Многофункциональные центры получат статус посредника при контактах с властью
Одним из последних законопроектов правительства Владимира Путина, внесенных в Госдуму, стали поправки к законодательству, расширяющие по инициативе Минэкономики возможности так называемых многофункциональных центров по предоставлению госуслуг (МФЦ). Эксперименты 2007-2009 годов с МФЦ признаны успешными: проектом предполагается резко расширить полномочия центров, что должно снизить их функциональность для граждан, они получают статус официального и юридически ответственного посредника при общении граждан и госструктур при оказании госуслуг.
Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу одного окна" — вероятно, одна из последних концептуальных наработок нынешнего правительства РФ, дошедшая до Госдумы. Напомним, реализацией принципа одного окна правительство занималось еще в 2007-2008 годах с подачи Минэкономики, после этого некоторая активизация работы вокруг МФЦ была связана с проектом "электронное правительство" и неудачным внедрением системы универсальной электронной карты в 2010-2011 годах. Законопроект — системная попытка резко расширить функциональную нагрузку действующей системы МФЦ.
Как следует из пояснительной записки к документу, созданию законопроекта предшествовал анализ законодательства с целью обнаружить в нем барьеры, препятствующие исполнению МФЦ роли посредника между гражданами и госструктурами при оказании госуслуги или муниципальной услуги: в частности указания в законах на необходимость обязательного личного получения или документов на получение госуслуги, или результата госуслуги в органе, ее оказывающем. В итоге законопроект призван внести такие поправки в 23 действующих закона — в большинстве случаев речь идет о возможности действия МФЦ как уполномоченного представителя гражданина при такого рода взаимодействии.
Рост нагрузки на МФЦ, предполагаемый законопроектом, выглядит довольно серьезным. Так, в ряде случаев МФЦ может выступать как посредник в общении с ЗАГСом и Федеральной миграционной службой; с земельным кадастром; с органами соцобеспечения; с пенсионным фондом. МФЦ и ранее не ориентировался только на "бытовые" потребности рядовых граждан — теперь же функционал МФЦ, как предполагается, расширится на предпринимателей-строителей (именно центры могут принимать пакеты документов для получения разрешения на строительство) и в целом на менеджмент коммерческих компаний (МФЦ, как предполагается, будут принимать отдельные заявления в Федеральную антимонопольную службу). Негражданам также открываются возможности работы с МФЦ — работодатели получат возможность направлять уведомление о прибытии на работу негражданина через центр. Наконец, важнейшей новеллой законопроекта является открытие возможности передачи через МФЦ налоговых деклараций физических лиц.
Одновременно законопроект закрывает и пробелы в юридическом статусе МФЦ как посредника. Ст. 5 законопроекта декларативно устанавливает ответственность МФЦ за "полноту передаваемых органу, предоставляющему госуслугу" документов, за их своевременную передачу, за выдачу результатов госуслуги, равно как и за разглашение государственной, налоговой или коммерческой тайны. Кроме того, также декларативно устанавливается ответственность МФЦ и их должностными лицами перед юридическими и физическими лицами за ненадлежащее исполнение полномочий — иными словами, МФЦ может быть ответчиком в суде в случае ущерба от работы схемы одного окна. Резкий рост нагрузки на МФЦ без соответствующего роста его финансирования при дальнейших отсрочках проекта "электронное правительство" может в 2012 году вызвать между тем проблемы системы — финансово-экономическое обоснование законопроекта декларирует, что рост нагрузки на МФЦ не потребует дополнительных расходов на систему центров со стороны бюджетов. При этом публичного обсуждения социальных и политических последствий "отгораживания" через МФЦ госструктур от получателей госуслуг по-прежнему не предусмотрено.
Finansovo-economicheskoe obosnovanie.doc
Poyasnitelnay zapiska.doc
Soprovoditelnoe pismo.doc