"Кликнуть" чиновника
Регионы СЗФО начали активное создание электронного правительства. При этом каждый из субъектов уже столкнулся со значительным количеством проблем, в причинах появления которых и разбирались корреспонденты "Российской Газеты".
До Книги Гиннесса недалеко
В Карелии оказывают лишь девять электронных услуг из 249, в Вологодской области - 11. Между тем электронное правительство должно начать работу уже в нынешнем году. В Карелии уже несколько лет ведут разговоры об электронном правительстве. О том, как граждане смогут в режиме "одного окна" решить все свои дела, не обращаясь в разные инстанции, о единых центрах, где будут собраны все базы данных, о документообороте между министерствами и другими ведомствами. Называются рейтинги, в которых Карелия якобы чуть ли не на первых позициях по разработке электронных услуг. И вдруг выясняется, что из 249 услуг регион оказывает лишь девять. Услышав об этом на заседании республиканского правительства, глава республики Андрей Нелидов очень удивился. Почему так мало, и это в то время, когда на совещаниях самого высокого уровня с участием президента страны и премьер-министра говорят о необходимости ведения всего документооборота в электронном виде? Председатель республиканского государственного комитета по развитию информационно-коммуникационных технологий Дмитрий Бураков заверил: все идет по плану.
Для организации процесса перехода на межведомственное взаимодействие в республике подготовлен и утвержден соответствующий перечень мероприятий, образована рабочая группа, утвержден список государственных услуг с элементами межведомственного взаимодействия. В настоящее время в этот перечень входят 53 государственные услуги, однако в ходе работы он может быть и дополнен. В декабре прошлого года региональная система межведомственного электронного взаимодействия была запущена в тестовую эксплуатацию, в которую входят шесть исполнительных органов. А вообще первый государственный контракт на приобретение оборудования в электронном варианте был заключен еще в 2007 году. В четырех ведомствах тогда пытались внедрить эту систему, но в полном объеме ничего не получилось. - С попытки внедрения электронного документооборота прошло уже пять лет, таких сроков не бывает, - заметила внештатный советник главы Карелии, директор регионального Центра новых информационных технологий Петрозаводского государственного университета Наталья Рузанова. - Все должно проходить значительно быстрее. Не то придется заносить этот процесс в Книгу рекордов Гиннесса.
"Магнитный" работодатель Кстати, недалеко ушла от Карелии и Вологодская область. Здесь компания, которая занимается совместно с правительством региона проектом по созданию и внедрению регионального электронного правительства, перевела в электронный вид 11 наиболее социально значимых и востребованных государственных и муниципальных услуг. Это прием заявлений и постановка на учет и зачисление детей в детские сады, школы, предоставление ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда, государственная регистрация актов гражданского состояния: регистрация брака, рождения, установление отцовства и другие. Кроме того, теперь работодатель оперативно и без лишних бумаг может сдать отчетность в пенсионный фонд. Она принимается на магнитных носителях или по Интернету. Юридическая сила представленных документов подтверждается электронной цифровой подписью. Как сообщили в региональном пенсионном фонде, системой электронного документооборота воспользовались уже 33,7 процента работодателей региона. До конца 2012 года намерены создать систему единого электронного документооборота в Ленинградской области, пользователями которой будут органы исполнительной власти, местного самоуправления и подведомственные учреждения. Об этом заявил исполняющий обязанности председателя комитета по телекоммуникациям и информатизации Олег Макаров на видеоконференции с главами администраций муниципальных районов. По его утверждению, в органах исполнительной власти будет развернуто 720 рабочих мест, в администрациях муниципальных районов - 310, в администрациях сельских и городских поселений - 219, в подведомственных государственных учреждениях - 182 рабочих места. Кроме того, для создания электронного документооборота между органами исполнительной власти и городскими, сельскими поселениями создадут около 500 рабочих мест пользователей в опытной зоне. Здесь предполагается полностью перейти на электронный документооборот с участием органов местного самоуправления второго уровня и подведомственных государственных учреждений.
Миллионы - на карту
А вот в Карелии органы местного самоуправления и подведомственные учреждения пока не планируют сводить в единый электронный документооборот. Это слишком затратная процедура, и работа зависит от финансирования. Основные средства тратятся на техническое сопровождение и лицензии. Комитет по развитию информационно-коммуникационных технологий получил заявку на организацию 309 рабочих мест, это будет стоить 3,5 миллиона рублей, в наличии же пока 700 тысяч.
В Ленинградской области, считают разработчики, в единой системе электронного документооборота будет не менее четырех тысяч пользователей. И постепенно станет снижаться стоимость оснащения одного рабочего места - с 41,5 тысячи рублей (2010 год) до 17,2 тысячи - к концу 2012 года и до 9,7 тысячи - к концу 2015 года. Для качественного оказания госуслуг в электронном виде в Карелии до конца нынешнего года должны появиться многофункциональные центры, которые упростят эту процедуру. Подобные центры работают по принципу "одного окна", благодаря чему человек освобождается от необходимости получать справки в разных госучреждениях и муниципальных органах власти, ходить по инстанциям, стоять в очередях. Центральный офис - центр обработки данных - будет находиться в Петрозаводске, а его филиалы появятся в первую очередь в городах Костомукша и Сортавала, Пряжинском районе.
Что касается универсальной электронной карты, то, как пояснил председатель республиканского госкомитета по развитию информационно-коммуникационных технологий Дмитрий Бураков, на федеральном уровне принято решение о ее внедрении с 1 января 2013 года. До этого времени всем регионам поручено организовать подготовительную работу по выдаче универсальных электронных карт гражданам. Данной работой занимаются и в Новгородской области. Здесь правительство выделило на эти цели семь миллионов рублей, в 2011 году было потрачено восемь миллионов. И все же, несмотря на проводимые мероприятия и освоение средств, далеко не все регионы могут похвастаться активным электронным документооборотом между ведомствами. Хотя та же Наталья Рузанова, директор регионального Центра новых информационных технологий Петрозаводского государственного университета, уверена, что уже созданы необходимые условия. Нужно срочно согласовывать регламенты и начинать внедрение электронных правительств.
По мнению губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова, технические и кадровые возможности для внедрения электронного документооборота есть, но работа осуществляется недостаточными темпами. Основной задачей является не только организация электронного документооборота между структурами власти, но прежде всего оперативный переход на предоставление государственных и муниципальных услуг населению в электронном виде, открытость их для жителей области. Без очереди Калининградский сектор единого портала государственных услуг, на внедрение которого из областного бюджета выделено 35 миллионов рублей, функционирует сегодня в режиме опытной эксплуатации. В промышленную эксплуатацию электронное правительство будет запущено после тестирования работы всех его сервисов. Об этом заявил на прошедшей пресс-конференции и. о. директора Агентства по развитию связи и массовых коммуникаций Калининградской области Сергей Нескоромный. - В электронный вид пока переведены 50 социально значимых услуг, наиболее востребованных населением, - уточнил он. - Среди них предоставление ежемесячного пособия на ребенка, выдача регионального сертификата на материнский капитал, содействие гражданам в поиске работы, запись на регистрацию брака и выдача различных справок ЗАГСа и другие.
Журналистам продемонстрировали, как можно сэкономить время, записавшись по Интернету к врачу или оформить заявление на получение маткапитала. Пройти весь путь без ошибки, пожалуй, под силу продвинутым пользователям. Впрочем, как заверили чиновники, у тех, кто не владеет компьютером, останется альтернатива - обратиться в службу "одного окна". Жаль, правда, что в новой версии портала электронных госуслуг не оказалось регистратора числа посетителей. К середине года к имеющемуся списку электронных госуслуг добавятся 50 муниципальных. Уже с 1 марта начнет действовать система межведомственного взаимодействия по 14 приоритетным услугам. Не секрет, что не все муниципальные служащие готовы к новой работе. Сложностей будет не избежать. В агентстве по развитию массовых коммуникаций готовятся провести серию обучающих семинаров.
Тем временем Один из банков Санкт-Петербурга тестирует карту "Электронное правительство". Она не только предлагает привычный набор банковских услуг, но и является носителем электронной подписи, что позволяет использовать возможности портала государственных услуг. Этот же банк присоединился к проекту "Универсальная карта", который может служить средством идентификации своего держателя вместо паспорта, водительских прав. Такая карта содержит и данные медицинского полиса владельца. Однако сама процедура обращения к электронным госуслугам вызывает у горожан неоднозначные оценки. Несмотря на заверения различных служб о том, что "все работает отлично", получить госуслуги через терминалы, к примеру, не всегда возможно.
http://www.rg.ru/2012/03/06/reg-szfo/pravitelstvo.html