогательной системы – помощника. Если же с СЭД работает порядка 70% сотрудников и более, работа с документами в первую очередь производится в электронном виде и бумага нужна только для архивов и соблюдения законодательства, то это очень эффективное использование СЭД.

В своих проектах мы ориентируемся на второй вариант работы. Пусть это увеличивает сроки внедрения и заставляет формировать новую культуру работы, зато и результаты значительно превосходят первый вариант.

CNews:Какой опыт вашей компании, на ваш взгляд, мог бы пригодиться госорганам в первую очередь?

Тимур Меджитов:Здесь стоит выделить несколько ключевых направлений. Во-первых, технологические компетенции в области создания масштабных территориально распределенных проектов. Во-вторых, консалтинг в области построения безбумажной работы в органах власти, в т.ч. разработка нормативных документов, обеспечивающих такой порядок работы. Описание процессов предоставления госуслуг и выполнения госфункций, проведение функционально-стоимостного анализа с последующей оптимизацией процессов. И в-третьих, создание центров компетенции у заказчика, которые позволят с использованием своих ресурсов (или региональных) обеспечить качественное развитие проекта, поддержку пользователей и охват новых задач.

 

Сергей Логинов: Сейчас закладывается правильная тенденция – отказ от ведомственной информатизации в пользу отраслевой

На вопросы CNews ответил Сергей Логинов, руководитель направления по работе с государственными структурами, EMC Россия и СНГ.

CNews: Какие решения, использованные при построении электронного правительства в других странах, применимы в России?

Сергей Логинов:Мне кажется, что практически все зарубежные решения могут быть в той или иной мере востребованы у нас. Государственные органы в разных странах предлагают гражданам схожий набор услуг или сервисов, соответственно, схожим может быть и подход к переводу этих сервисов в электронную форму. Никто не говорит, что надо слепо копировать зарубежные информационные системы, но использовать их опыт при решении аналогичных задач у нас было бы очень разумно.

CNews: Как сделать ИТ затраты госведомств более эффективными?

Сергей Логинов:Уже сейчас закладывается правильная тенденция – отказ от ведомственной информатизации в пользу отраслевой. Наличие многочисленных, не всегда хорошо проработанных и, зачастую, дублирующих друг друга информационных систем означает многократное увеличение расходов на их создание и последующее сопровождение. Консолидация информационных ресурсов в рамках нескольких крупных отраслевых систем, несомненно, уже делает затраты государства более эффективными. К тому же, такое укрупнение позволит существенно повысить качество проектирования и внедрения, а при эксплуатации – и утилизации вычислительных мощностей.

CNews: Какие "облака" наиболее востребованы госсекторам – приватные или коммерческие?

Сергей Логинов:Безусловно, приватные. Коммерческие публичные "облака", при понятных достоинствах в виде сокращения расходов владельца информации, имеют для государственных структур существенные недостатки. Основная – отсутствие гарантии целостности, неизменности и сохранности информации. Также, пока еще публичные "облака" "не доросли" до тех высоких требований к безопасности, которые предъявляются к государственным информационным системам, большинство из которых в той или иной степени связаны с персональными данными, либо государственной тайной.

CNews: Что ваша компания готова предложить госведомствам?

Сергей Логинов:Думаю, почти все из продуктов и решений EMC могут быть использованы при построении электронного правительства и других государственных отраслевых информационных систем.

В первую очередь, это наши облачные решения и продукты, основанные на концепции BigData. Это и полностью готовые к эксплуатации виртуализированные ЦОДы Vblock (совместный продукт компаний VMWare, CISCO и EMC), и облачные хранилища Atmos,позволяющие быстро и эффективно организовать доступ к данным сотням, тысячам и миллионам географически распределенных пользователей, и системы Isilonдля хранения действительно больших объемов информации, измеряющихся петабайтами и даже десятками петабайт.

Для тех заказчиков, которые по тем или иным причинам считают себя еще не вполне готовыми к внедрению облачных решений, мы предлагаем самый широкий спектр классических хранилищ, таких как наш флагманский продукт VMAX, системы среднего класса VNX и системы для небольших удаленных филиалов – VNXe.

Также у нас очень сильная линейка систем резервного копирования и, что важнее, - восстановления данных в случае сбоев. Здесь хочется отметить программно-аппаратный комплекс Avamar – идеальное решение для резервного копирования удаленных филиалов по плохим каналам связи и семейство дисковых библиотек с дедупликацией DataDomain.

 

Константин Королев: Рекомендую регионам использовать проверенные решения

На вопросы CNews ответил Константин Королёв, директор Департамента по работе с государственным сектором BSS Engineering.

CNews: Как вы оцениваете результаты работ по созданию электронного правительства по итогам 2011 г.?

Константин Королев: После годового периода погружения в практику реализации требований Федерального закона №210-ФЗ четко выразилась тенденция к стабилизации и унификации процессов перехода на межведомственное взаимодействие.

Важным решением было установление персональной ответственности за ход исполнения закона в регионах. Последовательные действия госструктур и ИТ-разработчиков, вовлеченных в процесс, позволили добиться практических результатов как на федеральном, так и на региональном уровне.

Кроме того, на федеральном уровне в 2011 году разработаны сервисы, которые предоставят возможность гражданам оплачивать госуслуги самым оптимальным способом. При этом Федеральное казначейство выполняет роль Единого оператора системы учета начислений и фактов оплаты при взаимодействии с Единым порталом государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).

CNews: Какие факторы, на ваш взгляд, оказывают наиболее существенное как позитивное, так и негативное влияние на ход этих работ?

Константин Королев:Негативных факторов несколько.Во-первых, долгое время  отсутствовали единые подходы к  правилам взаимодействия с инфраструктурой электронного правительства. Во-вторых, существующая нормативно-правовая база часто противоречива. В-третьих, однозначное понимание того, кто может быть подрядчиком этих работ - на прошедшей конференции этот вопрос поднимался одним из региональных операторов.

Системы в региональных органах исполнительной власти, как правило, не унифицированы, разрознены. Типичный набор трудностей для региона: каналы связи, кадры, информационная безопасность, привязанная к местной специфике нормативно-правовая база и многое другое. Технические требования к СМЭВ часто обновляются, поэтому уже готовые сервисы приходится многократно переделывать, что трудновыполнимо силами собственных специалистов в регионах.

Позитивным стимулирующим фактором является фактор времени – 1 июля 2012 года, и связанная с этим персональная  ответственность.

CNews: С какими проблемами вам как компании-интегратору пришлось столкнуться в процессе проведения работ, например, в Волгоградской  области?

Константин Королев:С теми же самыми, что преодолевают сейчас наши коллеги в других регионах, я их перечислил ранее. Добавлю, что мы были одними из первых, кто начал тестировать федеральные сервисы при взаимодействии с созданной нами региональной системой межведомственного взаимодействия в Волгоградской области и направлять в ФОИВы комментарии для корректировки.

CNews: Что вы, исходя из вашего опыта, можете рекомендовать регионам?

Константин Королев:Регионам рекомендую использовать проверенные решения, доказавшие свою эффективность в «полевых» условиях, которые можно развернуть в самые короткие сроки. Решения должны быть максимально просты и приближены к работоспособным аналогам из других секторов рынка.

В Волгоградской области мы использовали решение, которое является в банковской среде фактическим стандартом много лет. Известно, как вырос за последние 10–15 лет отечественный банковский сектор и насколько широко в нём представлены системы дистанционного банковского обслуживания, доказана эффективность этих решений и их практическая применимость независимо от уровня сложившейся ИТ-инфраструктуры.

Ограничение доступа к сети интернет или специальным ведомственным каналам связи для наших технологий некритичны — достаточно наличия обычной телефонной линии. Здесь,  так называемый  «оффлайн», обеспечивает гарантированный обмен юридически значимой информацией, необходимой для полноценной работы региональной системы межведомственного взаимодействия на любой территории.

 

http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2012/04/16/485915_8


Тэги:   #информационное общество. электронное правительство  

0